Файл: Теоретические основы управления кадровой безопасностью в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Система обеспечения экономической безопасности – является проблемой, значимой для любой организации. Для предприятия в условиях рыночной экономики важной задачей является повышение надежности системы экономической безопасности. Сегодня способность организации обеспечить собственную безопасность зависит, прежде всего, от устойчивых и высоких темпов развития. Благодаря этому образуются условия независимости организации и высокого уровня ее доходов.

Кадровая безопасность в системе экономической безопасности является приоритетным элементом, так как непосредственно направлена на работу с людьми, которые и являются первичным звеном в любом субъекте правоотношения. Так, стратегическая цель кадровой безопасности заключается в стабильном развитии кадрового потенциала субъекта правоотношения как его важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса, обеспечивающего высокие темпы социально-экономического развития и устойчивой конкурентоспособности в сегменте.

Данное исследование актуально потому, что позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании данных.

В процессе исследования нами были изучены работы как отечественных, так и зарубежных авторов, таких как: Аверьянова Ю.Г., Алиева Т.Е., Аракельян К.С., Басалай С.И., Безуглая Н.С., Гончаренко Л., Горбунов А.И., Дамдын О.С., Очур Ю.С., Зуб А.Т. и т.д.

Кроме того в работе использовались нормативные акты, такие как: Гражданский кодекс Российской Федерации, закон О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005 Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью.

Целью работы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению кадровой безопасности ПАО «Авиакомпания»Ютейр».

Задачи, требующие решения для достижения данной цели:

  • раскрыть сущность и значение института кадровой безопасности на макро и микроуровне;
  • дать характеристику угроз кадровой безопасности;
  • раскрыть кадровые риски как основные составляющие кадровой безопасности;
  • отметить проблемы экономической безопасности предприятия;
  • провести анализ управления кадровой безопаностью ПАО «Авиакомпания «Ютейр»;
  • дать характеристику сегментов экономической безопасности предприятия;
  • проанализировать действующую система управления кадровой безопасностью;
  • разработать мероприятия, направленные на противодействие угрозам кадровой безопасности организации.

Объект работы - ПАО «Авиакомпания»Ютейр».

Предмет - организационно-экономические и правовые отношения, возникающие в процессе обеспечения кадровой безопасности ПАО «Авиакомпания»Ютейр».

Методы исследования – сравнения, аналитический, анализа научной литературы.

При написании курсовой работы использовались научные статьи и публикации следующих авторов: Аверьянова, Ю.Г. Аракельян, К.С. Басалай, С.И. Безуглая, Н.С. Горбунов, А.И Горошко, И.В.. Калинина, Н.Н. Кустов, А.М. Ланцман, Е.Н. Литвиненко, А.Н., Морозов, Н.Н. Никольская, Ю.Л. Путилов, А.В., Сатуев, Р.С. Скуртул, А.А.

Глава 1 Теоретические основы управления кадровой безопасностью в организации

1.1 Сущность и значение института кадровой безопасности на макро и микроуровне

Национальная безопасность Российской Федерации не может быть обеспечена в полной мере без такой составляющей как экономическая безопасность. Целесообразно дать понятие экономической безопасности, так как оно не закреплено в нормативно-правовом акте.

Так, под экономической безопасностью понимается - некое экономическое состояние (экономика - это наука о наиболее эффективном использовании имеющихся факторов производства (ресурсы, труд, капитал с учетом фракталов времени и пространства) имеющая цель максимального удовлетворения неограниченных потребностей субъектов правоотношений в товарах, работах и услугах, при этом ограниченность доступа связанных с временем и количеством вынуждает делать осознанный/бессознательный выбор) при котором субъект правоотношения получает релевантный механизм обеспечивающий решение двусторонней проблемы «редкости (спроса) и выпуска (предложения)», с особым учетом и использованием внешних и внутренних факторов позволяющих нивелировать угрозы и при этом обеспечить максимальную эффективность в операционных, тактических и стратегических аспектах[1].


В системе экономической безопасности выделяют: финансовую, информационную, технико-технологическую, правовую, кадровую безопасность

Важное место в системе экономической безопасности занимает кадровая безопасность. Она имеет доминирующую позицию в системе безопасности, так как непосредственно направлена на работу с людьми, которые и являются первичным звеном как в любом отдельно взятом государстве, так и организации. Безопасность - дело рук кадров, это находит свое прямое подтверждение в известном утверждении: «Кадры решают все»

Под кадровой безопасностью понимается - некое состояние человеческого капитала, оптимально взаимодействующее друг с другом, направленное на формирование качественных и количественных профессиональных характеристик с особым акцентом на потенциал, обеспечение сохранности целостности и стабильного развития общества в целом и индивида в частности, при условии нивелирования угроз потери самодостаточности в различных отраслях науки, техники, образования, и иных сферах деятельности, а так же оптимизации кадровой политики организации и государства.

Стратегическая цель кадровой безопасности заключается в стабильном развитии кадрового потенциала субъекта правоотношения как его важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса, обеспечивающего высоких темпов социально-экономического развития и устойчивой конкурентоспособности в сегмент

Естественным является и то, что, как и любому виду безопасности, развитию кадровой также сопутствуют угрозы на макро- и микроэкономическом уровне.

1.2 Проблемы комплексной безопасности предприятия

На сегодняшний день гарантом обеспечения комплексной безопасности на уровне страны, региона и предприятия является сильная государственная власть. Принятие кардинальных мер по усилению государственной власти является необходимым условием для вывода экономики и социальной сферы из кризисного состояния, устранения обострившихся угроз экономической безопасности и перехода к устойчивому социально-экономическому развитию.

В этом случае значение для предприятий имеет укрепление судебной власти путем создания механизма исполнения судебных решений, особенно формирования института судебных приставов, однако не в рамках исполнительной власти (Министерства юстиции Российской Федерации), а в рамках судебной власти.


Для общего повышения уровня экономической безопасности необходимо активное участие различных негосударственных и общественных организаций и граждан в обеспечении экономической безопасности является необходимым условием успешной реализации мер по обеспечению экономической безопасности. Среди них:

1) Негосударственные организации и лица, оказывающие юридические услуги физическим и юридическим лицам;

2) Различного рода союзы и ассоциации предпринимателей создаваемые с целью координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты имущественных интересов;

3) Негосударственные аудиторские организации;

4) Частные охранные предприятия; индивидуальные детективные предприятия и их объединения; союзы и ассоциации сыска и охраны; обособленные подразделения юридических лиц, создаваемые для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя (службы безопасности);

5) Третейские суды, основной задачей которых является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В настоящее время круг и статус негосударственных организаций и объединений как субъектов, обеспечивающих экономическую безопасность, не определен законодательством. К тому же нормативные правовые акты, определяющие порядок создания и деятельности большинства негосударственных организаций, участвующих в обеспечении экономической безопасности, являются временными и не соответствуют требованиям времени. В связи с этим существует объективная потребность в разработке и принятии нового Федерального закона «Об адвокатуре Российской Федерации», Федерального закона «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», а также внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».[2]

В настоящее время определенную системность в решении проблем экономической безопасности обеспечивает конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности -Совет Безопасности Российской Федерации. Совет Безопасности - межведомственный орган, не входящий ни в одну из ветвей государственной власти, но включающий представителей исполнительной и законодательной властей, а также Президента России. Основным структурным подразделением Совета Безопасности осуществляющим разработку стратегии экономической безопасности, подготовку проектов решений по экономической безопасности, оценку угроз экономической безопасности является Межведомственная комиссия Совета Безопасности по экономической безопасности. В условиях увеличения масштабов угроз экономической безопасности основным направлением ее деятельности должны стать рассмотрение и выработка рекомендаций по ключевым проблемам в сфере экономической безопасности для законодательных и исполнительных органов Российской Федерации.


Политики информационной безопасности (ПИБ) направлены на решение проблемы комплексной защиты информации. Под политикой информационной безопасности понимают «формальное изложение правил поведения лиц, получающих доступ к конфиденциальным данным в корпоративной информационной системе». Корректно разработанные и остающиеся актуальными, они отражают мнение руководства по вопросу информационной безопасности, связывают воедино все методы защиты информации, позволяют разработать единые стандарты в области защиты информации, регламентируют работу сотрудников. Политики информационной безопасности являются основой для дальнейшей разработки документов по обеспечению безопасности: стандартов, процедур, регламентов, должностных инструкций и т.д.

Актуальность разработки политик информационной безопасности в том числе в кадровой сфере для компаний объясняется необходимостью создания механизма управления и планирования информационной безопасности. Также политики ИБ позволяют совершенствовать следующие направления деятельности компании:

– поддержка непрерывности бизнеса;

– повышение уровня доверия к компании;

– привлечение инвестиций;

– минимизация рисков бизнеса с помощью защиты своих интересов в информационной сфере;

– обеспечение безопасного и адекватного управления компании;

– снижение издержек;

– повышение качества деятельности по обеспечению ИБ.

Естественно, что совершенствование направлений деятельности организации зависит от грамотности составления политики информационной безопасности.

Политики информационной безопасности в сфере управления персоналом определяют стратегию и тактику построения системы защиты информации. Стратегическая часть связана со стратегией развития бизнеса компании и развитием ее IT-стратегии. Тактическая часть, в свою очередь, подробно описывает правила безопасности. В соответствии с определением политики информационной безопасности и рекомендациями международных стандартов в области планирования и управления ПИБ, политики должны содержать:

– определение предмета, задач и целей;

– условия применения и их ограничения;

– отражение позиции руководства в отношении выполнения политики ИБ и создания комплексной системы ИБ;

– определение прав и обязанностей сотрудников;

– определение границ ответственности сотрудников за выполнение политики ИБ;

– порядок действий в случае нарушения политики ИБ.