Файл: Порядок организации и проведение аудита операций по учету основных средств организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Формирование рыночных экономических отношений повышает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности предприятий. Особая роль в повышении эффективности производства, рациональном и экономном использовании сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укреплении дисциплины принадлежит аудиту.

Аудит способствуют повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования. Проверка соблюдения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, разработка предложений по устранению имеющихся недостатков и нарушений требуют глубоких знаний методологии и техники проведения контрольно-ревизионной работы.Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что своевременное и точное проведение аудиторских проверок основных средств позволит повысить эффективность и рациональность их использования, предотвратит хищения средств труда.

Объектом исследования в курсовой работе является АО «Пивоваренная компания Балтика», предметом – учет и аудит основных средств на исследуемом предприятии.

Цель курсовой работы – рассмотреть порядок проведения аудита основных средств. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты аудита, его сущность;

- рассмотреть порядок проведения аудита по основным средствам;

- изучить методики проведения аудита основных средств;

- определить законодательно-нормативную базу аудита;

- осуществить аудит основных средств на примере АО «Пивоваренная компания Балтика» за период с 01.12.2015 по 31.12.2015 гг.

Глава 1 Теоретические аспекты аудита операций по учету основных средств

1.1 Цели и задачи аудиторской проверки операций по учету основных средств


Основной целью проверки является выражение мнения аудитора о достоверности информации об основных средствах, которая используется при подготовке бухгалтерской отчетности, а также соответствии порядка учета операций с основными средствами действующему законодательству.

Для достижения данной цели аудитору необходимо решить следующие основные задачи:

– убедиться в наличие и сохранности объектов основных средств;

– проверить правильность формирования первоначальной стоимости основных средств;

– установить соответствие документального оформления операций по движению основных средств действующему законодательству;

– проверить правильность начисления амортизации основных средств;

– протестировать систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля за совершением операций с основными средствами и оценить их эффективность;

– убедиться в достоверности показателей в бухгалтерской отчетности организации об основных средствах.

При совершении ряда других операций перечень задач может быть расширен и тогда необходимо будет проверить:

– выполнение законодательных требований к проведению переоценки основных средств и отражения се результатов в бухгалтерском учете и отчетности;

– правильность и законность совершения операций по восстановлению основных средств, т.е. проведение ремонта, модернизации и реконструкции основных средств;

– операции, связанные с арендой (лизингом) основных средств.

И, конечно, одной из важнейших задач, решаемых аудитором, является анализ эффективности использования основных средств.

Организация и ведение бухгалтерского учета операций с основными средствами регламентируется следующими нормативными документами:

• Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон о бухгалтерском учете);

• Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. №26п;

• Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. №91 н;

• Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. №7, к которым, в частности, относятся:

– акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) – форма № ОС-1;

– акт о приеме-передаче здания (сооружения) – форма №ОС-1а;

– акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) – форма №ОС-1б;


– накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств – форма №ОС-2;

– акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств – форма №ОС-3;

– акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) – форма №ОС-4;

– акт о списании автотранспортных средств – форма №ОС-4а;

– акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) – ОС-46;

– инвентарная карточка учета объекта основных средств – форма №ОС-6;

– инвентарная карточка группового учета объектов основных средств – форма №ОС-6а;

– инвентарная книга учета объектов основных средств – форма №ОС-66;

– акт о приеме (поступлении) оборудования – форма №ОС-14;

– акт о приеме-передаче оборудования в монтаж – форма №ОС-15;

– акт о выявленных дефектах оборудования – форма №ОС-16;

– карточка учета нематериальных активов – форма №НМА-1.

При проведении инвентаризации формируются материалы, включающие инвентаризационную опись основных средств (форма №ИНВ-1), инвентаризационную опись нематериальных активов (форма №ИНВ-1а), акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма № ИНВ-10), сличительную ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма № ИНВ-18).

Необходимо отметить, что вышеперечисленные формы с 1 января 2015 г. не являются обязательными к применению, поскольку новый Закон о бухгалтерском учете разрешил организациям самим утверждать формы первичной документации. Однако при проведении проверок за 2012 г. и более ранние периоды аудитору следует учитывать, что они являлись обязательными.

Также необходимо подвергнуть проверке регистры синтетического и аналитического учета, к которым относятся журналы-ордера № 10, 10/1, 13 по счетам 01, 02, 04, 05, 07, 08 и внеучетную информацию, которая включает акты предыдущих налоговых проверок, аудиторские заключения и отчеты, договоры, соглашения, приказы и распоряжения руководителя организации и др.

1.2 Этапы аудиторской проверки операций по учету основных средств

Рассмотрим основные этапы аудиторской проверки ОС:

1. Осуществить оценку сохранности и наличия основных средств. При проведении аудита сохранности основных средств возникает необходимость проверки условий их хранения и эксплуатации, устанавливается список лиц, за которыми закреплены отдельные объекты, проверяется наличие договоров о материальной ответственности.


2. Произвести проверку соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам. Для этого изучаются состав и структура основных средств по данным регистров аналитического учета, в том числе инвентарные карточки учета основных средств, ведомости и др. Дополнительно проверяется классификация данного вида активов, а также формирование инвентарных объектов.

Эти аудиторские процедуры необходимы для выражения мнения о достоверности данных, отражаемых в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма №5). Результаты проверки правильности отнесения объектов к основным средствам и амортизируемому имуществу оказывают существенное влияние на реализацию последующих процедур: проверки документального оформления и учета, а также достоверности начисления амортизации основных средств.[1]

3. Осуществить проверку документального оформления и учета основных средств. Первичные документы, на основании которых в учете отражаются операции, связанные с объектами основных средств, должны иметь правильное оформление. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

4. На основании данных учета и первичных учетных документов проверить своевременность зачисления объектов в состав основных средств и правильность формирования первоначальной стоимости поименованных активов.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Необходимо проверить соответствие методологии, закрепленной учетной политикой, требованиям ПБУ 6/01 и выяснить, на каком счете отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов. Затем осуществляется сверка данных регистров синтетического учета по счетам 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».

5. Отследить правильность начисления амортизации основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета. Способ начисления амортизации должен быть закреплен в учетной политике организации. Применение выбранного способа начисления амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Проверка основывается на данных регистра бухгалтерского учета по начислению амортизации.

При проверке амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, аудитор руководствуется учетной политикой организации и решает ряд задач:


-осуществление анализа объектов амортизации;

-проверка правильности расчета норм амортизационных отчислений;

-анализ отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;

-проведение оценки амортизационной политики, осуществляемой субъектом хозяйствования.

В первую очередь отслеживается состав основных средств, по которым начисляется амортизация. Затем путем пересчета норм, установленных при вводе объекта в эксплуатацию, проверяется правильность определения норм амортизации основных средств. Аудитор должен убедиться в том, что методика расчета норм амортизации соответствует требованиям ПБУ 6/01 и учетной политике организации.

6. Проверить порядок оформления и отражения в учете операций с основными средствами в рамках заключенных договоров аренды и залога, а также операций по выбытию основных средств, которое имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания из-за морального и физического износа, ликвидации при авариях или стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций. Серьезное внимание должно быть уделено экспертизе договоров, заключенных при приобретении права собственности на объекты капитальных вложений.[2]

При изучении договора купли-продажи целесообразно:

-проверить, соблюдена ли простая письменная форма, наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию сделки, а также полноту и правильность заполнения реквизитов и наличие соответствующих печатей и подписей;

-проанализировать условия договора в части разграничения отдельных видов договоров купли-продажи и смежных договоров, а также условия договора о моменте перехода права собственности.

Наиболее часто применяемые формы договоров:

- купли-продажи (в том числе договор поставки);

- мены;

- договор подряда.

В ходе экспертизы договора подряда аудитор должен проанализировать условия договоров в отношении цены, порядка оплаты и выполнения работы с использованием материалов заказчика. Особого внимания заслуживает поступление основных средств по договору дарения, поскольку при принятии таких объектов к учету должна документально подтверждаться их рыночная стоимость. При вводе в эксплуатацию объектов, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, необходимы документы, в которых оговаривается согласованная между учредителями (участниками) оценка вклада. В ходе проверки аудитору следует убедиться в правильности оформления документов, удостоверяющих рыночную стоимость принимаемых к учету объектов, таких, как экспертные заключения, справки организаций-изготовителей и др.