Файл: Основные функции в системе менеджмента (Функции менеджмента в рыночной экономике.).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
Координация — это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, и поддержание устойчивого режима работы компании.
Целью координации является установление взаимодействия в работе различных подразделений компании, руководителей, специалистов, а также устранение помех и отклонений от заданного режима работы. [2, C 87]
Современное производство невозможно без разделения труда, а это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы менеджмента. При нарушении координации руководители лишаются информации о работе друг друга и действуют обособленно. Это приводит к уменьшению или даже отсутствию необходимого сотрудничества менеджеров.
Координация осуществляется с помощью личных контактов между руководителями, совещаний, согласования рабочих планов и графиков разных подразделений, внесения в них корректив и согласования работы между исполнителями.
Помимо основных, менеджерам приходится выполнять множество так называемых специальных функций менеджмента. Это название условно, т.к. все специальные функции связаны с основными, являются их частью. Вот некоторые из таких функций:
- разработка и принятие управленческих решений;
- создание команд и работа в них, управление корпоративной культурой компании, анализ рынка (отрасли, мнений клиентов и т.п.);
- управление качеством продукции;
- обработка информации (в том числе, с использованием информационных технологий);
- прогнозирование развития событий;
- организация внешних контактов (с партнерами, клиентами, представителями государственных органов и т.п.);
- проведение переговоров, совещаний и деловых бесед;
- ведение документации и многое другое.
1.3 Взаимосвязь общих и конкретных функций управления
Если рассматривать общие функции как присущие организации (предприятию, фирме) в целом, т.е. в качестве охватывающих все содержание ее управленческой деятельности, то их объем будет включать также и содержание конкретных функций. Каждая в отдельности общая функция в таком случае будет состоять из всех конкретных функций, но только в части, относящейся к профилю содержания данной общей функции управления. В свою очередь, каждая из конкретных функций управления в обязательном порядке будет включать весь набор общих функций управления, но только связанных с управлением данной конкретной функцией, то есть определенной сферой управленческой деятельности.
Таким образом, общие и конкретные функции представляют собой одно и то же содержание управленческой деятельности, но расчлененное на различные части по разным признакам. Управленческая деятельность по реализации конкретной функции имеет вид:
ФУкФ = ЦкФ + Пкф + Окф + Ккф + Ркф + Мкф + Укф + Акф + Ккд,
где ФУкф - управленческая деятельность по реализации конкретной функции; Цкф - целеполагание, то есть выработка целей реализации конкретной функции; Пкф - планирование действий, необходимых для реализации конкретной функции; Окф - организация осуществления конкретной функции; Ккф - координирование деятельности исполнителей, реализующих конкретную функцию; Ркф - регулирование деятельности исполнителей конкретной функции; Мкф - мотивация деятельности исполнителей конкретной функции; - учет реализации конкретной функции; Акф - анализ деятельности по реализации конкретной функции; Ккд - контроль деятельности по реализации конкретной функции. [12, C 227]
Одной из важнейших конкретных функций является «управление маркетингом», ее содержание включает:
а - исследование рынков;
б - определение цен на продукцию предприятия;
в - обеспечение разработки новых видов продукции;
г - создание фирменных знаков;
д - организацию индивидуальных продаж;
е - управление рекламой;
ж - выработку способов продвижения товаров к потребителю;
з - организацию выставок;
и - формирование отношений между фирмой и потребителями;
к - организацию обслуживания потребителей;
л - выявление каналов сбыта товаров;
м - правовое обеспечение маркетинговой деятельности;
н - общее руководство маркетингом.
Глава 2 Объект, цели и задачи управления
2.1 Организация, как объект управления
Организация, как объект, представляет собой сознательно координируемое социальное образование, то есть искусственное объединение людей, с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе и преследует свои конкретные цели.
Как объект, организация неизменно является элементом общественной структуры со своими функциями и методами. Вследствие этого, любая организация способна оказывать некоторое влияние не только на своих членов, но и в целом на окружающий мир.
Организации могут существовать в различных формах. В данном случае форма организации понимается, как средство обеспечение определенного уровня эффективности ее функционирования в рамках целостной экономической системы. Более распространенной формой организации можно считать производственно-хозяйственную систему - образование, в котором целенаправленно и планомерно комбинируются элементы материально-технических и социально-природных составляющих. Такие организации могут различаться, как по средствам изготовления и реализации продуктов, изделий, услуг, информации, так и по способам достижения поставленных целей. [10, C 27]
Любая организация не сможет существовать без коллектива, так как именно коллектив является ее основой. Коллектив - это объединение всех работников организации, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Несмотря на то, что коллектив неотъемлемая часть любой организации, сам состав коллектива и направление его деятельности регулируется административно-управленческим аппаратом (членами данного коллектива), а также правовыми и этическими нормами, принятыми в данной организации, то есть коллектив - это не стихийное объединение людей.
Рассмотрение организации, как объекта управления, не будет полным, если не рассмотреть роль организаций в обществе:
1. Любая организация выступает генератором ресурсов, за счет грамотного управления, превращая издержки в ценности.
2. Организации создают полезные для общества блага, способствуя развитию общества в целом и каждого человека в частности.
3. Институт организации принимает на себя более значимую социальную ответственность, становясь центральным звеном общественной жизни (с точки зрения социальной ответственности бизнеса).
Все организации обладают двумя важнейшими свойствами - свойством открытости и свойством системности.
Открытость выражается в том, что организация испытывает на себе, практически ничем не экранируемое, воздействие факторов внешней среды. В свете данного свойства особенно важно:
- вычленить факторы внешней среды, которые могут оказывать или уже оказывают воздействие на организацию;
- понять требования каждого отдельного фактора к организации;
- ускорить адаптацию к требованиям выявленных факторов.
Системность - наличие внутренней среды организации, структуризация внутренней среды с учетом взаимосвязанности переменных и их способностей к изменениям. [13, C 141]
Любой организации должны быть присущи следующие признаки:
1) Комплексность (сложность) - оперирует величинами, определяющими степень дифференциации в рамках каждой организации. Включает в себя уровень специализации (разделения труда), количество уровней в иерархии и степень территориального распределения подразделений (филиалы, представительства, посольства).
2) Формализация - заранее разработанные и установленные для организации правила, процедуры, определяющие поведение работников.
3) Соотношение централизации и децентрализации - данный показатель определяется уровнем, на котором вырабатываются и принимаются управленческие решения.
Кроме данных признаков существует и ряд косвенных признаков, но они имею гораздо меньшее значение.
Немаловажным вопросом в деятельности организаций является вопрос единоначалия. Сущность этого явления в том, что руководитель, придерживающийся единоначалия, решает ряд возникающих вопросов строго самостоятельно, при этом качественный уровень решения зависит от компетенции руководителя.
Антиподом единоначалия выступает коллегиальность - выработка коллективного решения, основанного на мнении руководителей различных уровней, а также на мнении привлеченных специалистов.
К организации, как объекту, выдвигается ряд специальных требований:
- наличие, по крайней мере, 1 человека, но в большинстве случаев - не менее двух человек, считающих себя членами группы;
- наличие хотя бы 1 цели, которая служит общей для всех членов группы;
- наличие членов группы, которые работают вместе намеренно;
- преобразование ресурсов в процессе деятельности (финансовых, потенциала работников, оборотных, информации, знаний);
- получение прибавочного продукта в различных его формах.
Кроме всего прочего, абсолютно каждая организация должна иметь свою миссию. Миссия отражает уникальность конкретной организации, объясняет, зачем она существует, почему и для кого создана, какая перед организацией лежит конечная задача.
Если миссия сформулирована, верно, то она создает ощущение единства в действиях всех сотрудников.
2.2 Фазы жизненного цикла организации
В процессе роста любая копания сталкивается с определенными трудностями и проблемами. При правильных стратегии и тактике развития компании, она может достигнуть расцвета и, в принципе, находиться в этом состоянии бесконечно долго. В наличии этой принципиальной возможности – основное ограничение аналогии между развитием деловой организации и живого организма.
Ключ успеха в управлении организацией – это умение сосредоточиться на решении проблем, которые присущи данной стадии жизненного цикла организации, так, чтобы она могла развиваться дальше.
Этапы жизненного цикла организации делятся на две группы: рост и старение. Рост начинается с зарождения и заканчивается расцветом, после этого наступает старение, начинающееся со стабилизации и заканчивающееся смертью организации. Рассмотрим их подробнее, фокусируя внимание на особенностях организации и реализации маркетинга на каждом из этапов.
Выхаживание. Выхаживание – это этап зарождения организации. Она еще не существует физически, но бизнес-идея относительно ее будущего уже возникла. В этот период происходит больше обсуждений, чем предпринимается конкретных действий. Основатель (или основатели) закладывает «теоретический» фундамент будущей организации, он пытается «продать» идею о ее будущем успехе. Он собирает мнения и суждения других по этому поводу.
Этот этап может быть в большей или меньшей степени формализован. В идеале в основу принятия решений должны класться результаты проведенных маркетинговых исследований, однако в реальности так происходит не всегда. Часто основатель ограничивается личными ощущениями, интуитивными предположениями, авторитетными, на его взгляд, мнениями. Важным элементом здесь является готовность основателя взять на себя ответственность и риск. [6, C 27]
Младенчество. На данной стадии внимание перемещается от идей и возможностей к результатам производства – удовлетворению потребностей, ради которых компания создавалась. Как только приходится рисковать, уже нет времени на размышления и мечты, наступает время действовать. Действия могут измеряться уровнем продаж.
Компания в младенчестве обладает нечеткой структурой, небольшим бюджетом, процедуры ведения бизнеса практически отсутствуют. Организация очень персонифицирована. Все называют друг друга по именам, субординация слаба, отсутствует система приема на работу и оценки исполнения заданий.
Здесь роль маркетинга еще незначительна. Им занимается первый руководитель на уровне личного опыта и интуиции. Существует постоянная нехватка денежных средств, остро стоит вопрос выживания, поэтому все силы и средства направляются на то, чтобы «еще день простоять, да ночь продержаться». Затраты на маркетинг воспринимаются как непозволительная роскошь.
Когда денежные потоки и деятельность организации стабилизируются, начинается следующий этап ее развития.
Быстрый рост. При зарождении организации имеется идея, в младенчестве она закладывается в основу деятельности. Как только достигается стадия, когда идея начинает работать, т.е. преодолевается нехватка денежных средств и уровень продаж постоянно растет, создается впечатление, что компания не только выжила, но даже процветает. Это часто делает основателя и организацию самонадеянными и самоуверенными.
Для компании характерно реактивное поведение, она только реагирует на возможности, предоставляемые внешней средой, но пока не может и не умеет их предвидеть. Рынок не изучается систематически. Следовательно, она не контролирует окружение, а подчиняется ему.