Файл: Реформа электроэнергетики в России (Монополия рынка).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Программы реформирования отрасли
Преобразование структуры отрасли
Рынок переходного периода. Сектор свободной торговли «5–15»
Новый оптовый рынок электроэнергии
Инвестиции в электроэнергетику
Глава 2. Начало реформирования РАО ЕЭС
Прогнозирование и планирование в отрасли
Введение
Энергетика – это отрасль, которая влияет на уровень жизни человека, больше чем остальные. Благодаря теплоэлектростанциям, газовым электростанциям, атомный станциям и другим, мы получаем свет и тепло. Статистические данные показывают, что спрос на электроэнергию постоянно растет и в ближайшее время не стоит ожидать спада. Население нашей планеты стремительно растет. А такое развитие потребует новых энергетических мощностей.
Ситуация в отрасли электроэнергии России требовала немедленных изменений. Ведь если не предпринимать никаких модернизаций, то скорее всего наша страна достигнет энергетического кризиса, из которого крайне сложно выбраться.
В данной работе ведется анализ отрасли электроэнергетики России. Выявляются сильные и слабые стороны главного монопольного владельца рынка – российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «ЕЭС России».
В первой главе анализируется ситуация, связанная с производством энергии, потреблением, тарифами. Выявлены годы реформ в разных странах мира.
Во второй главе выявлены главные причины проведения реформы. Приводится статистическая информация и структура РАО «ЕЭС России».
Глава 1. Монополия рынка
Мировые тенденции
Во многих странах мирах в 90-ых годах электроэнергетика являлась естественной монополией. Компании, которые совмещали производство, передачу и сбыт электроэнергии, назывались вертикально-интегрированными. Они узаконенную монополию в масштабах страны или отдельных регионов. Тарифы на их услуги устанавливались или ограничивались государством. Такая система долгое время вполне удовлетворительно обеспечивала нужды экономики.
В 70-ых годах произошло резкое подорожание углеводородного топлива. Параллельно с этими событиями происходил опережающий рост потребления энергии. И в рамках этих факторов, оказалось, что монополии не могли удовлетворить всю потребность. Они не могли вовремя отзываться на изменение спроса, а ввод новых мощностей стоил им больших денег. При этом любые дополнительные расходы компаний включались в их тарифы и автоматически ложились на потребителей. Положение осложнялось тем, что во многих странах было ужесточено экологическое законодательство. Это требовало ускоренной модернизации энергетических мощностей – едва ли не главных загрязнителей окружающей среды.
Государства начали менять свой взгляд к естественной монополии, начали включать в электроэнергетику элементы конкуренции. Начиная с 1990 года стран стали функционировать конкурентные рынки электроэнергии. В таблице 1.1. приведены даты начала функционирования рынков.
Страна |
год |
Страна |
год |
|
Англия |
1990 |
Дания |
1999 |
|
Уэльс |
Австрия |
|||
Норвегия |
1991 |
Люксембург |
||
Аргентина |
Нидерланды |
|||
США |
1992 |
Италия |
||
Австралия |
1994 |
Португалия |
||
Новая Зеландия |
Япония |
2000 |
||
Финляндия |
1995 |
Бельгия |
||
Швеция |
1996 |
ЮАР |
||
Казахстан |
Ирландия |
|||
Украина |
1997 |
Греция |
2001 |
|
Германия |
1998 |
Россия |
||
Испания |
Китай |
2002 |
||
Бразилия |
||||
Индия |
В России реформа была произведена позднее, чем в других государствах. Характерно, что в Европе реформу электроэнергетики проводят либо сами собственники ради повышения эффективности, либо энергетики под давлением властей и потребителей, продукция которых теряет конкурентоспособность из-за высоких тарифов. В России все наоборот (и другого такого случая нет в мире): инициаторами либерализации выступили наемные менеджеры во главе с Анатолием Чубайсом, которые пришли в РАО «ЕЭС России» в конце апреля 1998 года.
Идея о размонополизации энергетики имела место быть еще в 90-ых годах. Госкомимущество, возглавляемое Анатолием Чубайсом, в 1992 приняло решение о создании РАО «ЕЭС России». Воплощением данной идеи занялся Борис Немцов. Всего через месяц с небольшим после вступления в должность первого вице-премьера он сумел подготовить и подписать у Бориса Ельцина один из самых значительных реформаторских документов 1990-х годов – Указ Президента РФ «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» от 28 апреля 1997 года № 426. Данный указ имел влияние на 4 отрасли, такие как электроэнергетика, газодобывающая промышленность, ж/д и связь. Главной идеей было избавиться от монополий и создать рынок конкурентных агентов, минимизировать роль государства.
Программы реформирования отрасли
На старте реформы число ее противников многократно превышало число сторонников. Среди оппонентов были губернаторы, парламентарии, сенаторы, многие влиятельные чиновники в администрации президента и правительстве, профессиональная энергетическая элита. У авторов реформы зачастую возникало ощущение, будто обсуждается будущее не российской энергетики: чаще всего оппоненты выступали с безучастной позицией, их аргументы сводились к тому, почему реформу нельзя проводить, а не как сделать успешным развитие электроэнергетики в новых условиях.
Сторонники второй группы претензий требовали сохранить Единую энергетическую систему России как достояние СССР, ссылаясь на то, что множество энергокомпаний мира, особенно в европейских странах, еще 20–30 лет назад существовали и развивались именно так, причем в экономике в целом явного социализма и административно-плановой системы не было, а эти компании не были неэффективными. Наиболее ярым защитником советского прошлого был заместитель министра энергетики Виктор Кудрявый, не скрывавший, что рассматривает энергетическую монополию в собственности государства как структурный элемент всей будущей экономики страны.
Сторонники третьей группы оспаривали необходимость сохранения магистральных и распределительных сетей в монополии государства. Так, советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов утверждал, что сети – такой же конкурентный сектор, как генерация, они должны быть частными, а инвестиции в энергетику – бессмысленный проект, поскольку приток инвестиций, тем более иностранных, ухудшает макроэкономические параметры и ослабляет рубль, а нам нужен отток капитала из страны.
Сталкиваясь с противоречивыми мнениями, президент Владимир Путин решил систематизировать все подходы и оценки, выяснить, кто «за», кто «против» и почему, перепроверить аргументы оппонентов. Для этого в конце декабря 2000 года распоряжением президента была создана рабочая группа президиума Госсовета по вопросам реформирования электроэнергетики, которую возглавил томский губернатор Виктор Кресс. В нее вошли Андрей Илларионов, министр экономического развития и торговли Герман Греф, Анатолий Чубайс, член совета директоров РАО «ЕЭС» Борис Федоров, заместитель министра энергетики Виктор Кудрявый, представители администрации президента и руководители областных энергокомпаний. На рассмотрение группы было подано 14 концепций, но только две, представленные РАО «ЕЭС» и Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ), предусматривали разделение отрасли по видам деятельности. Остальные отстаивали существование энергокомпаний в прежнем виде.
После бурных и долгих обсуждений 15 мая 2001 года рабочая группа Кресса одобрила подготовленный ею же проект концепции реформы электроэнергетики и представила его правительству. Однако эта работа не имела практического выхода.
Летом 2001 года Минэкономразвития и РАО «ЕЭС» смогли провести через правительство совместный вариант. Взяв его за основу, правительство приняло упомянутое Постановление № 526, которым были одобрены «Основные направления реформирования электроэнергетики». Реформаторы праздновали победу, полагая, что законы о реформе – дело техники. Однако на них ушло еще два года подготовки и обсуждений в Госдуме. Наконец 26 марта 2003 года президент подписал в пакете пять основных законов[1], ставших правовой опорой реформы.
Параллельно велась работа над «Концепцией стратегии РАО „ЕЭС России“ на 2003–2008 годы. 5+5». Свое цифровое название она получила потому, что за 5 лет (1998–2003 годы) была подготовлена база для реформирования РАО «ЕЭС», на реформирование компаний холдинга отводилось еще 3 года (к 2006 году из него должны были быть выделены все основные субъекты), еще 2 года требовалось на их доформирование и завершение корпоративных процедур. Таким образом, через 5 лет (в 2008 году) должна была быть сформирована целевая структура отрасли. В мае 2003 года совет директоров одобрил эту концепцию.
Дело было за правительством. 27 июня 2003 года оно своим распоряжением № 865-р утвердило «План мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2004–2005 годы», который базировался на Концепции «5+5». Это было знаменательное событие. По сути, закончилась стадия политического противостояния, обсуждений и началась реальная практическая работа по «распаковке» энергокомпаний, изменению структуры отрасли.
Преобразование структуры отрасли
Что представляло собой РАО «ЕЭС России», а по сути – вся электроэнергетика страны до начала преобразований? РАО было создано в 1992 году в соответствии с Указами Президента РФ № 923[2] и 1334[3]. Появился холдинг, в который вошли 73 региональные энергетические компания (АО-энерго), 32 электростанции федерального уровня (АО-электростанции), сети высокого напряжения и центральное диспетчерское управление. Во главе его – открытое акционерное общество РАО «ЕЭС России» с функциями головной (материнской) компании (рис. 1). РАО «ЕЭС России» владело 72% установленной мощности всех электростанций России и 96% протяженности всех линий электропередачи.
Рисунок 1. Структура РАО «ЕЭС России» накануне реформы
Региональные АО-энерго – базовый структурный элемент холдинга – включали производство электроэнергии, ее передачу по магистральным и распределительным сетям, диспетчирование и сбыт электроэнергии в регионе. Каждое АО-энерго было локальным монополистом. В такой ситуации потребитель организационно и технологически был полностью привязан к поставщику. Покупать энергию в «чужой» АО-энерго «свой» потребитель не мог, то есть конкуренция была в принципе невозможна.
Электроэнергетика традиционно считалась естественно-монопольной отраслью. Эти правила казались чем-то вроде закона природы, который невозможно нарушить. Однако авторы реформы исходили из более сложного представления о структуре отрасли. Они предложили разделить ее на два больших сегмента: конкурентный и монопольный. Для этого сначала предстояло разделить региональные АО-энерго по функциональному признаку.
Так называемая «распаковка» началась в 2003 году, а завершилась 1 апреля 2006 года. Каждая энергокомпания была поделена по видам бизнеса, то есть в каждом регионе появились самостоятельные генерирующие, сетевые и сбытовые компании. Были выведены и непрофильные виды бизнеса: ремонтные, автотранспортные, коммунальные подразделения, детские сады, больницы, поликлиники, дома культуры и др.
Оптовые генерирующие компании (ОГК). Каждая ОГК объединила несколько крупнейших федеральных электростанций, находившихся в различных регионах страны. Благодаря тому что в каждом регионе обязательно присутствуют мощности нескольких ОГК, минимизирована возможность монопольных злоупотреблений. Состав ОГК подобран таким образом, чтобы они имели сопоставимые стартовые условия на рынке – по установленной мощности, стоимости активов, средней величине износа оборудования. Тепловые ОГК, будучи независимыми друг от друга, становятся основными конкурентами на оптовом рынке электроэнергии. Их свободная конкуренция между собой и с другими генерирующими компаниями формирует рыночные цены. Все ОГК поставляют выработанную электроэнергию на единый оптовый рынок. Всего сформировано 6 тепловых ОГК.
ГидроОГК объединила все крупнейшие гидроэлектростанции страны. Их установленная мощность – 24,1 ГВт, доля на российском рынке электроэнергии – около 15%. Потребовались специальные решения для того, чтобы и гидрогенерацию не оставить вне рынка. Ведь у гидроэлектростанции нет топлива и прямых затрат на него, значит, связь между экономическими затратами и результатами не детерминирована. При этом ГЭС – не только производство электроэнергии, но и регулирование водотоков для речного транспорта, рыбного хозяйства, мелиорации и водопользования в целом. А также это – большие зоны затопления водохранилищ, которые находятся в федеральной собственности. Поэтому было решено сохранить контрольный пакет ГидроОГК (52%) в собственности государства. С учетом особенностей крупных ГЭС (способность оперативно изменять нагрузку, низкие переменные затраты на производство электроэнергии) было введено ограничение на участие ГидроОГК в формировании рыночной цены электроэнергии: ГидроОГК и иные гидростанции вправе продавать только ценопринимающие заявки.