Файл: Статус нотариуса (Цели, задачи и основы нотариальной работы).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие нотариата, его основные характеристики
1.2 Цели, задачи и основы нотариальной работы
1.3 Субъекты нотариальной деятельности
2. Роль нотариата в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц
2.1 Место и роль нотариата в реализации норм гражданского права в России
2.2 Оказание квалифицированной юридической помощи как основная функция нотариата
В процессе предложения правовой поддержке обязаны еще соблюдаться и запросы проф этики, морали и нравственности.
Следует согласиться, что недопустимо в качестве основного критерия качества юридической помощи использовать факт достижения положительного для обратившегося за юридической помощью лица результата.[18]
Правильным для определения свойства проф работы нотариуса станет показатель совершенного соотношения безукоризненного нотариального воздействия притязаниям деятельных нормативных правовых актов и проф этики; очень максимально достигнутое соотношение итога предложения поддержке легитимным заинтересованностям обратившегося лица.
И, в конце концов, конечный (но не по значимости) симптом оказываемой нотариатом квалифицированной юридической поддержке - это ее общественный нрав.
Данный симптом закономерно выливается из публичности института нотариата как этакого и считается важным следствием выполнения нотариатом общественной функции по обороне прав людей и юридических лиц.
Публичность оказываемой нотариатом юридической помощи проявляется, в частности, в следующих наиболее важных аспектах.[19]
Во-первых, совершение исключительно в предусмотренных законом формах.
Во-2-х, из общественного нрава юридической поддержке, оказываемой институтом нотариата, выливается жесткая процессуальная регламентация совершения нотариальных поступков.
В-третьих, в процессе предложения юридической поддержке формируется нотариальный действие - имеющий официальный нрав документ, в ряде случаев владеющий исполнительной мощью.
В-четвертых, совершая нотариальное воздействие, нотариус обязан соблюсти не лишь только волю обратившегося к нему за совершением нотариального воздействия лица, но и запросы законности, как бы нерентабельны они ни были этому лицу. При появлении сомнения сравнительно соотношения сделки закону или же настоящим планам сторон нотариус должен завещать в совершении нотариального воздействия или отложить (приостановить) его совершение.
Принципиальным следствием публичности и некоммерческого характера юридической помощи, оказываемой нотариусом, является то, что помощь эта оказывается не на договорной основе. Нотариус и лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, не могут договориться о содержании своих взаимоотношений по совершению нотариального действия - они обязаны действовать в рамках закона, не допускающего диспозитивности в рамках нотариальной деятельности.[20]
Анализ нотариального законодательства и практики нотариальной деятельности позволяет выделить следующие формы оказания нотариатом квалифицированной юридической помощи:
а) совершение предусмотренных законом нотариальных действий в интересах обратившихся к нему физических и юридических лиц;
б) составление проектов сделок, заявлений и других документов, имеющих правовой характер;
в) разъяснение обратившимся за совершением нотариального действия физическим и юридическим лицам их прав и обязанностей, предупреждение о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие основные выводы о реализации посредством нотариата конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь.[21]
1. Нотариат, обеспечивая защиту прав, свобод и легитимных интересов людей и юридических лиц, делает функцию по реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической поддержке.
Данная функция исполняется нотариатом при помощи нотариальной работы, методом совершения нотариусами поставленных законодательством нотариальных поступков.
2. Оказание квалифицированной юридической помощи нотариатом состоит в:
- обеспечении нотариусами условий для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав граждан и юридических лиц;
- содействии беспрепятственной и эффективной реализации имеющихся прав и обязанностей субъектами правовых отношений.
3. Оказываемая институтом нотариата юридическая помощь имеет определенные признаки, позволяющие отграничить ее от иных видов юридической помощи, оказываемой государственными и негосударственными органами и институтами:
а) публичный характер оказываемой нотариатом квалифицированной юридической помощи, который проявляется в следующем:
- осуществление исключительно в предусмотренных законом формах от имени государства;
- оказание в рамках строгой процессуальной регламентации совершения нотариальных действий;
- в процессе оказания юридической помощи создается нотариальный акт - имеющий официальный характер документ, в ряде случаев обладающий исполнительной силой;
- совершая нотариальное действие, нотариус должен соблюсти не только волю обратившегося к нему за совершением нотариального действия лица, но и требования законности, права и интересы иных лиц;
б) по собственному нраву оказываемая нотариатом поддержка обязана быть юридической, т.е. напрямик или же косвенно задевать урегулированные законодательством права, свободы и прямые обязанности определенного индивидуума, связанные с совершением определенного юридического воздействия, не считая такого, определенное оглавление юридической поддержке, оказываемой нотариатом, надлежит быть связано с совершением определенного нотариального воздействия;
в) нотариусы не позволяют дискуссии о праве вещественном - это прерогатива судов
г) квалифицированный характер, понимаемый в единстве двух аспектов: юридическая помощь оказывается нотариусами на профессиональной основе; оказание помощи отвечает определенным требованиям к ее «качеству» (критериями которого является соответствие закону; соблюдение требований профессиональной этики, морали и нравственности; достижение полного соответствия результата оказания помощи законным интересам обратившегося лица).[22]
4. Перспективным для обеспечения квалифицированного нрава нотариальной работы и стимулирования увеличения мастерства нотариусов видется вступление института их повторяющейся аттестации, проводимой впоследствии наделения нотариуса возможностями, с закреплением негативного итога аттестации в качестве 1-го из причин лишения его возможностей.
Важным условием производительности института аттестации будет разработка системы залогов прав нотариуса в процессе испытания его проф свойств и познаний: внятно созданный при участии органов нотариального самоуправления и законодательно закрепленный порядок проведения аттестации; неотъемлемое консульство в составе аттестационных комиссий членов нотариального сообщества; запрещение проведения аттестации с нарушением поставленной законодательством периодичности; вероятность судебного обжалования итогов аттестации.
5. Оказываемая нотариатом квалифицированная юридическая помощь имеет следующие особенности, обусловленные особенностями конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи и правовой природой института нотариата:
- некоммерческий характер нотариальной деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи;
- оказание юридической помощи нотариусом не на договорной основе;
- особо доверительный характер отношений, возникающих в процессе оказания квалифицированной юридической помощи между нотариусом и обратившимся за совершением нотариального действия лицом.
6. Нотариальная деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи отличается от деятельности иных органов и институтов, имеет принципиально иной характер, осуществляется исключительно в при сущих ей формах и в специфической сфере.
7. Анализ нотариального законодательства и практики нотариальной деятельности позволяет выделить следующие формы оказания нотариатом квалифицированной юридической помощи:
- совершение предусмотренных законом нотариальных действий в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему;
- составление проектов сделок, заявлений и других документов, имеющих правовой характер;
- разъяснение обратившимся физическим и юридическим лицам их прав и обязанностей, предупреждение о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. [23]
Заключение
Подводя выводы курсовой работы, идет по стопам ещё один приостановить забота на то, собственно, что роль нотариата исторически беспристрастно предназначила постепенное расширение его функций - от ведения архивов и фиксации прецедентов до полновесного процессуального свидетельствования документов, обеспечивания контроля за соотношением закону сделок, разрешения безусловных дел.
Институт нотариата, обеспечивая защиту прав, свобод и легитимных интересов людей и юридических лиц, делает функцию по реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической поддержке. Данная функция исполняется нотариатом при помощи нотариальной работы, в что количестве при совершении нотариусами поставленных законодательством нотариальных поступков.
Предложение нотариатом квалифицированной юридической поддержке произведено в обеспечивании нотариусами критерий для появления, конфигурации или же остановки личных прав людей и юридических лиц; содействии беспрепятственной и действенной реализации имеющихся прав и обязательств субъектами правовых отношений.
Нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия делегированы ему государством и для их реализации нотариат в лице нотариусов наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени РФ.
Нотариат представляет собой уникальный институт с двойственной правовой природой, сочетающий в своей организации и деятельности принцип публичности с выражением и защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет и ярко выраженное частноправовое содержание.
Определяющая желание в развитии нотариата в РФ обязана выражаться в постепенном перемещении к единственному нотариату, деятельному в форме свободной профессии («латинскому нотариату»). Сбережение муниципального нотариата противоречит правовой природе нотариата как ВУЗа штатского общества, не входящего в систему муниципальных органов, отрицательно отображается на принципах независимости и беспристрастности нотариусов и экономически бессмысленно.
Он организационно не заходит в систему органов гос власти, собственно, что разрешает квалифицировать его пространство в совокупности правовых явлений РФ как полновесного института штатского общества, независящего от страны и деятельного на принципах самоуправления.
Нотариат имеет возможность важно разгрузить судебную систему, которая в РФ уже крепко загружена. К примеру, стороны - заимодавец и должник - имеют все шансы прийти к договору о собственных обещаниях приятель перед ином, а еще о том, собственно, что их принудительная осуществление допускается без воззвания в суд; достоверность и законность соглашения удостоверяется автономным и компетентным лицом, деятельным по поручению страны, - нотариусом. Присутствие такового соглашения выделяет все причины надеяться недоступность спора о праве, собственно, что готовит лишней судебную функцию.
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, собственно, что институт нотариата будет расти и спрос будет увеличиваться для регулировки всевозможных вышеуказанных отношений.
Список используемой литературы
Нормативные акты
- Конституция Российской федерации. М.: Тандем, 2000. – 48 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) (ред. от 29.11.2007). М.: Юрайт - Издат, 2002, 176 с.
- Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002), (ред. от 04.12.2007). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа»
- Налоговый кодекс РФ // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
- Федеральный закон (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 02.10.2007) «Основы законодательства о нотариате». // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
- "Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти (утв. Минюстом РФ 19.03.1996), (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.1996 N 1055). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
- Письмо ФНС РФ от 18.05.2005 N 04-2-03/67 "О расходах частнопрактикующего нотариуса".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
- Приказ Минюста РФ от 21.06.2000 N 179 (ред. от 01.08.2005) "Об утверждении порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность ".
- Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 " Об утверждении методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами".// Высшая школа», выпуск №8.
- Положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса» (утв. Приказом Минюста РФ от 17.02.1997 N 19-01-19-97) (ред. от 01.08.2005) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.03.1997 N 1268). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
- Постановление Совмина РСФСР от 11.03.1976 N 171 (ред. от 30.12.2000) "Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
- Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 № 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 № 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
- Решение Верховного Суда РФ от 04.08.1998 N ГКПИ98-238 «О признании недействующим положения о порядке выдачи лицензийна Прево нотариальной деятельности, УТВ. Минюстом РФ 22.11.1993 N 8-5/149-081293» // СПС «Консультант Плюс: Высшая Школа», выпуск №8. // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.