Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Характеристика налогов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц
1.1. Характеристика налогов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации
1.2. Налогообложение физических лиц в зарубежных странах
Глава 2. Оценка налогообложения физических лиц в России
2.1. Динамика поступлений налогов с физических лиц в государственный бюджет
Глава 3. Пути совершенствования налогообложения физических лиц в Российской Федерации
3.1. Проблемы и перспективы введения налога на недвижимость физических лиц
Введение
Актуальность темы работы обусловлены тем, что налоги с физических лиц являются одним из экономических рычагов в руках государства, с помощью которого оно должно решать зачастую трудно совместимые задачи: обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней; регулировать уровень доходов населения и соответственно структуру личного потребления и сбережения граждан; стимулировать наиболее рациональное использование получаемых доходов; помогать наименее защищенным категориям граждан. Налогообложение физических лиц обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать предпринимательскую деятельность, обеспечивать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Ведущая роль в налоговой системе налогообложения личных доходов граждан объясняется и тем, что тяжесть индивидуального налога на доходы физических лиц во многом определяет уровень обложения и другими налогами.
Цель работы заключается в анализе сущности налогообложения физических лиц и определении направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить особенности налогообложения физических лиц в России и за рубежом;
- провести анализ налогообложения физических лиц в России;
- определить пути совершенствования налогообложения физических лиц.
Объект исследования – система налогообложения физических лиц в России.
Предмет исследования – экономическая сущность и значение налогов с физических лиц.
Теоретической основой работы являются учебная литература по налогам и налогообложению; нормативно-правовые акты и комментарии к ним; научные статьи, опубликованные периодических изданиях.
В качестве источников информации явились данные, представленные на сайте Министерства финансов РФ.
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц
1.1. Характеристика налогов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации
В соответствии с п. 3 ст. 11 НК РФ понятие «налогоплательщик» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ[1].
В ст. 19 НК РФ дано следующее определение: налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. Субъект налогообложения - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
Физические лица могут являться плательщиками следующих налогов: налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога[2].
Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются согласно ст.207 гл.23 части второй НК РФ физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами РФ[3].
Объектом налогообложения являются различные виды доходов, полученные налогоплательщиком. Налоговое законодательство РФ подразумевает под термином «доход» экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст.41 НК РФ). При этом получение дохода и возникновение объекта налогообложения не всегда сопряжено с действиями физического лица - бездействие также может сопровождаться получением экономической выгоды[4].
В качестве объекта обложения налогом для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, рассматриваются доходы, полученные ими от источников (организаций или физических лиц) в РФ. Состав объектов налогообложения определен ст. 208 НК РФ[5].
Налоговая база определяется в соответствии со ст.53 НК РФ, согласно которой она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им или право на распоряжение которыми у него возникло, уменьшенные на суммы налоговых вычетов, предусмотренных гл.23 части второй НК РФ. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки[6].
Статьей 224 НК РФ установлены следующие размеры ставок: 13% (пункт 1 статьи 224 НК РФ); 35% (пункт 2 статьи 224 НК РФ); 30% (пункт 3 статьи 224 НК РФ); 9% (пункты 4, 5 статьи 224 НК РФ). Налоговая ставка 13% является общеустановленной и применяется ко всем доходам налогоплательщика, за исключением доходов по которым предусмотрены специфические ставки.
Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщикам ряд вычетов: стандартные, социальные, имущественные. Размеры стандартных налоговых вычетов по НДФЛ представлены в таблице 1.
К работникам, которые могут получить вычет на ребенка, относятся: родители, в том числе приемные; супруги родителей; опекуны или попечители (их супруги права на вычет не имеют) [7]. Детские вычеты поделены на подкатегории. Так, вычет на первого или второго ребенка теперь составляет 1 400 руб., за третьего и последующих — 3 000 руб. Кроме того, на вычет в сумме 3 000 руб. вправе рассчитывать сотрудник, если у него несовершеннолетний ребенок-инвалид. Этот же вычет сохраняется на ребенка до 24 лет, если он учится по очной форме и является инвалидом I или II группы. Порог дохода, до которого следует применять стандартные детские вычеты, составляет 280 000 руб.
Таблица 1
Стандартные вычеты по НДФЛ[8]
Вычет |
Сумма, руб. |
Порог для применения вычета |
На работника для категорий граждан, упомянутых в подпункте 2 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ |
500 руб. |
Не ограничен |
На работника для категорий граждан, упомянутых в подпункте 1 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ |
3000 руб. |
Не ограничен |
На первого и второго ребенка |
1400 руб. |
280 000 руб. |
На третьего и каждого последующего ребенка |
3000 руб. |
280 000 руб. |
На каждого ребенка-инвалида до 18 лет |
3000 руб. |
280 000 руб. |
Физическим лицам, определенным п. 2 стр. 218 НК РФ полагается ежемесячный налоговый вычет в размере 500 руб., максимальный предел совокупного дохода для данной категории налогоплательщиков не установлен[9].
Самый большой налоговый вычет в размере 3 000 руб. необлагаемого налогом дохода ежемесячно распространяется на категорию налогоплательщиков, определенных п. 1 ст. 218 НК РФ[10].
Статьей 219 Налогового кодекса РФ налогоплательщику предоставляется право воспользоваться социальными налоговыми вычетами, представленными в таблице 2. Особенностью социального налогового вычета за обучение является то, что не полностью использованный за текущий год вычет нельзя переносить на последующие налоговые периоды[11].
Таблица 2
Социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц[12]
Содержание вычета |
Сумма вычета |
1 |
2 |
1. Сумма доходов, перечисляемых на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям, сумма пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности |
Сумма фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом |
2.Сумма, уплаченная налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях |
Сумма фактически произведенных расходов на обучение, но не более 50000 руб. |
3. Сумма, уплаченная налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях |
Сумма фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя) |
4. Сумма, уплаченная налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях, в размере стоимости медикаментов, назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств. При применении этого вычета учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению |
Общая сумма не более 120 000 руб. |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
5.Сумма, уплаченная налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения. |
Общая сумма не более 120 000 руб. |
Социальные налоговые вычеты с сумм, уплаченных за лечение, распространяются только на те виды лечения, которые содержатся в перечне медицинских услуг в постановлении Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 201. По дорогостоящим видам лечения расходы принимаются в полном объеме в размере фактически произведенных и документально подтвержденных затрат. На эти расходы не распространяется установленный лимит в 120 тыс. руб. [13] Физическое лицо не может получить социальные налоговые вычеты в случаях приобретения средств для восстановления здоровья больного и ухода за больным.
Социальный вычет по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение могут использовать налогоплательщики, платящие пенсионные взносы по договорам негосударственного пенсионного страхования в негосударственные пенсионные фонды или в страховые организации[14]. Договоры негосударственного пенсионного страхования могут быть заключены налогоплательщиком в пользу супруги/супруга, своих родителей или своих детей. Социальные налоговые вычеты по негосударственному пенсионному обеспечению предоставляются на основании тех же документов, что и по вышеперечисленным основаниям[15].
Согласно статье 219 Налогового кодекса разрешается получить социальные налоговые вычеты по расходам на благотворительность и пожертвования. Социальный вычет предоставляется в том случае, если расходы были направлены организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, финансируемые из бюджетов соответствующих уровней. На расходы в пользу школьных учреждений и физкультурно-спортивных организаций социальный вычет не распространяется[16]. Социальный налоговый вычет по расходам на благотворительность составляет не более 25 % от дохода, полученного налогоплательщиком в течение налогового периода. Причем данная норма распространяется на все случаи благотворительности, а не на каждый в отдельности. При подаче заявления налогоплательщик должен представить соответствующие документы (договора на пожертвование и на оказание благотворительности, оформленные платежные документы) [17].