Файл: Управление финансовыми ресурсами на предприятии (Управление финансовыми ресурсами.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного вида текущих активов в том или ином объеме носят специфический для данного вида активов характер. Большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе.

Подобным образом достаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на приобретения сырья и материалов хотя и приводит к образованию больших запасов, тем не менее имеет смысл, если предприятие может добиться от поставщиков снижения цен. По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. В результате этого уже само предприятие, как правило, предоставляет скидку своим клиентам.

Повышение оборачиваемости оборотных средств сводится к выявлению результатов и затрат, связанных с хранением запасов, и подведению разумного баланса запасов и затрат. Для ускорения оборачиваемости оборотных средств на предприятии целесообразно:

планирование закупок необходимых материалов;

введение жестких производственных систем;

использование современных складов;

совершенствование прогнозирования спроса;

быстрая доставка сырья и материалов.

Второй путь ускорения оборачиваемости оборотного капитала состоит в уменьшении счетов дебиторов.

Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью формальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).


Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям (факторинг).

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.

Таким образом, к денежным средствам могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:

общий объем денежных средств и их эквивалентов;

какую долю следует держать на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг;

когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуемых активов.

По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

Еще одним важным инструментом повышения эффективности использования финансовых ресурсов является управление основными производственными фондами предприятия и нематериальными активами. Основным вопросом в управлении ими является выбор метода начисления амортизации.

Существуют три метода начисления амортизации: равномерное списание, на объем выполненных работ и ускоренная амортизация .

Равномерное списание базируется на нормативном сроке службы основных средств. нормы амортизационных отчислений устанавливаются исходя из физического и морального сроков службы средств труда и выражают нормативный срок возмещения их стоимости. Экономически обоснованное определение величины амортизационных отчислений требует правильной стоимостной оценки основных средств.

Второй метод начисления амортизации - на объем выполненных работ. Он основан на допущении, что износ тем больше, чем больше объем выполненных работ, т.е. амортизация является исключительно результатом эксплуатации объекта. Период времени при этом не имеет значения.


Третий метод - ускоренная амортизация - предусматривает, что основная сумма амортизации начисляется в первые годы эксплуатации. Это не только позволяет ускорить обновление основных фондов, но и является методом снижения инфляционных потерь. Метод ускоренной амортизации обеспечивает быстрое возмещение значительной части затрат, выигрыш за счет фактора времени. Однако политика ускоренной амортизации ведет к повышению себестоимости, а следовательно, и цены реализации. Амортизационные отчисления, полученные при применении этого метода, имеют строго целевое назначение. В случае их использования не по назначению дополнительные суммы амортизационных отчислений, соответствующие расчету по ускоренному методу, включаются в налогооблагаемую прибыль.

Успех управления финансовыми ресурсами прямо зависит от структуры капитала предприятия. Структура капитала может способствовать или препятствовать усилиям компании по увеличению ее активов. Она также прямо воздействует на норму прибыли, поскольку компоненты прибыли с фиксированным процентом, выплачиваемые по долговым обязательствам, не зависят от прогнозируемого уровня активности компании. Если фирма имеет высокую долю долговых выплат, возможны затруднения с поиском дополнительных капиталов.

2. Оценка и анализ использования финансовых ресурсов предприятия ЗАО "Ремдизель"

2.1 Краткая характеристика предприятия ЗАО "Ремдизель"

В данной работе исследуется финансовая деятельность предприятия ЗАО "Ремдизель".

ЗАО "Ремдизель" - фирма, прочно занимающая свое место на рынке оптовой торговли автозапчастями, продажи и обслуживания автомобилей, кроме того занимается строительством жилых и хозяйственных объектов.

ЗАО "Ремдизель" создано 23.03.1992 году. Штат предприятия состоит из 400 человек.

ЗАО "Ремдизель" является единственным официальным представителем УП "Торговый Дом "БАТЭ" ОАО "БАТЭ" г. Борисов в Республике Татарстан. Среди покупателей такие известные компании как: ООО "ТД "Автоснабцентр", ООО "Детали машин" (АПК "Союз"), ООО "Склад ТФК", ООО "РенАвтоЦентр" и т.д.


Местонахождение общества и его почтовый адрес - 423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект М. Джалиля, д.29.

Уставной капитал Общества составляет 7 443 000 руб.

Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество имеет самостоятельный баланс, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества, штампы, бланки со своим фирменным наименованием, товарный знак.

В своей деятельности общество руководствуется действующим законодательством и настоящим Уставом.

Предметом деятельности ЗАО "Ремдизель" является:

реализация запасных частей к грузовым и легковым автомобилям;

производство, монтаж и реализация конструкций из алюминиевого профиля;

строительство, ремонт и реконструкция производственных, гражданских объектов; жилищное строительство коттеджей и объектов соцкультбыта;

коммерческая, посредническая и торгово-закупочная деятельность;

розничная и оптовая торговля нефтепродуктами;

сдача в аренду недвижимого имущества.

ЗАО "Ремдизель" является самым крупным специализированным заводом, обладающим высоким технологическим потенциалом.

ЗАО "Ремдизель" осуществляет:

капитальный ремонт двигателей "КамАЗ-740" и его модификаций;

капитальный ремонт коробок переключения передач автомобилей "КамАЗ";

капитальный ремонт главных передач задних и средних мостов.

2.2 Направления использования финансовых ресурсов предприятием

Основным источником финансовых ресурсов на предприятии ЗАО "Ремдизель" выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой, в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений.

Финансовые ресурсы формируются, главным образом, за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений.

Наряду с ними источниками финансовых ресурсов также выступают:

выручка от реализации выбывшего имущества,

устойчивые пассивы,


различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.д.),

мобилизация внутренних ресурсов в строительстве,

паевые и иные взносы членов трудового коллектива.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

Переходя к рассмотрению элементов системы финансовых ресурсов, можно отметить, что существуют несколько классификаций элементов, выделенных по различным признакам. Логично выделять элементы по степени их абсолютного использования, то есть ликвидности. Именно так они представлены в активе предприятия.

А1 - (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) - активы, являющиеся практически абсолютно ликвидными. Могут быть сразу использованы как знаки стоимости.

А2 - (дебиторская задолженность сроком погашения до 12 месяцев и прочие оборотные активы) - активы, имеющие некоторую ограниченность при использовании в качестве знаков стоимости. Развитие рыночных институтов (например, факторинговых компаний) и отношений расширяет возможности по использованию в качестве ресурсов этих активов.

А3 - (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция, долгосрочные финансовые вложения и др.). Могут быть приняты в качестве знаков стоимости в единичных случаях, либо при достаточно высокой степени их ликвидности и востребованности на рынке. Их реализация и превращение в денежную форму длительно по времени и часто сопровождается значительной скидкой.

А4 - (основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство) - используются в исключительных случаях (как правило, при несостоятельности плательщика), либо при создании и образовании нового предприятия. При переводе в денежную форму считаются трудно реализуемыми. Это не относится к уникальному оборудованию, известным торговым маркам, перспективным "ноу-хау".

Соотношение соответствующих групп активов и пассивов предприятия характеризует его ликвидность. Следует отметить, что практически только ресурсы группы А1 могут быть трансформированы в кратчайшие сроки и без потерь в любую другую необходимую форму. Особая роль этой группы объясняется еще и тем, что деньги, обладая (как правило) абсолютной ликвидностью, показывают потенциальные возможности по маневрированию ресурсами при принятии выгодных управленческих решений. В этом случае внешние требования рынка к моментальной оплате всеобщим эквивалентом (деньгами) подтверждаются и соответствующей структурой финансовых ресурсов предприятия и его возможностями