Файл: На тему Внеоборотные активы предприятия (на примере ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика»).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Технологии анализа и управления внеоборотными активами предприятия
1.1 Понятие, классификация и состав внеоборотных активов предприятия
1.2 Особенности управления внеоборотными активами предприятия
Глава 2. Анализ внеоборотных активов ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика»
2.1 Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика»
2.3 Анализ эффективности использования внеоборотных активов ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика»
2) подконтрольность, под которой понимается способность организации обеспечить поступление будущих экономических выгод именно к ней посредством ограничения доступа к этим выгодам другим лицам.
3) способность приносить экономические выгоды, которые могут заключаться как в увеличении доходов, так и в сокращении расходов.
Более детальный сравнительный анализ требований, предъявляемых к нематериальным активам ПБУ 14/2007 и МСФО 38 проведен в Приложении 3.
В соответствии с ПБУ 14/2007 к объектам нематериальных активов могут быть отнесены[7]:
- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
- право пользования наименованием места происхождения товара.
- Деловая репутация организации
- Организационные расходы
Из приведенного выше перечня следует, что объекты нематериальных активов могут быть разделены на три большие группы: объекты промышленной собственности, объекты авторского права и объекты индивидуализации фирмы или выпускаемой ею продукции. В состав первой группы включаются исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель, селекционные достижения. Во вторую группу включаются исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем. Объектами индивидуализации признаются исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров.
Таким образом, по результатам анализа сущности и состава внеоборотных активов и проведения их классификации, можно сделать вывод о том, что они выполняют важную роль в производственно – коммерческой деятельности предприятия. Они определяют производственный потенциал предприятия, его способность выпускать конкурентную продукцию. Следовательно внеоборотные активы необходимо рассматривать как фундаментальную основу деятельности любого предприятия, во многом определяющую ее качество и эффективность.
1.2 Особенности управления внеоборотными активами предприятия
Как уже отмечалось ранее, внеоборотные активы являются важнейшим компонентом имущества предприятия, эффективность использования которого во многом зависит от того, насколько грамотно организовано управление данным элементом имущества. Управление внеоборотными активами осуществляется в различных формах и разными функциональными подразделениями предприятия. Часть функций этого управления возлагается на финансовый менеджмент.
Главная цель управления внеоборотными активами предприятия заключается в создании такой их величины, состава и структуры, которые отвечают целям его долгосрочного развития. Достижение данной цели требует решения комплекса задач, которые могут быть сведены к следующему:
- обеспечение условий хозяйственной деятельности предприятия;
- определение и формирование рациональной структуры внеоборотных активов;
- оптимизация стоимости внеоборотных активов;
- повышение эффективности использования внеоборотных активов.
Данные задачи имеют общий характер и могут быть детализированы для основных элементов внеоборотных активов. Такая детализация проведена в таблице 2
Таблица 2
Задачи управления основными элементами внеоборотных активов
Основные средства |
Нематериальные активы |
Долгосрочные финансовые вложения |
- количественная и качественная оценка состояния основных средств; - выявление возможных резервов лучшего использования основных средств; - оценка эффективности вариантов изменения и развития объектов основных средств; - выявление отклонений, причин и путей ликвидации ошибок; - выявление узких мест |
- оценка и переоценка нематериальных активов; -начисление амортизации нематериальных активов; -обеспечение эффективного использования нематериальных активов; - обеспечение источников финансирования нематериальных активов |
- обеспечение получения дохода; - участие в управлении другими предприятиями и контроль над ними |
Управление внеоборотными активами имеет свои особенности, которые в свою очередь определяются особенностями кругооборота внеоборотных активов, и прежде всего той их части, которые используются в операционной деятельности предприятия. Схема такого кругооборота показана на рисунке 1
Рисунок 1. Схема кругооборота внеоборотных активов[8]
Как видно из данного рисунка, процесс кругооборота внеоборотных активов включает в себя три основных стадии. На первой стадии внеоборотные активы, используемые в операционной деятельности, амортизируются, то есть переносят часть своей стоимости на себестоимость готовой продукции. На второй стадии кругооборота в процессе реализации продукции происходит накопление начисленной амортизации. На третьей стадии накопленная амортизация как часть накопленных собственных финансовых ресурсов направляется на реинвестирование, то есть на обновление внеоборотных активов. После завершения третьей стадии рассмотренный процесс повторяется.
С учетом особенностей цикла стоимостного кругооборота внеоборотных активов разрабатывается политика управления внеоборотными активами. По определению Т.В. Кириченко политика управления внеоборотными активами – это часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в обеспечении своевременного их обновления и высокой эффективности использования[9]. По мнению Л.Е. Басовского политику управления внеоборотными активами необходимо рассматривать систему экономически обоснованных мероприятий, направленных на изменение величины, состава и структуры его внеоборотных активов. Основными элементами, формирующими эту систему, являются процессы, связанные с созданием, восстановлением или приобретением основных средств, нематериальных активов, осуществления финансовых инвестиций. Одним из существенных элементов рассматриваемой системы мероприятий является определение стоимости создаваемых или приобретаемых предприятием активов. Все мероприятия, которые формируют политику управления внеоборотным капиталом предприятия, должны быть направлены на достижение основной цели корпоративной финансовой политики – увеличение рыночной стоимости[10].
Политика управления внеоборотными активами включает в себя две основных составляющих: политика управления составом и структурой внеоборотных активов и политика управления инвестициями во внеобротные активы. Политика управления составом и структурой внеоборотных активов позволяет в полной мере удовлетворить потребность производственно – коммерческой деятельности предприятия во внеоборотных активах, сформировать материально – техническую базу предприятия, которая определяет уровень его производственных мощностей, увеличить рыночную стоимость предприятия за счет увеличения стоимости как материальных, так и нематериальных активов, улучшить финансовые показатели его деятельности.
Что касается политики управления инвестициями во внеоборотные активы, то она обеспечивает возмещение изношенных элементов внеоборотных активов предприятия, рациональное использование источников финансирования внеоборотных активов, а также выбор таких форм и способов его осуществления, которые способны принести максимальную выгоду предприятию.
Рассмотренные составляющие политики управления внеоборотными активами тесно взаимосвязаны между собой, причем эта взаимосвязь устанавливается на всех этапах процесса разработки политики управления внеоборотными активами. Процесс разработки политики управления внеоборотными активами можно представить в виде последовательности 5 основных этапов:
1. Анализ внеоборотных активов предприятия в предшествующем периоде;
2. Оптимизация общего объема и состава внеоборотных активов предприятия;
3. Обеспечение своевременного обновления внеборотных активов предприятия;
4. Обеспечение эффективного использования внеоборотных активов предприятия;
5. Формирование принципов и оптимизация источников финансирования внеоборотных активов предприятия.
Таким образом, учитывая этапы управления внеоборотными активами и их специфику, предприятия могут выявить резервы повышения эффективности их использования, обеспечить оптимальные темпы их обновления, выбрать наиболее эффективные формы воспроизводства внеоборотных активов.
Глава 2. Анализ внеоборотных активов ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика»
2.1 Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика»
ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» является одним из ведущих кондитерских предприятий Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Юридический адрес предприятия: 603003, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Базарная, д. 10. Общество является правопреемником АОЗТ «Кондитер». Учредителями Общества являются работники арендного предприятия «Нижегородское производственное объединение кондитерской промышленности».
Общество зарегистрировано Комитетом по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации г. Нижнего Новгорода 27 ноября 1992 года за регистрационным № 1062 и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией МНС России по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода 29 ноября 2002 года за основным государственным регистрационным номером 1025204415246. Начиная с 2003 г. и по настоящее время предприятие входит в состав холдинга «Объединенные кондитеры», который объединяет 19 кондитерских фабрик по всей стране.
Целью деятельности ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» является получение прибыли от осуществления основных видов деятельности как обществом в целом, так и каждым из его акционеров. Для достижения данной цели в соответствии с уставом, предприятием могут осуществляться следующие виды деятельности:
- производство и сбыт, в том числе через собственную торговую сеть, кондитерских изделий, полуфабрикатов для их производства;
- производство и реализация прочих продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство и реализация продукции производственно-технического назначения;
- осуществление научных и прикладных разработок в области техники, технологии, экономики и организации производства и их реализация;
- разработка новых видов кондитерских изделий, новых технологий их производства, реализация ноу-хау в области кондитерского производства;
- иная деятельность, прямо не запрещенная законодательством.
Органами управления ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» являются Общее собрание акционеров, Совет директоров и Генеральный директор. Органом контроля общества является ревизионная комиссия Организационная структура управления предприятием построена по линейно – функциональному признаку. Главное преимущество такой структуры состоит в том, что при решении важных вопросов и задач происходит более глубокая подготовка решений, связанных со специализацией работников. Недостаток состоит в том, что отсутствуют взаимосвязи на горизонтальном уровне между производственными отделениями.
Среднесписочная численность промышленно – производственного персонала ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» за 2014 год составила 844 человек.
На сегодняшний день ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» - единственное предприятие Нижегородской области, которое выпускает полный ассортимент кондитерских изделий и имеет первичную переработку какао-бобов. Три основных производства обеспечивают весь спектр сладкой продукции: конфеты, шоколад, вафли и вафельные торты, печенье, зефир, мармелад, пряники. Информация об объеме производства по основным видам продукции предприятия представлена в таблице 3