Файл: Разработка регламента выполнения процесса Управление информационными ресурсами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще перед началом обследования необходимо определиться, какой  регламент мы хотим создать, каковы будут его характеристики [10, с.75]:

1. Наименование регламентируемого процесса. Какую зону в него включить и как назвать? Ответ на этот вопрос очень важен, здесь очерчивается зона, которую мы собираемся регламентировать.

2. Его входы и выходы. Здесь необходимо понять:– что именно является результатом процесса,– какую ценность он создает для потребителя,– из чего он ее создает.

3. Точку зрения на регламентируемый процесс. Ведь согласитесь, что процесс получения денег в кассе банка для клиента и для кассира выглядит совершенно по-разному. Таким образом, определив точку зрения, мы четко выявим потребителя – кто будет пользоваться будущим регламентом.

4. Степень детализации процесса (и регламента). Нужно найти золотую середину, чтобы регламент содержал четкие, однозначно воспринимаемые требования к порядку проведения работ и при этом не перегружал пользователя малозначащими деталями.

5. Необходимо также определить должностное лицо, ответственное за процесс и его результаты. Именно это должностное лицо в дальнейшем будет отслеживать появление отклонений живого процесса от его слепка, изображенного в регламенте. Оно же должно инициировать процедуру пересмотра и актуализации регламента.

2 Разработка регламента процесса Управления информационными ресурсами

2.1 Характеристика предметной области

Управление информационными ресурсами рассмотрим на примере информационных ресурсов поликлиники.

Анализ предметной области сводится к рассмотрению организационной сущности задачи получения пациентом талона на прием к врачу при посещении лечебного учреждения.

Организационная сущность задачи заключается в следующем.

  1. Пациент обращается в регистратуру лечебного учреждения для получения талона на прием к нужному врачу, предъявляя страховой полис. При этом пациенту, как правило, приходится затратить немало времени стоя в очереди.
  2. Регистратор рассматривает запрос пациента. В случае наличия свободных талонов на прием к требуемому специалисту, проверят наличие и подлинности страхового полиса, производит поиск амбулаторной карты и выписывает талон на прием.
  3. Пациент, имея на руках амбулаторную карту и талон, следует на прием к врачу, где, как правило, приходится повторно стоять в очереди.
  4. Врач проводит осмотр пациента, производит необходимые записи в амбулаторной карте и в случае необходимости, помимо назначений на лечение, выписывает рецепт на получение или изготовление лекарственных средств. Помимо этого врач производит дозаполнение талона на прием статистической информацией.
  5. При необходимости и наличии рецепта пациент обращается в аптеку за получением лекарственных средств.
  6. По окончании рабочего дня врач передает дозаполненные талоны в отдел статистики лечебного учреждения и возвращает амбулаторные карты в регистратуру.
  7. Со строго определенной очередностью отдел статистики готовит статистический материалы и направляет их в управление здравоохранения.
  8. Раз в месяц страховые компании предоставляют лечебному учреждению обновленные базы данных застрахованных лиц. Лечебное учреждение в свою очередь передает страховым компаниям отчеты об оказанных услугах пациентам.

Владелец процесса, выходы и входы, ресурсы процесса

Владелец процесса управления – регистраторы.

Участники процесса – пациенты, врачи, регистраторы.

На входе процесса – данные полиса и паспортные данные пациента, на выходе – отчетность и статистика.

2.2 Основными ресурсами выполнения процесса управления являются:

  • Трудовые ресурсы (сотрудники поликлиники);
  • Финансовые ресурсы (затраты на создание автоматизированной системы).

Схемы управления процессов, схемы подпроцессов

Проведя анализ предметной области, предлагается автоматизировать процесс получения пациентом талона на прием к врачу. Контекстная диаграмма процесса выглядит следующим образом (рис. 5).

Рис.5. Контекстная диаграмма

Декомпозиция модели представлена на рисунке 6.

Рис.6. Декомпозиция модели

  1. Предварительно регистратор посредством сети Интернет, входя на портал, формирует в системе расписание приема врачей для выдачи талонов.
  2. Пациент посредством сети Интернет, входя на портал, выбирает необходимое лечебное учреждение, врача и удобное для записи время из разрешенных и свободных интервалов. Формирует заявку на получение талона, предоставляя свои личные данные и данные полиса ОМС. В результате пациент получает номер неподтвержденного талона. Время приема временно резервируется.
  3. В соответствии с внутренними регламентами с определенной периодичностью регистратор осуществляет проверку данных заявок и по ее результатам либо подтверждает заявки, либо отклоняет их. Время, зарезервированное на отклоненную заявку, освобождается.
  4. Имея номер заявки, пациент имеет возможность в любое удобное время контролировать ее статус. В случае если заявка подтверждена пациент получает талон на прием к врачу, который может напечатать в домашних условиях на принтере.
  5. В указанное в талоне время пациент, минуя регистратуру, приходит на прием к врачу в указанный кабинет. При этом если у пациента нет возможности самостоятельно напечатать талон, он может напечатать его в регистратуре.
  6. Регистратор, зная расписание подтвержденных талонов, заранее обеспечивает доставку необходимых амбулаторных карт в кабинет соответствующего специалиста.
  7. Врач, осуществляя прием, посредством сети Интернет входит в систему и помечает талон больного как посещенный.
  8. В случае, когда пациент не имеет возможности воспользоваться данной системой, он является в регистратуру со своим полисом ОМС, регистратор оформляет талон на прием самостоятельно через систему, подтверждает его, печатает, выдает амбулаторную карту пациенту на руки и направляет его в нужный кабинет.

2.3 Совершенствование процесса управления информационными ресурсами

Мероприятия по улучшению процесса управления информационными ресурсами

Разрабатываемая информационная система предлагает комплексное решение целого ряда задач, причем не в масштабах отдельно взятого медицинского учреждения, а на городском и даже региональном уровне.

Для работы системы все учреждения, участвующие в проекте, должны будут подключены к единой защищенной сети. Все врачи будут внесены в регистры. В системе содержится информация обо всех врачах, которые работают в медицинских учреждениях, участвующих в проекте «Электронная регистратура». Кроме того, в системе содержится информация об их времени приема, графике работы и месторасположении. Количество участников системы со временем будет постоянно увеличиваться.

Для того чтобы человек мог записаться на прием к врачу с помощью данного сервиса, он должен обладать полисом обязательного медицинского страхования. После того, как человек успешно записывается на прием к врачу, он получает талон амбулаторного пациента, с которым пойдет на прием к врачу.

Разрабатываемое программное обеспечение для автоматизации записи на прием к врачу упрощает доступ граждан к медицинским услугам.

Основные задачи программного обеспечения «Электронная регистратура».

  1. Сокращение очередей в медицинское учреждение.
  2. Оптимизация работы регистраторов.
  3. Создание единой регистратуры.
  4. Организация самостоятельной записи на прием через Интернет.
  5. Установка информационных киосков с возможностью записи в любое лечебное учреждение.

Программная система включает в себя организацию записи пациентов на прием к врачам, в том числе участковым терапевтам и узким специалистам, через систему электронной регистратуры.

2.4 Описание функций разрабатываемой системы

Разрабатываемая система предназначена для автоматизации записи пациента на прием к врачу.

Система должна быть реализована в соответствии с клиент-серверной технологией и обеспечивать доступ через сеть интернет посредством Web интерфейса. Должна состоять из двух самостоятельных, но, тем не менее, тесно связанных между собой Web-приложений:


  • административного Web-приложения – Back-офиса;
  • Web-приложения для пациентов, врачей и регистраторов – Front-офиса.

Средствами Back-офиса администраторы системы решают все задачи, связанные с ее эксплуатацией.

В рамках Front-офиса необходимо реализовать 3 интерфейса:

  • интерфейс пациента;
  • интерфейс регистратора;
  • интерфейс врача.

Каждый из интерфейсов предлагает специализированный набор функций и уровень доступа к информации.

Администратор должен иметь доступ ко всей информации и всем сервисам системы. Разрабатываемый back-офис (интерфейс администратора) должен реализовывать следующие функции.

  1. Регистрация медицинских учреждений в системе.
  2. Управление данными медицинских учреждений: адрес, контактная информация, информация о руководителе.
  3. Управление данными о структуре медицинских учреждений: подразделения и отделения.
  4. Управление учетными записями администраторов, регистраторов (с привязкой к медицинскому учреждению) и врачей (с привязкой к отделению медицинского учреждения).
  5. Управление данными врачей и регистраторов. Регистратор должен иметь доступ к интерактивному сервису записи на прием к врачу. Интерфейс регистратора должен предоставлять следующий набор функций.
  6. Управление расписанием приема врачей по своему лечебному учреждению.
  7. Управление расписанием выдачи талонов на посещение.
  8. Контроль поступивших заявок на прием (анализ валидности и подтверждение заявки).
  9. Оформление талона на месте с одновременным подтверждением.
  10. Управление статусом заявки (подтверждение/отклонение с обоснованием).
  11. Уведомление пациентов об изменении статуса заявки.
  12. Печать талона амбулаторного пациента на месте (по требованию пациента).

Врач должен иметь доступ к интерактивным сервисам, касающимся его пациентов и расписанию приема. Интерфейс врача должен предоставлять следующий набор функций.

  1. Мониторинг и контроль расписание своего приема.
  2. Регистрация фактического приема пациента.
  3. Оформление талона повторного приема на себя.

Пациент посредством сети Интернет должен иметь доступ к информационной части системы, а также к интерактивному сервису записи на прием к врачу. Интерфейс пациента должен предоставлять следующий набор функций.

  1. Мониторинг списка лечебных учреждений с получением контактной информации.
  2. Мониторинг расписание приема врачей по отделениям и специализациям.
  3. Оформление заявки на прием к необходимому специалисту в выбранное время.
  4. Отслеживание статуса заявки.
  5. Печать талона амбулаторного пациента.

2.5. Постановка задачи

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать задачу, стоящую при разработке данной системы: требуется разработать информационную систему электронной регистратуры, обеспечивающую реализацию всех основных стадий записи пациента на прием к врачу и получения талона на прием и выгодным образом выделяющее данное приложение среди аналогичных систем.

  1. Обеспечить реализацию всех базовых стадий получения талона на прием к врачу, связанных с оформлением заявки на прием, ее подтверждением и отметкой о явке.
  2. Исходя из концепции деления системы на Front-офис и Back-офис, провести разделение проекта на две части: клиентское и администраторское приложение, причем клиентское приложение подразделено на 3 взаимозависимых интерфейса.
  3. Предоставить средства для навигации по базе данных на нескольких уровнях доступа (регистратор, врач, пациент и администратор).
  4. Реализовать специфические возможности системы.

На сайте системы должны быть предоставлены данные обо всех лечебных учреждения, с указанием контактной информации и данных руководителя. Должна быть представлена информация о структуре отделений медицинских учреждений и о специалистах с указанием графика их работы и месте приема.

Пациент для осуществления заявки на прием к врачу должен предоставить паспортные данные и данные полиса ОМС. Должен иметь возможность по номеру талона контролировать его состояние, в том случае если заявка становится подтвержденной, пациент должен иметь возможность напечатать талон на прием к врачу.

Регистратор должен иметь возможность формировать расписание приема врачей соответствующего лечебного учреждения. В соответствии с внутренними регламентами лечебного учреждения осуществлять контроль поступивших заявок и удовлетворять либо отклонять их. В том случае, если заявка по каким либо причинам была отклонена, соответствующий зарезервированный интервал времени освобождается для оформления новых заявок. По требованию пациента, регистратор должен иметь возможность оформить талон на прием на месте и осуществить его печать.

Врач должен иметь возможность просматривать список записанных к нему пациентов на конкретную дату и время и отмечать факт явки пациента на прием.

Заключение

Данный программный продукт позволил автоматизировать работу регистратуры поликлиники. Программа реализована под любую регистратуру. Внедрение в дальнейшем необходимых компонентов, отчетов, модулей реализуется по необходимости.