Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История развития международной охраны авторских прав
Глава 2. Основные положения международного авторского права
Глава 3. Международные договоры о защите авторских прав
Глава 4. Участие Российской Федерации в международной охране авторских прав
4.1 Охрана прав иностранных авторов в Российской Федерации
Введение
В современном мире одним из важнейших условий развития науки, литературы и искусства является признание за авторами исключительных прав на результаты их интеллектуальной деятельности. Авторское право, способствуя созданию условий для занятия творческим трудом и обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепляя за авторами права на пользование, распоряжение и получение доходов от созданных ими произведений, одновременно создает условия для использования результатов интеллектуальной деятельности в интересах общества.
Законы об авторском праве отдельных стран обычно предусматривают охрану произведений собственных граждан, а также произведений, опубликованных на территории своих стран. Но национальное законодательство по авторскому праву не обеспечивает охраны произведений иностранных граждан (за исключением тех довольно редких случаев, когда эти произведения впервые публикуются на территории страны, предоставляющей охрану). Между тем культурный обмен, призванный опосредствовать авторское право (купля-продажа книг и других произведений печати и т. п.) давно уже приобрел международный характер[1]. Отсюда стремление отдельных государств заключить международные соглашения, которые обеспечили бы их гражданам охрану авторских прав за рубежом.
Основная цель настоящей работы базируется на том, что авторские права являются одним из важнейших составляющих интеллектуальной собственности, распространяясь на научные, литературные, драматические, музыкальные, хореографические, фотографические, аудиовизуальные произведения, произведения архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, компьютерные программы, банки данных и другие результаты человеческого творчества. Именно творчество является одной из главных движущих сил устойчивого развития общества. Поэтому задача всякого государства – всемерно поощрять творчество, в частности, посредством эффективной авторско-правовой охраны и параллельного становления и развития индустрии культуры, способствующей широкому распространению произведений и обеспечению авторов средствами к существованию.
В связи с большей интеграцией России в мировое экономическое пространство становится все более очевидным, что необходимо менять государственный подход к охране авторских прав на всех уровнях – на национальном, на уровне международных отношений граждан и юридических лиц государства, а также на межгосударственном уровне, тем более, что, по мнению большинства авторов, имеющих работы по данной тематике, законодательство России на данном этапе не вполне соответствует мировым стандартам.
Так основные задачи международной охраны авторских прав можно рассматривать, во-первых, в правовой охране прав авторов произведений других стран, и, во-вторых, в обеспечении населения всех стран возможностью свободно пользоваться иностранными литературными произведениями, учебными пособиями и т.п. Недостаточное внимание к охране прав создателей интеллектуального продукта ведет к значительным убыткам как материального, так морального и политического свойства.
Объектом исследования является комплекс проблем, связанных с охраной авторских прав в международном частном праве. Предметом исследования являются нормы международного частного права, регулирующие деятельность в сфере охраны прав авторов произведений науки, литературы и искусства.
Глава 1. История развития международной охраны авторских прав
Авторское право достигло признания лишь в течение последних нескольких столетий, благодаря изобретению книгопечатания, которое дало книжной торговле новое направление. До этого изобретения распространение всякого сочинения было чрезвычайно трудоемким, затратным по времени и весьма недешевым процессом, поэтому о контрафакции не могло быть и речи. Со времени изобретения книгопечатания книгопродавец не мог уже по заказу заготовлять книги, а печатал их по приблизительному расчету известное число экземпляров, но чтобы быть огражденным от ошибки, он искал средство против чужого издания той же книги. Эта потребность вызвала запрет перепечатки: одному книгопродавцу давалась привилегия на издание определенной книги – впоследствии этот вопрос был урегулирован законом. Такой закон давал издателю исключительное право на воспроизведение и продажу книги. Отсюда уже и для автора вытекала возможность договора с издателем. Таким образом, право издателя заключало в себе зародыши авторского права, которое постепенно расширилось и сделалось исключительным правом автора пользоваться плодами своего духовного творчества.
До XIX в. вопросами охраны авторских прав не занимались на международном уровне, ибо в этом особенно не было нужды, так как технические средства использования произведений ограничивались территорией страны, а коммерческие рынки для последних были ограничены.
Однако техническая революция (появление кино, радио, звукозаписи и т.п.), расширение международного книжного рынка привели к необходимости поставить вопрос о международной охране авторских прав. Для признания прав иностранных авторов и в свою очередь признания прав отечественных авторов за рубежом стали заключаться двусторонние договоры. Совершенно очевидно, что строить систему международной охраны с помощью двусторонних соглашений непрактично. В связи с этим со временем государства стали прибегать к заключению региональных и многосторонних конвенций.
К региональным конвенциям относится ряд Панамериканских конвенций, в число которых входят: Конвенция в Монтевидео (1889 г.), Конвенция - в Мехико (1902 г.), Конвенция - в Рио-де-Жанейро (1906 г.), Конвенция - в Буэнос-Айресе (1910 г.), Соглашение - в Каракасе (1911 г.), Конвенция - в Гаване (1928 г.), Вашингтонская конвенция (1946 г.)[2]. Однако с развитием технических средств распространения произведений становилось все очевидным, что с помощью региональных соглашений международную охрану авторского права не построить.
Начало многосторонней международной системе охраны авторского права положили Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928г.
Предпосылкой заключения многосторонних конвенций можно назвать, в частности, следующее: в конце XIX века территориальный характер действия авторского права перестал удовлетворять интересам крупных издательств, которые стремились к наиболее широкой коммерческой реализации своих прав на произведения литературы и искусства. Интересы издательств особенно страдали в странах одного языка[3]. Можно привести такой пример. Произведение, которое печаталось фирмой в Англии, предприимчивый американский издатель по телеграфу частями передал в США. В результате произведение было издано в США раньше, чем в Англии. Возникла конкуренция, которая, естественно, подрывала интересы первой фирмы, издающей свои произведения на том же английском языке. Никакого вознаграждения первой издательской фирме выплачено не было в силу территориального характера действия авторского права[4].
Вдохновителем Бернской конвенции был Виктор Гюго и французские интеллектуалы середины 19 столетия, которые полагали, что индивидуальный автор был отстранен от справедливой экономической прибыли, извлекаемой из плодов его творчества. В 1886 году участниками Бернской конвенции были всего 10 стран (прежде всего, в устранении территориального характера авторского права были заинтересованы крупные издательские фирмы). Участники не ставили перед собой цель подробно регламентировать права авторов. Основными задачами являлись закрепление принципа национального режима и предоставление минимального объема охраны авторских прав. В Конвенции специально оговаривалось право государств-участников заключать дополнительные двусторонние соглашения, направленные на предоставление авторам больших прав, чем было закреплено в самой Конвенции[5].
В соответствии с Бернской конвенцией был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участников.
Текст Конвенции неоднократно менялся (дополнена в Париже 4 мая 1896 г., пересмотрена в Берлине 13 ноября 1908 г., дополнена в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотрена в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., изменена 2 октября 1979 г.).
Существенными изменениями можно назвать:
- Париж 1896 г.: закреплено понятие «публикация», отменено ограниченное ранее десятью годами право автора на перевод. Закреплено положение о том, что охрана предоставляется произведению, впервые опубликованному в государстве-участнике даже тогда, когда автор является гражданином (подданным) государства-не участника.
- Берлин 1908 г.: установлен срок охраны авторского права в пределах продолжительности жизни автора и 50 годами после его смерти. Расширен круг объектов произведений искусства.
- Рим 1928 г.: появилась норма о признании за автором права на трансляцию произведения по радио[6].
На фоне происходящих изменений в Конвенции, естественно, изменялось и национальное законодательство стран-участников. Наряду с совершенствованием системы охраны авторских прав на европейском пространстве, интенсивно развивалась и система защиты тех же прав в новом свете. Первым шагом стало принятие в 1889 г. на конференции в Монтевидео Конвенции о создании Союза американских государств в области литературной и художественной собственности. Основным принципом данной Конвенции стал принцип национального режима[7].
Впоследствии появились иные многочисленные американские конвенции: Конвенция об охране литературной и художественной собственности 1902 г., Конвенция об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов, товарных знаков и торговых марок, литературной и художественной собственности 1906 г., Конвенции об охране литературной и художественной собственности 1910 г.
Своеобразным итогом развития американского правового регулирования и отношений в сфере авторского права стала Гаванская конвенция 1928 г.
И Гаванская, и Бернская конвенция (в редакции Римского акта 1928 г.) по сути были аналогичными нормативными актами с той лишь разницей, что распространяли они свое действие в различных частях света. В связи с этим возник вопрос о необходимости выработки единой всемирной конвенции по охране авторских прав.
Вплоть до 50-х годов XX в. Бернская конвенция была практически единственным многосторонним международным соглашением в сфере охраны авторских прав. Позже ситуация изменилась в связи со вступлением в силу Всемирной конвенции об авторском праве - 1952 год ознаменовался принятием не имеющей обратной силы (в отличие от Бернской конвенции) Всемирной конвенции об авторском праве.
В преамбуле к Всемирной конвенции договаривающиеся государства декларируют, что конвенция является дополнением уже действующих международных систем охраны и не затрагивает их. В первую очередь это заявление касается Бернского союза.
Согласно дополнительной Декларации Всемирной конвенции, относящейся к ст.17, если страна выйдет после 1 января 1951 г. из состава Бернского союза, то не будет пользоваться в странах этого союза охраной, предоставляемой Всемирной конвенцией. Данное правило было введено во избежание выхода стран-членов из Бернского союза ради более низкого уровня охраны, предоставляемой Всемирной конвенцией. На укрепление положения Бернского союза направлено и второе правило данной Декларации, согласно которому Всемирная конвенция не применяется к охране произведений в отношении стран, связанных Бернской конвенцией. Помимо укреплений положения Бернской конвенции по охране авторских прав положительное значение данных правил и в том, что они не допустили ослабления общего уровня международной охраны. С течением времени многие страны, бывшие членами только Всемирной конвенции в редакции 1952 или 1971 г., стали присоединяться к Бернской конвенции, предоставляющей более высокий уровень охраны, и отношения между ними регулируются уже в соответствии с ее нормами.
27 февраля 1973 года Советский Союз присоединился к Женевской конвенции об авторском праве 1952 г. В свете требований международного законодательства, были пересмотрены советские нормы об авторском праве, в частности, увеличен срок охраны права до 25 лет после смерти автора. Советское правительство заявляло также о том, что готово присоединиться и к Бернской конвенции, и, по сути, данный вопрос считался уже решенным. Поэтому был разработан соответствующий раздел «Авторское право» в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Этим документом было исключено свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение опубликованных произведений без согласия автора; был расширен круг охраняемых произведений, увеличен срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора, введена охрана т.н. «смежных прав»[8].