Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Конкуренция).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что одним из наиболее значимых моментов при осуществлении коммерческой деятельности является создание конкурентной среды в отношениях хозяйствующих субъектов.

Целью  курсовой работы является более точное рассмотрение ценовой конкуренции, как в теоретическом ее использовании, так и в практическом применении на рынке товаров и услуг. Раскрытие добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции. 

В зависимости поставленных целей исследования в работе ставятся следующие задачи:
1. Дать более точное определение конкуренции;
2. Рассмотреть виды, методы конкуренции;
3. Рассмотреть ценовые методы конкурентной борьбы;
4. Дать понятие и раскрыть сущность добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции.

Объектом курсовой работы комплекс правовых вопросов, связанных с понятием и содержанием добросовестной и недобросовестной конкуренции.

Предметом исследования курсовой – исследование добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции.

Методы исследования курсовой работы – статистический и аналитический.

Практическая значимость курсовой заключается в том, что данные представления в работе позволяет детально рассмотреть на примере действия добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции.

Работа состоит из введения, трёх глав раскрывающие конкуренцию, заключения и списка использованных источников.

1. Конкуренция.

1.1. Понятие и сущность конкуренции.

Дадим понятие конкуренции. «Конкуренция» — это такой процесс взаимодействия субъектов рынка в экономике, при котором борьба этих субъектов (рыночных организаций) приводит к улучшению сбыта продукции более успешного, сильного, передового (конкурентоспособного) предприятия. 

На сегодняшний день конкурентная борьба позволяет:
- выявить рыночную стоимость товара/услуги на данный момент;
- установить новую рыночную стоимость товара/услуги;
- рационально распределить прибыль с учетом различных издержек труда;
- отрегулировать распределение имеющихся средств предприятия между различными отраслями.


Антимонопольная политика российского государства состоит в создании условий для добросовестной конкуренции, повышения конкурентоспособности отдельного производителя и отечественной экономики в целом, а также предотвращения ее монополизации, что и отражает федеральный закон о защите конкуренции.

Закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принятый 26 июля 2006 года, заменил два предыдущих нормативных акта: Закон 1991 года о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и Закон 1999 года о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Закон является правовой основой защиты конкуренции. Целью его является пресечение недобросовестной конкуренции, монополистической деятельности, а также ограничения конкуренции различными органами государственной власти. Ежегодно вносимые поправки, изменения, дополнения призваны сделать Закон действенным и эффективным.

1.2. Виды и методы введения конкуренции.

Существуют различные виды конкуренции. Классификация происходит по различным признакам, а именно:
- в зависимости от характера развития конкуренция;
- в зависимости от следования правилам равновесия на рынке конкуренция;
- в зависимости от распределения капитала конкуренция;
- в
зависимости от потребности, заложенной в основе самого товара или услуги, конкуренция; 
- в зависимости от соотношения предложения и спроса на определённый товар/услугу конкуренция.

Раскроем каждый вид отдельно:
В зависимости от масштабов развития конкуренция бывает:
- индивидуальная (на рынке присутствует один участник, целью которого является привлечение максимальной прибыли путем выбора наилучших условий купли-продажи товара/услуги);
- местная (возникает, когда владельцы товаров/услуг пытаются поделить рыночную нишу);
- отраслевая (предприятия, конкурирующие в одной отрасли производства, пытаются привлечь максимальное количество потенциальных потребителей с целью получить наибольшую прибыль);
- межотраслевая (организации, конкурирующие в разных отраслях производства, пытаются завоевать наибольший сегмент потенциальных потребителей с целью максимизировать прибыль);
- национальная (возникает на территории одного государства между отечественными производителями товаров и услуг);
- глобальная (возникает на мировом рынке между предприятиями, хоз. объединениями и государствами разных стран).


В зависимости от характера развития конкуренция бывает:
- свободная - возникает при отсутствии ограничивающего деятельность производителей гос. регулирования;
- регулируемая - возникает в рамках госрегулирования;
- ценовая - возникает в условиях «демпинга» - искусственного занижения цен на товары и услуги;
- неценовая - возникает посредством улучшения качества производства и производимой продукции, системы менеджмента на предприятии и т.д.

В деятельности любой фирмы, намеревающейся занять лидирующие позиции и закрепиться на рынке, присутствуют следующие направления:
- во-первых, это рыночная конкуренция с целью получения лучших поставщиков и лучшего сырья по приемлемой цене;
- во-вторых, это борьба на рынке в области сбытовой политики;
- в-третьих, это борьба среди потенциальных покупателей на рынке.

В зависимости от следования правилам равновесия на рынке конкуренция бывает:
- совершенная конкуренция - базируется на следовании правилам равновесия на рынке: возможность выбирать «кому продавать и у кого покупать», возможность следовать свободной торговле без ограничений, однородность производимых товаров и услуг и наличие достаточно актуальной информации о продукции (таб. 1.1.);

Таблица 1.1. Совершенная конкуренция

- несовершенная конкуренция - основывается на пренебрежении предпосылками «конкурентного равновесия» и характеризуется неполной самостоятельностью производственных предприятий, дифференциацией производимой продукции (по различным отраслям экономики) и контролем за сегментами рынка (таблица 1.2.).

Таблица 1.2. Несовершенная конкуренция

В зависимости от спроса, предложения и их соотношения конкуренция бывает:
- чистая - характеризуется большим числом продавцов и покупателей, абсолютно не влияющих на рыночные цены, взаимозаменяемой продукцией (большим количеством товаров-заменителей) и отсутствием силы рынка;
- олигополистическая - относится к несовершенной конкуренции и характеризуется малым числом конкурентов, большой силой рынка, схожестью произведенных товаров/услуг и при этом присутствует одновременная ограниченность их количества;
- монополистическая - относится к несовершенной конкуренции и характеризуется большим числом конкурентов, уравновешенностью конкурентных сил, дифференциированностью (отличительными качествами) товаров/услуг – их ценой, качеством, ассортиментом, силой торговой марки и т.д..
Таблица 1.3. Предложения зависимости от спроса


Следует учитывать, что на рынке, в принципе, не может существовать в совершенной конкуренции. В некоторых областях рыночная конкуренция может быть затруднена в связи со следующими факторами:
- постоянные издержки в некоторых отраслях так высоки, что сэкономить на производстве (например, с помощью уменьшения затрат с одновременным увеличением производства) возможно только при условии, когда производитель работает в большом масштабе и занимает приличную долю на рынке;
- активы, вложенные в основные средства производства – такие активы не могут быть переориентированы на другие производства и другой тип производимой продукции;
- чрезмерные (даже избыточные) производственные мощности для максимального удовлетворения потребностей на товары/услуги.
Вышеперечисленные факторы являются предпосылками для образования монополий.

Монополию в зависимости от представленной ситуации можно интерпретировать как:
а) субъект хозяйственной деятельности, обладающий существенными преимуществами перед конкурентами;
б) состояние рынка, где лидирующую позицию (значительную долю рынка) занимает один производитель;
в) тип отношений в экономике, при котором у субъектов рынка появляется возможность «навязывать» свое мнение остальным участником рынка.

Выделяют следующие виды монополий:
- Естественная монополия (устойчивая монополия) – отрасль, в которой валовые затраты на производство товаров и услуг ниже, когда всю продукцию производит исключительно один товаропроизводитель, либо это отрасль, где осталась всего одна фирма вследствие конкуренции. А остальные предприятия не представляют собой никаких серьезных угроз для фирмы-монополии.
- Искусственная – создается с определенной целью, все объекты отношений экономики оказываются в руках одного человека/предприятия.
- Новаторская – возникает вследствие представления какой-либо компанией на рынок «новаторского», уникального товара, который конкурирующим компаниям довольно сложно повторить. 

В зависимости от распределения капитала конкуренция бывает:
- Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция на рынке между предприятиями одной отрасли с целью сотрудничества с лучшими поставщиками, закупки сырья по лучшей цене и менее затратного производства, а также сбытовая политика. Конечная цель внутриотраслевой конкуренции – получение прибыли и сверхприбыли.
- Межотраслевая конкуренция — это конкуренция на рынке среди предприятий разных отраслей за получение возможности наиболее выгодного вложения капитала и его распределения. Конечная цель межотраслевой конкуренции – максимизация прибыли и рациональное ее перераспределение.
Таблица 1.4. Конкуренция от распределения капитала


В зависимости от потребности, заложенной в основе самого товара или услуги, конкуренция бывает:
- Горизонтальная конкуренция — это разновидность внутриотраслевой конкуренции; возникает между предприятиями, производящими одинаковый товар.
- Вертикальная конкуренция — возникает среди фирм-производителей различных товаров, которые потенциальный потребитель может выбрать для удовлетворения одной и той же потребности.

В зависимости от соотношения предложения и спроса на определённый товар/услугу конкуренция бывает:
- конкуренция продавцов (довольно высокая конкуренция в наши дни) - возникает среди предприятий, производящих определенную продукцию с целью завоевать больший сегмент потребителей и максимизировать прибыль;
- конкуренция покупателей - возникает среди потенциальных покупателей, стремящихся приобрести определенный товар/услугу по более выгодной цене.

При изменении степени конкуренции продавцов обратно пропорционально меняется и степень конкуренции покупателей. Эти степени образуют период равновесия спроса и предложения. Вследствие увеличения данного периода цена будет определяться в большей степени затратами (издержками) производства.

Методы ведения конкурентной борьбы: ценовые, неценовые и маркетинговые.

Ценовые методы: явная ценовая конкуренция и скрытая. При явной ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен (на 20-60%). При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, но цену повышают непропорционально мало.

Неценовые методы: законные и незаконные методы.
Законные методы: Неценовая конкуренция на первое место выдвигает более высокую надежность, более современный дизайн, меньшую «цену потребления», предоставление покупателям большего количества услуг, меньшее энергопотребление, предотвращение загрязнения природной среды, улучшение потребительских свойств. Все это вывело неценовые методы борьбы на первое место. Особое место отводится рекламе.
К незаконным методам относятся: промышленный шпионаж, переманивание ведущих специалистов, выпуск подделочных товаров-«имитаторов», с более низкой ценой, закупка товаров с целью их копирования.

Маркетинговые методы ведения конкурентной борьбы по сути можно отнести к неценовым методам конкуренции. Это самые действенные методы ведения конкурентной борьбы, к которым относят: разработка и выпуск новых товаров, комплексные исследования рынка, организация работы торгового аппарата, реклама и стимулирование сбыта, совершенствование выпускаемой продукции, политика цен, выбор наиболее эффективных каналов распределения, сокращение издержек обращения. Функционирование предприятий в условиях интенсивной конкуренции обусловливает необходимость оценки и поддержки их конкурентоспособности на необходимом уровне.