Файл: Теоретические аспекты налогообложения в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обобщив всё выше сказанное, можно дать следующее определение. Налоговая система - основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Проанализировав нормативно-правовую базу Российской Федерации в области налогообложения, в структуру налоговой системы РФ на сегодняшний день включены следующие элементы: субъекты обложения налогами и сборами; объект налогообложения; налоговое законодательство; государственные налоговые органы власти[16].

Теперь рассмотрим каждый элемент более подробно.

Субъект налогообложения - это физическое или юридическое лицо, на котором лежит законодательно установленная обязанность уплатить налог за счёт собственных средств.

Объектом налогообложения являются юридические факты, обуславливающие обязанность субъекта в уплате налога [владение имуществом, вступление в наследство, совершение сделки купли-продажи недвижимости.

Налоговое законодательство - совокупность норм, которые содержатся в законах РФ, законах субъектов РФ и актах представительных органах местного самоуправления, устанавливающих систему налогообложения, общие принципы, основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений.

К государственным налоговым органам РФ относятся: Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики государства, прогнозирует налоговые поступления, а также вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

В свою очередь, ФНС РФ выполняет следующие важные функции: учёт плательщиков налогов и сборов; контроль за выполнением требований налогового законодательства; надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

Таким образом, роль налогов в экономике государства достаточно важна, а именно благодаря налогам стимулируется приток денег в бюджет, регулируются как международные, так и местные рыночные отношения, привлекаются зарубежные инвестиции и увеличивается оборот денег в стране. Налоговая система представляет собой систему отношений, которая включает в себя ряд элементов, каждый из которых обязателен и имеет самостоятельное юридическое значение. Именно от налоговой системы и налоговой политики зависит эффективность функционирования государства.


2. Анализ состояния налоговой системы Российской Федерации

2.1. Характеристика налоговой системы Российской Федерации

Основными документами налоговой системы являются Конституция РФ и Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Налоговая система РФ состоит из трех уровней:

1. Федеральный уровень

2. Региональный уровень

3. Местный уровень.

Каждый уровень характеризуется определенными видами налогов и сборов. Кроме этого, налоговая система РФ предполагает наличие определенного круга участников налогового процесса, определенные принципы функционирования, содержит различные виды налогов, виды и режимы налогообложения.

На данный момент налоговая система включает в себя более 40 видов налогов и сборов. Налоги выполняют 4 основные функции, главная из которых - это фискальная, заключающаяся в формировании и мобилизации финансовых ресурсов государства[17].

Рассмотрим федеральный бюджет РФ с налоговой точки зрения. Как уже говорилось выше, налоги - это главная статья доходов бюджета, который состоит из налоговых и неналоговых поступлений. Рассмотрим налоговые и неналоговые

Косвенные налоги являются необходимой составной частью политики страны и справедливого налогообложения. Они позволяют достичь более равномерного распределения налогового бремени между налогоплательщиками[18].

Несмотря на последние преобразования в налоговой системе РФ, одной из основных проблем является мобилизация прямых и косвенных налогов в бюджетную систему РФ.

Налог на доходы физический лиц - наиболее важный вид прямых налогов. Она стоит в центре любой налоговой системы субъекта РФ.

Развитие налоговой системы невозможно без четко намеченного плана действий налоговых органов. Это означает, что государство необходимо продумывать свои действия наперед. Так, в рамках развития налоговой политики в РФ, созданы направления развития налоговой системы в целом на 2017-2018 года. Рассмотрим основные ее направления[19].


Новшества в налоговой системе предполагает изменения в требованиях к налогоплательщикам. Они связаны с тем, что, для привлечение к своевременной уплате налогов и сборов, налогоплательщиков будет подвергать юридической ответственности за нарушение правил уплаты налогов и сборов согласна п. 3 ст. 129.1 НК РФ[20]. По данной статье налогоплательщики, которые нарушили правила своевременных выплат налогов, будут подвергаться к ответственности в виде уплате штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога. Данные нововведения позволят усилить контроль над уплатой таких налогов, как земельный, транспортный и другие налоги, а также сформировать менталитет у населения.

В России после 2018 года увеличится подоходный налог и налог на добавленную стоимость. Данные изменения будут связаны с стремлением властей решить бюджетные проблемы, связанные с падением цен на нефть. Также в данный период возможен смен типа налогообложения с пропорционального на прогрессивный[21].

Налоговая система как фактор экономической стабилизации должна чутко реагировать на любые изменения в экономической, социальной и политической обстановке в стране. Она должна: быть инструментом оптимизации воспроизведенных процессов в стране, устанавливать оптимальное соотношение между отдельными налогами и сборами с тем, чтобы стимулировать необходимые отраслевые пропорции в народном хозяйстве, обеспечить достойный уровень жизни населения РФ, устранить двойное налогообложение доходов, и при этом учитывать мировой опыт налогообложения

2.2. Анализ динамики налоговых поступлений в доходную часть консолидированного бюджета Российской Федерации

Рассмотрим федеральный бюджет РФ с налоговой точки зрения. Как уже говорилось выше, налоги - это главная статья доходов бюджета, который состоит из налоговых и неналоговых поступлений. Рассмотрим налоговые и неналоговые поступления в федеральный бюджет за 2015 - 2017 года и проанализируем их тенденцию на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Величина налоговых и неналоговых поступлений в федеральный бюджет РФ за 2015 - 2017 гг., млрд руб[22]


Анализ рисунка 2.1 показывает, что изменение налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за 2015-2017 гг. имеет положительную тенденцию и возрастает на 1564,8 млрд. руб. или на 22,1%[23].

Рассмотрим изменения налоговых доходов по различным видам налогов, используя таблицу 2.1.

Таблица 2.1. - Смета доходов федерального бюджета за период с 2015 - по 2017 гг.[24]

Наименование сметы доходов федерального бюджета

2015 год, млрд.

руб.

2016 год, млрд.

руб.

2017 год, млрд.

руб.

Изменения 2017 к 2015 (+;-)

млрд. руб.

Изменения 2017 к 2015, (%)

1

2

3

4

5

6

Доходы, всего

14496,9

13659,2

13459,5

- 1037,4

92,8

Неналоговые доходы

7433,8

5862,7

4831,6

-2602,2

65,0

Налоговые доходы:

7063,1

7796,6

8627,9

+1564,8

122,1

- Связанные с

внутренним

производством

3113,6

3467,6

3772,3

+658,7

121,1

НДС (внутренний)

2181,4

2448,3

2649,9

+468,5

121,5

Акцизы

520,8

527,9

631,8

+111

121,3

Налог на прибыль

411,3

491,4

490,6

+79,3

119,3

- Связанные с импортом

2474,3

2404,4

2534,6

+60,3

102,4

НДС на ввозимые товары

1750,2

1785,2

1909,6

+159,4

109,1

Акцизы на

ввозимые

Товары

71,6

54,0

62,0

-9,6

86,6

Ввозные пошлины

652,5

565,2

563,0

-89,5

86,3

- Прочие доходы от налогов

1475,2

1924,6

2321,0

+845,8

157,3


Анализ таблицы 2.1 показывает, что неналоговые доходы превышают долю налоговых доходов в федеральном бюджете в 2015 году, но меньше в 2017 году. В данной таблице видно, что как меняли за три года показатели, составляющие федеральный бюджет. Можно заметить, например, что наибольший НДС (внутренний) был получен в 2016 году[25].

Также из полученных данных можно выделить те статьи налогового дохода, где они увеличились и где уменьшились.

Увеличились (в порядке уменьшения):

- прочие доходы - на 845,8 млрд. руб. или на 53,7 %

- НДС (внутренний) - на 468,5 млрд. руб. или на 21,5%

- НДС на ввозимые товары - 159,4 млрд. руб. или на 9,1%

- акцизы - на 111 млрд. руб. или на 21,3%

- налог на прибыль - на 79,3 млрд. руб. или на 19,3%

Уменьшились (в порядке возрастания):

- ввозные пошлины - на 89,5 млрд. руб. или на 13,7%

- акцизы на ввозимые товары - на 9,6 млрд. руб. или на 13,4%

Как указывалось, в теоретических аспектах, налоги имеют различные классификации. Одной из основных в РФ является классификация налогов по способу изъятия. Рассмотрим долю косвенных и прямых налогов в федеральном бюджете РФ на 2015 год в таблице 2.2.

Таблица 2.2. - Соотношение прямых и косвенных налогов в РФ и в ВВП за 2017 год[26]

Вид налогов

Год

Доля в общем объеме ВВП, %

Процентное соотношение в РФ, %

Прямые налоги

2017

16,86

45,65

Косвенные налоги

2017

20,07

54,35

Из таблицы 2.2 видно, что в процентном соотношении превалируют косвенные налоги. Анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в РФ за 2017 год показал, что превосходство косвенных налогов составляет 8,7 %, а если рассматривать долю косвенных налогов в общем объеме ВВП, по сравнению с прямыми налогами, то превосходство будет составлять 3,21 %[27].

Таким образом, анализ налоговой системы и основ налогообложения позволил сделать вывод, что налоговая система РФ представлена тремя уровнями: федеральным, региональным и местным уровнем. Каждый уровень характеризуется определенными видами налогов и сборов. Кроме этого, налоговая система РФ предполагает наличие определенного круга участников налогового процесса, определенные принципы функционирования, содержит различные виды налогов, виды и режимы налогообложения.