Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (понятие и значение).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
1.2. Роль учетной политики в организации бухгалтерского учета
О роли и значении учетной политики в современных условиях сказано уже немало. Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского учета.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждая организация самостоятельно формирует учетную политику исходя из своей структуры и отраслевой специфики. При этом следует руководствоваться названным законом, а также нормативными актами Минфина России, регулирующими бухгалтерский учет и другими методическими рекомендациями.
Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.
Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций.
Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании – правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.
Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика – это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.
Наконец, в-третьих, учетная политика – это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п. Следует также иметь в виду, что по обоснованности, полноте учетной политики организации, ее соответствию новым нормативным документам можно сделать выводы о профессионализме главного бухгалтера, формирующего учетную политику, руководителя организации, утверждающего ее, и аудитора, подтверждающего достоверность бухгалтерских и отчетных данных.
Учетная политика организации, будучи однажды сформирована, не должна быть формальным документом, про который вспоминают только тогда, когда нужно продемонстрировать наличие его в организации. И учетная политика, и приказ по учетной политике должны использоваться организацией в повседневной хозяйственной жизни.
Рассмотрим основных пользователей учетной политики организации и цели, для достижения которых учетная политика используется. Всех пользователей учетной политики можно разделить на внешних и внутренних.
Учетная политика в широком смысле как совокупность внутренних документов организации, касающихся ведения бухгалтерского учета, используется:
- учетной (бухгалтерской) службой организации - в целях обеспечения типовых процедур ведения учета, стандартизации учетных процессов, обеспечения достоверности отчетности за счет совершенствования технологии ее производства, и как элемент контрольной среды;
- контрольными подразделениями организации (ревизоры, внутренние аудиторы) - в целях осуществления контроля учетных процессов и их субъектов - работников учетной службы, подтверждения показателей отчетности и как элемент контрольной среды.
- методологами организации - как инструмент соблюдения организацией норм бухгалтерского учета;
- менеджментом компании - в целях обеспечения соответствия деятельности стандартам качества, стандартизации учетных процессов, принятия корректных управленческих решений, т.е. в целях повышения эффективности управленческой деятельности компании.
Внешние пользователи используют приказ по учетной политике в следующих целях:
- аудиторы - в целях подтверждения достоверности отчетности;
- прочие пользователи отчетности - в целях понимания отчетности, оценки отдельных ее показателей (через раскрытие учетной политики).
Таким образом, учетная политика используется внутренними и внешними пользователями, с одной стороны, как регламент организации, который устанавливает правила для всех участников процесса ведения бухгалтерского учета, а с другой - как средство контроля за осуществлением процесса ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в организации и повышения качества управления организацией через обеспечение достоверности информации.
Учетная политика организации, начиная с 1999 года, формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/2008 и утверждается руководителем организации.
При этом утверждается:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
3. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
4. способы оценки активов и обязательств;
5. правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
6. порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета, в данном разделе учетной политики должны раскрываться вопросы, не нашедшие отражения в других разделах, но необходимые для организации бухгалтерского учета в организации
Существует такое понятие, как нормативное регулирование учетной политики для целей бухгалтерского учета, есть нормативная база для ее формирования.
Формирование учетной политики организации и ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). Ниже рассмотрим основные нормативные документы, используемые при формировании учетной политики:
1. Основным актом 1-го уровня является Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая – четвертая).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, в редакции приказов Минфина РФ от 18.09.2006 № 116н, от 26.03.2007 № 26н, от 24.12.2010 № 186н).
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, в редакции приказа Минфина РФ от 18.09.2006 № 115н, 8 ноября 2010 г. № 142н).
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н, в ред. приказов Минфина РФ от 11.03.2009 № 22н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н, от 18.12.2012 N 164н, от 06.04.2015 № 57н), иные стандарты и положения по бухгалтерскому учету (ПБУ…).
7. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (в ред. приказов Минфина РФ от 05.10.2011 № 124н, от 17.08.2012 № 113н, от 04.12.2012 № 154н, от 06.04.2015 № 57н).
8. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180).
9. Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 04.11.2014 № 344-ФЗ).
1.3. Формирование учетной политики, допущения и требования при формировании учетной политики
Общие правила и принципы формирования учетной политики. В соответствии с требованиями ПБУ 1/2008 вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. При этом закрепленные в учетной политике способы ведения бухгалтерского учета применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс.
В учетной политике для целей бухгалтерского учета устанавливается порядок взаимодействия организации с ее территориально обособленными подразделениями. В частности, в рабочем плане счетов следует выделить счета и субсчета, необходимые для отражения в учете операций по внутрихозяйственным расчетам, определить порядок и сроки представления в головную организацию первичных учетных документов, регистров учета и отчетности, оформленных филиалами (представительствами).
При разработке учетных положений необходимо основываться на десяти принципах бухгалтерского учета, которые под названием допущений и требований закреплены в ПБУ 1/2008. Рассмотрим сначала допущения:
1. Имущественная обособленность.
В соответствии с этим допущением активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Данный факт важен для определения величины собственных средств организации и её финансовой устойчивости по данным бухгалтерской отчетности. Поэтому отступление от данного правила требует обязательного документального подтверждения и раскрытия в соответствующих отчетных формах (например, это касается отражения в учете имущества, полученного на правах лизинга).
2. Непрерывность деятельности.
Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Если при подготовке бухгалтерской отчетности существует значительная неопределенность в применении данного допущения, организация обязана указать на этот момент и однозначно описать, с чем это связано.
3. Последовательность учетной политики означает, что изначально выбранные и закрепленные в приказе методологические приемы ведения учета применяются последовательно от одного отчетного года к другому. Это связано с тем, что в противном случае изменение учетной политики сделает бухгалтерские данные несопоставимыми и непригодными для анализа в динамике развития предприятия. Однако на практике постоянство положений учетной политики является невыполнимым требованием и поэтому сопоставимость достигается с помощью, так называемого ретроспективного способа. Этот способ предполагает составление бухгалтерской отчетности, таким образом, как если бы учетная политика применялась с начала возникновения фактов финансово-хозяйственной деятельности, в учете которых произошли изменения.
4. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности.
В соответствии с этим принципом факты хозяйственной жизни относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. В случае если организация является субъектом малого предпринимательства, она имеет право отступить от исполнения данного допущения, т. е. применять кассовый метод учета. Реализация этого права в обязательном порядке должна быть закреплена в учетной политике.