Файл: Формирование группового поведения в организации (Основные признаки группы. Причины формирования групп.).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы группового поведения в организации
1.1 Основные признаки группы. Причины формирования групп
1.2 Групповая динамика. Группообразование
1.3 Принятие групповых решений: процесс и методы
Глава 2 Анализ группового поведения в компании «Фокус»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Постановка управленческой проблемы
2.4 Мероприятия по повышению эффективности формирования группового поведения
Социальный пакет в ООО «Фокус» предлагается формировать таким образом, чтобы работник самостоятельно, в пределах суммы баллов, полученной при оценке его квалификации по занимаемой должности, выбирал из списка льготы, которые наиболее важны для него. Например, один отдает преимущество оплате учебы, другой – дополнительному медицинскому страхованию, третий - оплате занятий спортом и так далее.
Всеми без исключения льготами может пользоваться руководитель организации. Практическими всеми – начальники отделов. Минимум льгот может быть предоставлен вспомогательному персоналу.
Сплочению трудового коллектива ООО «Фокус» способствует формирование организационной культуры предприятия.
В ООО «Фокус» целесообразно использовать следующие методы развития корпоративной культуры:
- диагностика и решение проблем подразделения или организации на основе анкетирования, тренингов и т. п.;
- раскрытие способностей сотрудников, помощь им в определении путей самореализации;
- создание теплой и творческой атмосферы в коллективе;
- диагностика кандидатов на соответствие требованиям корпоративной культуры;
- адаптация новых сотрудников к нормам, правилам и традициям предприятия;
- привлечение штатного психолога для работы с кадрами.
- Предлагаются к внедрению следующие корпоративные правила и традиции для ООО «Фокус»:
- одежда единого корпоративного стиля; чистая обувь;
- канцелярские принадлежности отмечены корпоративной символикой;
- обращение к коллегам и клиентам на «вы»;
- поощрение здорового образа жизни сотрудников, запрет на курение;
- коллективное празднование дня рождения предприятия и т.д.
С целью выполнения поставленных задач в рамках формирования и развития корпоративной культуры требуется привлечение психолога, который будет осуществлять следующие функции:
- социально-диагностическую – социально-психологические исследования коллектива, изучение проблемных, конфликтных ситуаций в подразделениях предприятия, прогнозирование реакции персонала различных категорий на принятое руководством решение;
- психологическую – составление психологических портретов сотрудников, психодиагностика;
- тренинговую;
- консультационную – психологическое обеспечение кадровой работы, оказание моральной поддержки сотрудникам предприятия.
Для создания условий отдыха и приема пищи в ООО «Фокус» предлагается организовать комнату отдыха.
Комната для персонала площадью 40 м2 (имеется в наличии неиспользуемое помещение) должна иметь привлекательный интерьер. Необходимо предусмотреть удобную мебель (стулья, кресла, стол, шкаф, телевизор, музыкальный центр, озеленение натуральными растениями). Также необходимо обеспечивать минимальный набор продуктов для отдыха (чай, кофе, сахар, печенье).
В целом комната отдыха должна нести функцию психологической разгрузки, релаксации и создания неформальной обстановки для сплочения коллектива.
Для решения конфликтных ситуаций предлагается организация корпоративных тренингов. Такое обучение помогает решить в организации сразу несколько задач: повысить профессиональный уровень сотрудников; разработать и внедрить программу изменений; решить конфликтные ситуации; проводить мероприятия по командообразованию и сплоченности персонала; повысить мотивацию; реализовать личностный потенциал. Тренинги проводятся по схеме: общее количество участников одного тренинга – 15 человек; количество занятий один раз в неделю по одному часу. Группы составляются с учетом занятости. Тренинги проводятся психологом.
Заключение
На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы.
Для достижения эффективных результатов совместной деятельности трудового коллектива необходимо правильно сформировать группу и научить всех ее членов навыкам совместной работы, а также умению объединять и концентрировать усилия на решении общих задач.
Анализ особенностей управления персоналом в ООО «Фокус» показал, что на предприятии существует проблема текучести кадров. Также выявлены следующие проблемы в работе с кадрами (которые и являются причиной высокой текучести персонала).
При принятии определенных управленческих решений резонно использовать коллективное обсуждение, обеспечивающее высокую обоснованность и эффективность. В этом случае целесообразно использовать метод мозгового штурма (мозговой атаки, атаки мыслей, брейншторминг). Он используется, когда отдельные специалисты и эксперты не могут решить какую-то проблему. Заключается метод в том, что на собрании специально отобранные люди участвуют в бурном обсуждении конкретной проблемы с целью генерации как можно большего количества идей. Технология мозговой атаки хороша не только тем, что полезна для коллективного решения какой-либо проблемы и расширения границ творческого мышления его участников, но также участие в мозговом штурме развивает эмоциональную, коммуникативную компетентность участников.
Грамотный управленец или руководитель обязан знать данный метод и применять его в необходимых случаях. Стоит отметить, что мозговой штурм является полем, где работники разных звеньев компании имеют одинаковую возможность проявить свои сильные стороны, показать креативность хода мыслей, нестандартность мышления; проведение мозгового штурма в организации компетентными и активными людьми усиливает корпоративную культуру.
В результате выявленных проблем автор предложил:
- Внедрение пакета социальных льгот для сотрудников исходя из бальной оценки должностей
- Реализация мероприятий по развитию корпоративной культуры и психологической поддержке работников.
Использование предложенных мероприятий в практической деятельности ООО «Фокус» позволит обеспечить стабильную и эффективную работу в условиях кризиса, сохранить коллектив, повысить конкурентоспособность на рынке и достичь стабильных финансовых результатов.
Список использованных источников
- Андреева Г.М. Социальная психология Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 384 с.
- Глянько, А. П. Управление этикой и социальной ответственностью компании. - М.: Лаборатория книги, 2011. – 312 с.
- Зенина Г.Д. Социальные стратегии в системе управления предприятием// ИнВестРегион. - 2010. - №1. - с. 38-43
- Дементьева А.Г. Управление персоналом: Учебник / А.Г. Дементьева, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2011. – 287 с.
- Кибанов А.Я. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, Г.П. Гагаринская, О.Ю. Калмыкова, Е.В. Мюллер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 238 с.
- Клочкова Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.
- Коротков Э.М. Корпоративная социальная ответственность. М., 2012. – 247 с.
- Кравченко А.И. Социология: учебник /А.И. Кравченко; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова Москва: Проспект, 2012. – 425 с.
- Куприянчук Е.В. Управление персоналом: ассессмент, комплектование, адаптация, развитие: Учебное пособие / Е.В. Куприянчук, Ю.В. Щербакова. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 255 с.
- Майорова Н.В., Баркалов С.А., Половинкина А.И., Половинкин И.С. Социология.Учебное пособие — Воронеж: Научная книга, 2011. — 403 с.
- Опарина М.В. Развитие кадрового потенциала организации. – М.: Олма-пресс, 2011. – 419 с.
- Пихало В.Т. Управление персоналом организации: учебное пособие / В.Т. Пихало, Ю.Н. Царегородцев, С.А. Петрова, Ю.Е. Ефремова. - М.: Форум, 2010. – 400 с.
- Тихонова Л.А.Управление социальным развитием организации. М.:ИТЛП, 2012. – 241 с
- Травин В. В. Основы кадрового менеджмента. Учебное пособие. - М. : Дело, 2010. – 412 с.
- Управление персоналом организации: учеб. пособие / М.А. Винокуров [и др.]; под ред. М.А. Винокурова, Т.Г. Озерниковой. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011 – 568 с.
- Федорова Н.В. Управление персоналом: Учебник / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2013. - 432 c.
- Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков и др./ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. – 670 с.
- Устав ООО «ФОКУС».
- Отчеты отдела кадров ООО «ФОКУС» за 2012-2014 гг.