Файл: Порядок организации и проведение аудита операций по учету основных средств организации.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты аудита операций по учету основных средств
1.1 Цели и задачи аудиторской проверки операций по учету основных средств
1.2 Этапы аудиторской проверки операций по учету основных средств
Глава2 Организация проверки операций по учету основных средств
2.1 Планирование аудита операций по учету основных средств
2.2 Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки
2.3 Аудит операций по учету основных средств на примере конкретной организации
Введение
Формирование рыночных экономических отношений повышает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности предприятий. Особая роль в повышении эффективности производства, рациональном и экономном использовании сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укреплении дисциплины принадлежит аудиту.
Аудит способствуют повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования. Проверка соблюдения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, разработка предложений по устранению имеющихся недостатков и нарушений требуют глубоких знаний методологии и техники проведения контрольно-ревизионной работы.Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что своевременное и точное проведение аудиторских проверок основных средств позволит повысить эффективность и рациональность их использования, предотвратит хищения средств труда.
Объектом исследования в курсовой работе является АО «Пивоваренная компания Балтика», предметом – учет и аудит основных средств на исследуемом предприятии.
Цель курсовой работы – рассмотреть порядок проведения аудита основных средств. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты аудита, его сущность;
- рассмотреть порядок проведения аудита по основным средствам;
- изучить методики проведения аудита основных средств;
- определить законодательно-нормативную базу аудита;
- осуществить аудит основных средств на примере АО «Пивоваренная компания Балтика» за период с 01.12.2015 по 31.12.2015 гг.
Глава 1 Теоретические аспекты аудита операций по учету основных средств
1.1 Цели и задачи аудиторской проверки операций по учету основных средств
Основной целью проверки является выражение мнения аудитора о достоверности информации об основных средствах, которая используется при подготовке бухгалтерской отчетности, а также соответствии порядка учета операций с основными средствами действующему законодательству.
Для достижения данной цели аудитору необходимо решить следующие основные задачи:
– убедиться в наличие и сохранности объектов основных средств;
– проверить правильность формирования первоначальной стоимости основных средств;
– установить соответствие документального оформления операций по движению основных средств действующему законодательству;
– проверить правильность начисления амортизации основных средств;
– протестировать систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля за совершением операций с основными средствами и оценить их эффективность;
– убедиться в достоверности показателей в бухгалтерской отчетности организации об основных средствах.
При совершении ряда других операций перечень задач может быть расширен и тогда необходимо будет проверить:
– выполнение законодательных требований к проведению переоценки основных средств и отражения се результатов в бухгалтерском учете и отчетности;
– правильность и законность совершения операций по восстановлению основных средств, т.е. проведение ремонта, модернизации и реконструкции основных средств;
– операции, связанные с арендой (лизингом) основных средств.
И, конечно, одной из важнейших задач, решаемых аудитором, является анализ эффективности использования основных средств.
Организация и ведение бухгалтерского учета операций с основными средствами регламентируется следующими нормативными документами:
• Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон о бухгалтерском учете);
• Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. №26п;
• Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. №91 н;
• Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. №7, к которым, в частности, относятся:
– акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) – форма № ОС-1;
– акт о приеме-передаче здания (сооружения) – форма №ОС-1а;
– акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) – форма №ОС-1б;
– накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств – форма №ОС-2;
– акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств – форма №ОС-3;
– акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) – форма №ОС-4;
– акт о списании автотранспортных средств – форма №ОС-4а;
– акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) – ОС-46;
– инвентарная карточка учета объекта основных средств – форма №ОС-6;
– инвентарная карточка группового учета объектов основных средств – форма №ОС-6а;
– инвентарная книга учета объектов основных средств – форма №ОС-66;
– акт о приеме (поступлении) оборудования – форма №ОС-14;
– акт о приеме-передаче оборудования в монтаж – форма №ОС-15;
– акт о выявленных дефектах оборудования – форма №ОС-16;
– карточка учета нематериальных активов – форма №НМА-1.
При проведении инвентаризации формируются материалы, включающие инвентаризационную опись основных средств (форма №ИНВ-1), инвентаризационную опись нематериальных активов (форма №ИНВ-1а), акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма № ИНВ-10), сличительную ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма № ИНВ-18).
Необходимо отметить, что вышеперечисленные формы с 1 января 2015 г. не являются обязательными к применению, поскольку новый Закон о бухгалтерском учете разрешил организациям самим утверждать формы первичной документации. Однако при проведении проверок за 2012 г. и более ранние периоды аудитору следует учитывать, что они являлись обязательными.
Также необходимо подвергнуть проверке регистры синтетического и аналитического учета, к которым относятся журналы-ордера № 10, 10/1, 13 по счетам 01, 02, 04, 05, 07, 08 и внеучетную информацию, которая включает акты предыдущих налоговых проверок, аудиторские заключения и отчеты, договоры, соглашения, приказы и распоряжения руководителя организации и др.
1.2 Этапы аудиторской проверки операций по учету основных средств
Рассмотрим основные этапы аудиторской проверки ОС:
1. Осуществить оценку сохранности и наличия основных средств. При проведении аудита сохранности основных средств возникает необходимость проверки условий их хранения и эксплуатации, устанавливается список лиц, за которыми закреплены отдельные объекты, проверяется наличие договоров о материальной ответственности.
2. Произвести проверку соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам. Для этого изучаются состав и структура основных средств по данным регистров аналитического учета, в том числе инвентарные карточки учета основных средств, ведомости и др. Дополнительно проверяется классификация данного вида активов, а также формирование инвентарных объектов.
Эти аудиторские процедуры необходимы для выражения мнения о достоверности данных, отражаемых в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма №5). Результаты проверки правильности отнесения объектов к основным средствам и амортизируемому имуществу оказывают существенное влияние на реализацию последующих процедур: проверки документального оформления и учета, а также достоверности начисления амортизации основных средств.[1]
3. Осуществить проверку документального оформления и учета основных средств. Первичные документы, на основании которых в учете отражаются операции, связанные с объектами основных средств, должны иметь правильное оформление. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
4. На основании данных учета и первичных учетных документов проверить своевременность зачисления объектов в состав основных средств и правильность формирования первоначальной стоимости поименованных активов.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Необходимо проверить соответствие методологии, закрепленной учетной политикой, требованиям ПБУ 6/01 и выяснить, на каком счете отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов. Затем осуществляется сверка данных регистров синтетического учета по счетам 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».
5. Отследить правильность начисления амортизации основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета. Способ начисления амортизации должен быть закреплен в учетной политике организации. Применение выбранного способа начисления амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Проверка основывается на данных регистра бухгалтерского учета по начислению амортизации.
При проверке амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, аудитор руководствуется учетной политикой организации и решает ряд задач:
-осуществление анализа объектов амортизации;
-проверка правильности расчета норм амортизационных отчислений;
-анализ отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;
-проведение оценки амортизационной политики, осуществляемой субъектом хозяйствования.
В первую очередь отслеживается состав основных средств, по которым начисляется амортизация. Затем путем пересчета норм, установленных при вводе объекта в эксплуатацию, проверяется правильность определения норм амортизации основных средств. Аудитор должен убедиться в том, что методика расчета норм амортизации соответствует требованиям ПБУ 6/01 и учетной политике организации.
6. Проверить порядок оформления и отражения в учете операций с основными средствами в рамках заключенных договоров аренды и залога, а также операций по выбытию основных средств, которое имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания из-за морального и физического износа, ликвидации при авариях или стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций. Серьезное внимание должно быть уделено экспертизе договоров, заключенных при приобретении права собственности на объекты капитальных вложений.[2]
При изучении договора купли-продажи целесообразно:
-проверить, соблюдена ли простая письменная форма, наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию сделки, а также полноту и правильность заполнения реквизитов и наличие соответствующих печатей и подписей;
-проанализировать условия договора в части разграничения отдельных видов договоров купли-продажи и смежных договоров, а также условия договора о моменте перехода права собственности.
Наиболее часто применяемые формы договоров:
- купли-продажи (в том числе договор поставки);
- мены;
- договор подряда.
В ходе экспертизы договора подряда аудитор должен проанализировать условия договоров в отношении цены, порядка оплаты и выполнения работы с использованием материалов заказчика. Особого внимания заслуживает поступление основных средств по договору дарения, поскольку при принятии таких объектов к учету должна документально подтверждаться их рыночная стоимость. При вводе в эксплуатацию объектов, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, необходимы документы, в которых оговаривается согласованная между учредителями (участниками) оценка вклада. В ходе проверки аудитору следует убедиться в правильности оформления документов, удостоверяющих рыночную стоимость принимаемых к учету объектов, таких, как экспертные заключения, справки организаций-изготовителей и др.