Файл: Управление корпоративными инновационными программами (Что такое инновация и ее виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Стратегическое управление инновациями включает в себя:

− ситуационный анализ и прогноз, который влияет на диапазон факторов успеха производства, в том числе внешних (продукты, рынки, поставщики, патенты, лицензии) и внутренних (новые технологии, финансирование, сотрудники, технический уровень);

− потенциал сферы исследований;

− систему управления;

− этику и культуру предпринимательства.

Инновационный менеджмент помогает управлять стратегическими и решать вопросы планирования [13].

Попытки руководителей отечественных организаций ввести зарубежные модели инновационного менеджмента не приносят желаемого результата. Самым важным является внедрение инновационной стратегии в общую стратегию предприятия. Предметом курсовой работы является стратегическое управление инновациями.

Цель курсовой работы состоит в проведении анализа особенностей стратегического управления инновациями.

Чтобы достичь поставленной цели необходимо рассмотреть ряд задач. Задача курсовой работы состоит в:

− Рассмотреть, что такое инновация и ее виды;

− Охарактеризовать цели и задачи стратегического управления инновациями;

− Рассмотреть содержание и формы стратегического управления инновациями;

− Представить сущность и виды инновационной стратегии.

  1. Что такое инновация и ее виды

Инновация - это введенные в потребление новые или улучшенные продукты, товары или услуги, обеспечивающие качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованных на ранке [16].

Слово инновация произошло от латинского "innovatio", что в переводе означает " в направлении изменений". Само понятие впервые появилась в 19 веке в научных исследованиях, а в начале 20 веке оно получило новую жизнь в научных работах американского экономиста, который ввел этот термин в экономику, этим экономистом был Й. Шумпетер [16].

Понятие инновация относится к радикальным и постепенным изменениям в продукте или процессе и стратегии фирм. Целью инновации является как повышение эффективности, так и экономичность, и удовлетворенность потенциальных клиентов какой-либо организации [16]. Можно выделить пять видов инновации, показанных на рисунке 1

Рисунок 1. Виды инноваций

Технологический вид - процесс получения нового либо эффективного производства имеющегося продукта, изделия и усовершенствованные технологические процессы [16].


Социальный вид- это процесс обновления сфер жизни людей в организации общества.

Продуктовый вид- создание продуктов с новыми и весьма полезными свойствами.

Организационный вид - совершенствование системы менеджмента.

Маркетинговый вид - это осуществление новых либо значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в упаковке продукта и ее дизайне [16].

  1. Цели и задачи стратегического управления инновациями

Инновационный менеджмент помогает управлять стратегическими и решать вопросы планирования [14].

По своей сути стратегические меры, которые предпринимаются фирмами, носят инновационный характер, потому что они основаны на новшествах в его производственном потенциале [14].

Инновационная политика направлена на внедрение новых технологий и новых продуктов.

Генеральная линия стратегического развития определяется в общем менеджменте, которые представлены на рисунке 2 [12, 14].

Рисунок 2. Виды общего менеджмента

Подразделение целей стратегического управления представлены на рисунке 3 [12].

Рисунок 3. Цели стратегического управления

Под инновацией понимают инвестицию в производстве и целенаправленное изменение, которое вносят в среду внедрения новые стабильные элементы. Исследователи инновационных процессов, то есть процессов возникновения, разработки и реализации нововведений и инноваций раскрывают содержание этих терминов через понятие «комплексного процесса создания, распространения и использования новшества для удовлетворения потребностей человека».

Необходимо отметить, что инновация - это нововведение, которое прошло технологический цикл от зарождения идеи до проведения необходимых коммерческих процедур с целью выхода на рынок в качестве товара в виде продукта, услуги либо технологии. У инноваций при соблюдении условий нет ограничений по отраслевым либо целевым признакам, они могут быть техническими, управленческими, образовательно-педагогическими, кроме сфер продуктивной деятельности, а также науки и искусства.

Инновационная деятельность - это деятельность, которая включает в себя вышесказанный технологический цикл и деятельность по созданию условий и управлению процессами создания инноваций, а при необходимости и по созданию ее организационной и материально-технической инфраструктуры.


  1. Содержание и формы стратегического управления инновациями

Инновационная деятельность является важной формой в рыночных условиях. Прагматический характер также носит стратегическое управление инновациями. Хозяйственные результаты и потенциальные возможности выходят на передний план, они должны добиваться, чтобы обеспечить успех и процветание.

Инновационная стратегия включает два взаимосвязанных блока – технологическую и продуктовую стратегию. Технологическая стратегия включает развитие и использование технологических компетенций, а продуктовая – внедрение новых конкурентоспособных продуктов и определение направлений развития существующего ассортимента.

Целым рядом факторов обуславливается важность разработки инновационной стратегии:

- источника конкурентных преимуществ как определяющая роль инноваций;

- высокой стоимостью процессов, сложностью и неопределенностью научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- необходимость стратегического подхода к инвестициям в технологии обусловливающей глобализацией;

- соответствия стратегии фирм в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ общей корпоративной стратегии.

В целом в мировой практике осуществления инновационной деятельности выделили ряд стратегий, где основными являются активная и реактивная инновационные стратегии, а также стратегии интенсивного и экстенсивного развития, они получили широкое распространение [2].

Процесс стратегического инновационного управления состоит из взаимосвязанных этапов: реализация стратегий; стратегическое планирование инноваций; стратегический контроль. Систему стратегического инновационного менеджмента на предприятии образует интеграция этапов, которая обеспечивает охват управляющим воздействием всех звеньев и элементов, занятых решением стратегических задач. необходимо наличие соответствующей организационной формы для того чтобы связать их вместе [12].

Схема организационной структуры управления инновации представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Организационной структуры управления инновации

  1. Сущность и виды инновационной стратегии


Инновационные стратегии предприятия можно разделить на две основные

группы представлены на рисунке 5:

1) стратегии проведения научно-исследовательских и опытно-

конструкторских работ;

2) стратегии внедрения и адаптации нововведений.

Стратегии проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ связаны с проведением предприятием исследований и разработок. Стратегии адаптации нововведений относятся к системе обновления производства, вывода продуктов на рынки, использования технологических преимуществ.

Рисунок 5. Инновационные стратегии

Основными видами стратегии проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ являются:

Лицензионная стратегия (поглощающая стратегия) предполагает

ориентацию на приобретение инновационных решений (защищаемых патентами

или ноу-хау), полученных другими фирмами [11].

Имитационная инновационная стратегия:

При совершении такого выбора инновационной стратегии, предприятием

копируется продукт конкурентов с добавлением каких-нибудь новшеств от себя: в

технических характеристиках, дизайне или вкусе, если имеются речь идет о

продуктах питания и тому подобное. Когда у предприятия появляется возможность

сэкономить при стабильном положении на рынке тогда используется подобная

тактика [15].

Поглощающая инновационная стратегия:

Применяется фирмами, которые, выпуская свой продукт или продукты,

которые применяют не только свои научно-технические разработки, но и

перекупая права на чужие. Подобная стратегия, как правило, применяется

совместно с какой-нибудь другой. Зачастую новые разработки оказываются

сложными для технической базы, существующей на предприятии или не

совпадают со стратегической политикой фирм. В этих случаях разработки

продаются фирмам, заинтересованным в них [11].

Оборонительная инновационная стратегия

Используется предприятиями на отраслевом рынке со своей устойчивой

долевой частью и налаженной технологией производства с обученным штатным

персоналом. Практически те, кому нет нужды заниматься научно-техническими

технологиями с намерением выделяться среди многих конкурентов, а те, кому

важны существующие позиции и их удержание [15].

Наступательная инновационная стратегия

Эта стратегия заключается в скрупулезном исследовании рынка на


рентабельность выпуска новинок высоких технологий. Разумеется, что при этом

риск очень велик и наступательные стратегии часто используют крупные фирмы, позволяющие себе грубую конкурентную борьбу и квалифицированный штат

сотрудников. Если мелкие фирмы предварительно подготовятся и сосредоточат все

силы на одном проекте то они могу такую стратегию [15].

Основными видами стратегии адаптации нововведений являются:

Стратегия поддержки продуктового ряда

Заключается в улучшении потребительских свойств товаров [15].

Стратегия ретро нововведений

Применяют к устаревшим, но пользующимися спросом изделиям.

Стратегия сохранения технологических позиций

Такой вид используют предприятиями, которые на некоторых этапов своего

развития по определенным причинам испытывают натиск конкурентов и при этом

не могут вкладывать средства в обновление продукции [17].

Стратегия продуктовой и процессной имитации

Используется предприятиями, которые заимствуют технологии со стороны.

Эта стратегия может быть эффективна, когда предприятие отстает от конкурентов

или выходит в новую сферу бизнеса [15].

Стратегия стадийного преодоления

Тесно связана с имитационными стратегиями, которая используется как

способ реализации.

Стратегия технологического трансферта

Такой вид используют предприятиями, которые передают отработанные технологии малым предприятиям.

Стратегия технологической связанности

Такой вид используют, когда предприятие изготавливает технологически

связанную продукцию [15].

Стратегия следования за рынком

Такой вид характерен для использования на начальных стадиях развития

предприятия, нацеливая его на выпуск пользующейся спросом продукции [17].

Стратегия вертикального заимствования

Такой вид характерен для малых предприятий, которые заимствуют технологии у предприятий других структур [17].

Стратегия радикального опережения

Стремление предприятий выйти первыми с радикально новым продуктом, это дорогая стратегия, которая имеет большую долю риска [17].

Стратегия выжидания лидера

Принимается крупными фирмами с выходом новой продукции на рынок [15].

Стратегия инновационного развития предприятий представляет собой ряд

последовательных мероприятий представлены на рисунке 6 [1].

Рисунок 6. Разработка стратегии инновационного развития предприятий