Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Теоретические аспекты антимонопольного регулирования).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты антимонопольного регулирования
1.1 Понятие и основные методы антимонопольного регулирования
1.2 Цели и задачи антимонопольного законодательства
Глава 2. Эволюция антимонопольного законодательства
2.1 Американская модель государственного регулирования конкуренции
2.2 Реализация антимонопольной политики Европейского союза
Введение
Политика антимонопольного регулирования является одной из самых важных составляющих политики конкуренции, обеспечивая социально-экономическую стабильность участников рыночных отношений, кем является каждый из нас в своей повседневной жизни, чем можно объяснить актуальность выбранной темы. Данная политика осуществляется государством в лице уполномоченных органов власти и управления, осуществляя государственный контроль за соблюдением законов и нормативных актов, которые относятся к системе конкурентного права.
С конца ХХ века проблемы монополизации, конкуренции на товарных рынках особо остро встали перед Россией; без логичных, методических мер против монополизма невозможно ожидать эффективности экономических реформ и перехода к рыночной экономике. России в наследство от СССР с командно-административной системой в наследство достался комплекс гигантов-монополистов. Таким образом, вопрос демонополизации экономики, недопущения роста власти действующих монополий стал особенно острым.
Исследование монопольных рынков разных экономик важно для принятия решений по разным вопросам.
Антимонопольное регулирование - одна из самых важных составных экономической политики страны с развитой рыночной экономикой. А система государственного регулирования, как необходимый элемент, предполагает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг.
Таким образом, объект исследования данной работы – антимонопольное законодательство разных стран. Предметом исследования является эволюция антимонопольной политики основных экономик мира.
Целью данной курсовой работы является анализ текущей антимонопольной политики России. Поставленные задачи:
- выявить теоретические аспекты антимонопольного регулирования, а именно:
- дать понятие антимонопольному регулированию, политике, законодательству, выявить экономическую сущность и методы
- определить цели и задачи антимонопольного законодательства
- рассмотреть эволюцию антимонопольного законодательства основных рынков мира, а именно:
- Американскую модель государственного регулирования конкуренции
2.2 Реализация антимонопольной политики Европейского союза
- Рассмотреть эволюцию российского антимонопольного законодательства, рассмотрев:
- Этапы развития
- Проблемы и перспективы
В работе использованы материалы Интернет-сайтов Федеральной антимонопольной службы, системы Консультант-Плюс, справочник по экономике, содержащий выдержки из книг, научных работ, Федеральные законы, статьи Е.А. Сахарова, Клейн Н.И..
Глава 1. Теоретические аспекты антимонопольного регулирования
1.1 Понятие и основные методы антимонопольного регулирования
Антимонопольная политика государства заключается в совокупности стратегических целей и задач по созданию эффективного механизма антимонопольного регулирования. Антимонопольное регулирование - одна из форм государственного регулирования экономики, которая представляет собой комплекс мер и механизмов их реализации. Это инструмент, осуществляемый государством при реализации антимонопольной политики для воздействия на экономику. Среди остальных рычагов регулирования антимонопольная часть является одним из средств повышения эффективности рыночной экономики.
Антимонопольное регулирование - это форма (вид) регулирования отношений, связанных с «защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции»[1]. Антимонопольное регулирование направлено на стабилизацию и упорядочение рыночных отношений.
При определении понятия антимонопольного регулирования следует отметить различие его толкования в зависимости от угла зрения.
С точки зрения государственной деятельности антимонопольное регулирование есть целенаправленная деятельность, которая осуществляется на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
С точки зрения нормативной базы антимонопольное регулирование есть совокупность законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки.
Таким образом антимонопольное регулирование - это комплекс законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством, с целью обеспечения условий функционирования рыночной конкуренции и ограничения монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.
Монополия как вид экономического поведения имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, она даёт возможность снизить издержки производства и экономить ресурсы, с другой - она подвержена банкротству, а, следовательно, сдерживает рост безработицы, но и имеет больше возможностей для проведения научно- исследовательских работ.
При оценке экономической роли монополий на макроуровне положительным аргументом является то, что в качестве монополиста чаще всего выступает крупная фирма, которая имеет возможность:
-применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками, экономить ресурсы и снижать цены;
-выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению НТП;
-противостоять конъюнктурным изменениям рынка.
Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики.
В то же время наличие монополий негативно сказывается на экономике, а именно:
- ослабляют/устраняют конкуренцию;
-увеличивают свою прибыль за счет повышения цен без снижения издержек производства;
-"эксплуатируют потребителей", завышая цены против их равновесного уровня;
Путем занижения объемов производства монополисты манипулируют ценой на свою продукцию, т.е. действуют в своих интересах, при этом ущемляя интересы потребителей, могут сдерживать НТП, например, намеренно не внедряя в производство достижений, т.к. и без этого имеют «власть» на рынке. Для монополистического рынка характерна неэффективность в распределении ресурсов, а влияние монополий может усиливать дифференциацию доходов, что негативно сказывается на обществе и, следовательно, чревато социальными конфликтами. Серьезная опасность монополии заключается в том, что их существование подавляет действие рыночного механизма саморегуляции; потребители монопольного продукта вынуждены мириться с высокими ценами, иногда и с плохим качеством продукции, что было бы невозможно в условиях конкурентного рынка[2].
Поэтому в целях оптимального функционирования рынка государственное регулирование крайне необходимо. Рычагом такого регулирования стала антимонопольная политика.
Антимонопольное законодательство использует разные методы регулирования. Прежде всего это метод власти и подчинения, метод предписаний, осуществляемый в отношениях между антимонопольными органами и всех участников рынка. Следующий метод - метод диспозитивности, т.е. предоставление всем участникам рынка возможности выбора различных правовых вариантов поведения (метод гражданского права). Применение этих методов регулирования объясняется неоднородностью предмета регулирования, т.е. различием в составе и сущности регулируемых отношений, в сферах регулирования.
Антимонопольное законодательство включает нормы, устанавливающие запреты на принятие актов и совершение действий, которые ограничивают конкуренцию, определяет полномочия антимонопольных органов по пресечению и предупреждению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов[3]. Вместе с тем им устанавливаются правила дозволенного поведения хозяйствующих субъектов на товарном рынке, определяются пределы осуществления гражданских прав, запрет недобросовестной конкуренцию и злоупотребление рыночной властью. Такие нормы регулируют имущественные отношения вместе с публичными, что характерно для частного (гражданского) права.
Эта особенность позволяет говорить о двойственном характере правовой природы антимонопольного законодательства.[4]
Антимонопольному законодательству характерны защита гражданских прав и публичного порядка, административный порядок применения правовосстановительных мер ответственности и принуждения. Защиту нарушенных прав осуществляет суд.
Таким образом, сочетание элементов частного и публичного права, метода диспозитивности с методами принуждения и властных предписаний, методом регулирования, правовой природы отношений, которые являются предметом регулирования, не дает оснований выделить комплекс норм антимонопольного регулирования самостоятельной отраслью права. Одновременно сочетание публичных и частноправовых норм определяет комплексный характер антимонопольного законодательства.
1.2 Цели и задачи антимонопольного законодательства
Антимонопольное регулирование – одна из самых важных частей государственной экономической политики с развитой рыночной экономикой. В комбинации с поддержкой предпринимательства и организацией защиты прав потребителей она является существенным фактором благополучного социально-экономического развития. Эффективность экономических преобразований зависит от взвешенной системы регулирования конкурентных отношений и монопольных процессов.
Антимонопольное регулирование необходимо для:
- обеспечения баланса между интересами потребителей (в виде доступных цен) и регулируемых предприятий (т.к. финансовые результаты привлекательны для инвесторов и кредиторов);
- на основе принципа справедливого и эффективного отнесения издержек определения структуры тарифов для разного типа потребителя;
- стимулирования предприятий к улучшению качества товаров и услуг, сокращению издержек, повышению эффективности инвестиций;
- создания условий для развития конкуренции.
Таким образом, цель правового регулирования монополии и конкуренции можно установить, как обеспечение эффективности рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями, защита публичных экономических интересов, в том числе интересов потребителей продукции. Задачи правового регулирования в данном случае – гос. защита и поддержка конкуренции, реализуемая с помощью правовых способов, таких как создание условий для конкурентных отношений, признание и защита права на конкуренцию субъекта предпринимательства, контроль за монополизацией предпринимательской деятельности, предупреждение и преследование правонарушений недобросовестной конкуренции и др.[5]
Любой хозяйствующий субъект стремится к вытеснению конкурентов, к расширению сферы предпринимательской деятельности. Усиливая свою власть на рынке, они пытаются установить контроль над ценами. Для достижения этих целей они предпринимают действия, ограничивающие конкуренцию, создают искусственные барьеры для входа на рынок, заключают антиконкурентные соглашения. Такие действия приводят к нерациональному разделению общественных ресурсов, негативно сказываются на всех участниках рынка. Данные обстоятельства выявляют необходимость государственного регулирования и контроля рыночных процессов. Задача государства состоит в том, чтобы ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь опасные для общества проявления монополизма, исключить недобросовестные методы борьбы, определить те сферы, где необходимо государственное регулирование[6]. Конкурентная политика подразумевает широкое участие антимонопольных органов как минимум в тех ее направлениях, которые непосредственно влияют на конкурентную структуру рынка. Среди таких направлений выделяются следующие: торговая и промышленная политика (особенно в сферах, наиболее влияющих на состояние макроэкономики, где особые меры государственного регулирования часто не поощряют, а ограничивают конкуренцию[7]), региональное развитие, защита прав объектов интеллектуальной собственности, защита прав потребителей, приватизация и управление государственной собственностью, инвестиционная и налоговая политика, государственная помощь, политика в сфере государственного регулирования, в том числе лицензирование.