Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания (Понятие и назначение оперативно-розыскной деятельности ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и назначение оперативно-розыскной деятельности
1.2. Сущность результатов оперативно-розыскной деятельности
1.3. Результаты ОРД как целостная система
2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
2.1. Оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства
Рисунок 1. - Оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства[12]
Так, неочевидные, замаскированные преступления в большей части выявляются в ходе оперативной поисковой деятельности, по материалам которой орган предварительного расследования и принимает процессуальное решение о возбуждении уголовного дела. В таких случаях ряд документов оперативно-розыскного производства, носящих открытый характер и устанавливающих обстоятельства совершенного преступления, передаются органу предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и приобщаются к соответствующему уголовному делу. К таким документам чаще всего относятся заявления, объяснения очевидцев и пострадавших, акты ревизий и инвентаризаций, накладные, платежные ведомости (как правило, в копиях) и другие бухгалтерские документы, акты медицинских освидетельствований, справки по результатам специальных исследований тех или иных объектов и т. д. В соответствии с перечисленными и иными документами устанавливаются фактические основания для возбуждения уголовного дела, а отдельные документы впоследствии могут использоваться и в качестве доказательств (заявления пострадавших, акты медицинских освидетельствований, отдельные бухгалтерские документы, справки и т. п.).
Обеспечивающий характер оперативно-розыскной деятельности состоит также в использовании оперативно-розыскной информации для принятия некоторых процессуальных решений, не требующих обязательного наличия доказательств. К ним относятся, например, решения о проведении обыска, выемки, наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, осуществлении контроля и записи переговоров, допроса, задержания подозреваемого[13].
Важнейшей задачей оперативной проверки (разработки) является документирование действий проверяемых (разрабатываемых) лиц, под которым понимается создание оперативным работником в процессе оперативной проверки (разработки) условий, обеспечивающих последующее получение доказательств по уголовному делу путем производства следственных действий в соответствии с нормами УПК Российской Федерации.
Документирование действий проверяемых (разрабатываемых) лиц является одним из направлений использования оперативно- розыскной информации. Любой вид непроцессуальной деятельности по обнаружению доказательств (без фиксации результатов обнаружения с помощью процессуальной формы) можно рассматривать в качестве составного элемента обнаружения (но не собирания) доказательств[14].
С этой целью оперативный работник осуществляет комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных:
– на установление лиц, которые располагают сведениями об обстоятельствах преступления и впоследствии могут стать свидетелями по уголовному делу;
– выявление предметов и документов, на которых имеются следы преступления или которые в соответствии с другими признаками могут быть признаны вещественными доказательствами, а также принятие необходимых мер по обеспечению их сохранности до процессуального изъятия;
– установление обстоятельств преступления путем проведения исследований предметов и документов, прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических каналов связи, проверочных закупок, контролируемых поставок и других оперативно-розыскных мероприятий для последующего использования их результатов в доказывании. В литературе это направление иногда называют «фиксацией действий преступников».
Документирование действий проверяемых (разрабатываемых) в процессе оперативных проверок (разработок) имеет много общего с доказыванием в уголовном судопроизводстве[15]:
1. И документирование, и доказывание направлены на установление достоверных сведений об обстоятельствах совершенного преступления.
2. Предмет документирования в процессе оперативно-розыскной деятельности, как и предмет доказывания в уголовном судопроизводстве, определяется ст. 73 УПК Российской Федерации и включает в себя установление таких обстоятельств преступления, как:
– событие преступления;
– виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;
– обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого (проверяемого, разрабатываемого);
– характер и размер вреда, причиненного преступлением;
– обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
– обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
– обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;
– обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);
– обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
3. И документирование, и доказывание имеют конечной целью раскрытие преступления (установление лица, виновного в совершении преступления, постановление законного, обоснованного и справедливого приговора). Однако документирование имеет и принципиальное отличие от доказывания, состоящее в том, что результаты документирования, в отличие от результатов доказывания, не имеют доказательственного значения. Встречающееся в специальной литературе отождествление документирования с сыскными доказательствами вызывает обоснованные возражения, т. к. доказывание в сфере борьбы с преступностью может быть только одно – уголовно-процессуальное. Авторы такого отождествления по существу заменили категорию документирования на категорию сыскного доказывания, что необоснованно меняет сложившийся в теории оперативно-розыскной деятельности понятийный аппарат. В подобном отождествлении усматривается аналогия с теорией доказательств в уголовно- процессуальном праве. При этом в используемом отождествлении упускается такая важная составляющая процесса доказывания, как проверка первичной информации. Упоминание же о проверке приводится в содержании оценки сыскного доказывания, что не может не умалять важности этапа установления достоверности оперативно-розыскной информации.
Оперативно-розыскная деятельность имеет большое значение в обеспечении предотвращения уклонения подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, в отношении которых применены меры пресечения, не связанные с лишением свободы, от органов предварительного расследования и суда. Конспиративное наблюдение за названными лицами позволяет своевременно выявлять их намерения, принимать надлежащие меры по обеспечению неотвратимости наказания[16].
Оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства основывается на взаимодействии органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с органами предварительного расследования и судом. Под взаимодействием оперативных аппаратов с органами предварительного расследования понимается основанная на нормативных актах согласованная по решаемым задачам, месту и времени совместная деятельность их должностных лиц, направленная на обеспечение наступательного и эффективного предупреждения и раскрытия преступлений.
Таким образом, результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в интересах уголовного судопроизводства по следующим основным направлениям:
1) в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела;
2) в качестве оснований для производства следственных действий, их подготовки и успешного осуществления;
3) в доказывании по уголовным делам в соответствии с предписаниями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими понятие доказательств, их собирание, проверку и оценку, а также виды доказательств.
2.2. Правовые основы представления и использования оперативно-розыскной информации в уголовном судопроизводстве
В ст. 11 ФЗ «Об ОРД» говорится об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности. Очевидно, что результаты оперативно-розыскной деятельности представляют собой не что иное, как информацию, содержащуюся на различных носителях – в письменных документах, аудио- и видеоматериалах, фотографиях и т. д. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности тождественно использованию соответствующих видов информации[17].
В соответствии с названной статьей оперативно-розыскная информация может быть использована для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно- розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. Оперативная информация, содержащаяся в ряде служебных документов (рапортах, объяснениях граждан, справках и т. д.) может служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Несколько иная интерпретация использования оперативной информации дается в ст. 89 УПК РФ «Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которой «в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам» Уголовно- процессуальным кодексом. По мнению В.И. Зажицкого, название статьи «не соответствует содержанию данной статьи закона, поскольку она содержит запрет использовать в процессе доказывания такие результаты, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим кодексом. Но совершенно очевидно, что в ходе оперативно-розыскной деятельности никогда не могут быть получены результаты, которые отвечали бы таким требованиям»[18].
Буквальное толкование содержания рассматриваемой статьи позволяет исходить и «от противного», допускающего полную аналогию со ст. 11 ФЗ «Об ОРД». Статья 89 УПК содержит запрет прямого использования материалов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств, однако это не исключает, а в ряде случаев даже предполагает, преобразование оперативно-розыскной информации в доказательства посредством производства необходимых процессуальных действий в соответствии с требованиями УПК.
Как справедливо отмечает С.А. Бояров, ст. 89 УПК РФ целесообразно придать «не пресекательный, а разрешительный характер», указав в ее содержании, что «результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в качестве доказательств, если они отвечают требованиям Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и проверены прокурором»[19]. На неудачную формулировку названия ст. 89 УПК и ее редакции, допускающих противоположное толкование одной и той же правовой нормы, обращает внимание и В.И. Зажицкий.
Представление оперативно-розыскной информации в суд должно иметь и ограничения, определяемые содержанием ст. 15 УПК «Состязательность сторон». В соответствии с этой статьей суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Подобное положение суда исключает представление ему оперативной информации о личности участников судебного разбирательства, доказанности тех или иных обстоятельств, подлежащих установлению по уголовному делу, целесообразности применения отдельных мер уголовно- процессуального принуждения. Такая информация, вопреки имеющимся материалам уголовных дел, может отрицательно повлиять на внутреннее убеждение судьи, на оценку доказательств. Чрезвычайно важно своевременно информировать судебные органы о возможных провокациях, террористических актах и т. п. для принятия эффективных мер в целях их предотвращения.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 ФЗ «Об ОРД» оперативно-розыскная информация, независимо от источника ее получения, представляется органу дознания, следователю или в суд на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Как правило, представляемая информация не является полной копией документов, которыми оформляются соответствующие оперативно-розыскное мероприятия или иные оперативно-розыскные действия. Оперативная информация в таких случаях имеет форму служебного письма (записки, справки, меморандума), а ее содержание должно исключать расшифровку источника информации, других используемых в этих целях конспиративных приемов.