Файл: Понятие и задачи экономического анализа (ООО «Виктория-Строй»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 1866

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Массовость предусматривает участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление и использование внутрихозяйственных резервов, а также распространение передового опыта [11, с. 143].

Эффективность (экономичность)означает, что объем аналитической работы и затраты на ее проведение должны быть соизмеримы с эффектом, который она обеспечивает. При проведении ретроспективного анализа затраты на его проведение соизмеряются с выявленными резервами производства; при оперативном анализе затраты сопоставляются с сокращением потерь и предотвращением нерационального использования ресурсов.

При проведении перспективного, маркетингового, инвестиционного, инновационного анализа, когда обосновывается стратегия развития объекта, затраты на анализ могут быть оправданы, так как они позволяют предотвратить неэффективные вложения [13, с. 59].

Обеспечение экономичности анализа в большой мере связано с регулярностью и четкой организацией аналитической работы, целесообразным уровнем ее централизации

1.2. Содержание и задачи экономического анализа

Действенность анализа во многом зависит от четкого, глубокого понимания его содержания, присущей ему внутренней логики, системы его внутренней организации [14, с. 145].

Содержание как философская категория представляет собой совокупность частей (элементов) целого предмета или явления.

Содержание экономического анализа включает такие элементы, которые в упорядоченной совокупности обеспечивают выполнение анализом своей роли. Взаимосвязь основных элементов анализа представлена на рис. 1.

Рисунок 1 - Состав и взаимосвязь элементов анализа

Анализ, как и любое исследование, любой вид деятельности, должен начинаться с определения цели и формулирования задач, которые должны быть решены для достижения поставленной цели. Основной целью экономического анализа является подготовка информации для принятия оптимальных управленческих решений и для обоснования текущих и перспективных планов, направленных на достижение краткосрочных и стратегических целей предприятия [5, с. 23].

Реализация данной цели предполагает оценку сложившейся ситуации, прогнозирование ее развития и поиск путей достижения желаемых результатов наиболее эффективными способами. В результате анализа должны быть выявлены резервы, разработаны мероприятия по их мобилизации, что и будет в итоге способствовать улучшению деятельности организации.


Задачи анализа зависят от социально-экономического уклада общества, формы собственности, системы государственного управления, экономической политики государства, сложившейся системы учета и отчетности и других факторов; они могут изменяться, в связи с изменением внешних и внутренних условий деятельности организации. В качестве основных задач, решаемых в ходе анализа деятельности предприятий, можно выделить следующие:

- изучение состояния и тенденций экономического развития предприятия за прошлые периоды;

- прогнозирование результатов деятельности на основе сложившихся тенденций развития и предполагаемых изменений в перспективе;

- определение базовых показателей для разработки текущих и перспективных планов;

- повышение научно-экономической обоснованности планов и нормативов;

- контроль выполнения планов и управленческих решений;

- оценка эффективности использования экономического потенциала предприятия (с целью выявления недостатков и оперативного воздействия на экономические процессы);

- изучение влияния объективных и субъективных факторов на результаты хозяйственной деятельности;

- оценка результатов деятельности предприятия по достижению поставленных целей;

- поиск резервов повышения эффективности деятельности на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;

- оценка уровня финансовых и операционных рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций;

- обоснование мероприятий по устранению выявленных недостатков и освоению резервов повышения эффективности функционирования предприятия с целью повышения его конкурентных преимуществ.

Организационное обеспечение анализа обуславливается целью и задачами исследования, практической востребованностью пользователями (как внутренними, так и внешними) полученных результатов анализа [17, с. 145].

При организации анализа прежде всего необходимо определить его субъекты (координаторов, организаторов и исполнителей). Пользователь (заказчик), как правило, является координатором проведения анализа. Внутренними пользователями являются менеджеры различного уровня.

В качестве внешних пользователей анализа могут выступать, например, собственники с преобладающим числом акций, представители крупных инвесторов и кредиторов и т.п. Координатор назначает или нанимает по договору руководителя группы (организатора) анализа. При внутреннем анализе обычно он выбирается из числа работников предприятия, результаты деятельности которого анализируются [17, с. 145].


Однако может быть приглашен и независимый организатор.

Руководителем группы аналитиков чаще всего является начальник аналитической службы (отдела, управления и т.п.), главный бухгалтер организации, финансовый или коммерческий директор. Если анализ проводится в интересах внешних пользователей, организатором анализа может быть руководитель отдела кредитования банка, независимый финансовый аналитик и др.

Руководители создают группу исполнителей, формируют программу (план) анализа, устанавливают сроки выполнения программы, определяют формы представления результатов проделанной работы (справка, аналитическая записка, выводы и рекомендации и др.) [16, с. 78].

Для проведения обоснованного анализа необходима разнообразная информация, позволяющая достаточно полно и объективно оценить эффективность хозяйствования экономического субъекта: данные бухгалтерского учета и отчетности, информация, содержащаяся в учредительных документах организации; контрактах и договорах о поставках продукции и приобретении материалов, оборудования и иного имущества; кредитных договорах; учетной политике организации т. п [18, с. 95].

Деятельность любой организации многоаспектна, поэтому при анализе различных сторон деятельности возникает проблема отбора показателей. Такой отбор осуществляется целенаправленно, с учетом доступности информационного обеспечения, временных ограничений, наличия технических средств и т.п.

Из множества общенаучных и специальных методов в каждом конкретном случае аналитик использует только те, которые позволяют решить поставленные задачи. Так, например, для оценки финансового состояния на основе бухгалтерской отчетности обычно проводится вертикальный, горизонтальный, коэффициентный, факторный анализ. Кроме того, методы должны применяться в определенной последовательности, т.е. аналитик должен, помимо выбора методов, разработать процедуры их применения [18, с. 95].

Аналитик должен не только формально осуществлять различные расчеты, но и уметь интерпретировать их, выявлять направления поиска резервов повышения эффективности хозяйствования. Для обеспечения управленческой деятельности итоговая аналитическая информация должна отвечать требованию соответствия вложенной и востребованной информации. Суть данного требования заключается в следующем: специалист, подготавливающий аналитический отчет, должен представлять себе необходимость и полезность для принятия управленческих решений тех или иных данных и отразить их в отчете, а пользователь должен понимать, что нужные для него данные включены в отчет и потому могут быть им востребованы. Аналитик должен четко представлять, в компетенцию какого руководителя входит решение того или иного вопроса, связанного с мобилизацией выявленных резервов, и распределять информацию между руководителями соответствующих подразделений. Интерпретация результатов анализа может привести к необходимости углубления анализа, что означает конкретизацию задач, детализацию показателей, то есть возврат на начало аналитического цикла. В итоге аналитик должен предложить варианты управленческих решений [19, с. 43].


Собственно, принятие решения и осуществление регулирующего воздействия— прерогатива руководителя, а не аналитика. Но анализ не может считаться законченным до тех пор, пока не проконтролированы результаты осуществленного воздействия. Если поставленные цели не были достигнуты, возможна разработка новых вариантов решений. Если же цель достигнута, это также не означает завершения анализа. Сегодня жизненной философией каждого хозяйствующего субъекта, желающего выжить и успешно функционировать в будущем, должно стать постоянное улучшение в любом виде. Вот почему достижение одной цели предполагает выбор новой, а для достижения новой цели необходим анализ на более высоком уровне [19, с. 43].

Таким образом, анализ постоянно развивающихся процессов должен сам непрерывно совершенствоваться

1.3. Метод и показатели экономического анализа

Метод — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

В общенаучном понимании метод— это способ подхода к изучению, познанию и преобразованию реальной действительности. Если предмет отвечает на вопрос, что мы изучаем, то метод— как изучаем, какими способами и приемами [20, с. 37].

Методология— учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки— учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Методология науки представляет собой систему принципов, правил, методов и средств, направленных на познание ее предмета. Теория познания исследует процесс познавательной деятельности в целом, а методология акцентирует внимание на методах познания.

Теория науки представляет собой результат процесса познания, методология является способом достижения этого знания и направляющим началом в исследовательской деятельности [20, с. 37].

Основные составляющие методологии науки:

- общие принципы подхода к изучению предмета;

- совокупность методов его исследования.

Методология экономического анализа— более общее, чем метод, понятие, вбирающее в себя, помимо метода, знания о формировании экономических явлений, их структурных связях, путях дальнейшего развития.

Специфические для различных наук, в том числе и экономического анализа, способы подхода к изучению своего предмета базируются на всеобщем диалектическом методе познания.

Диалектический метод познания исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении, развитии [23, с. 17].


В соответствии с диалектическим методом каждый процесс, каждое явление необходимо рассматривать как единство и борьбу противоположностей, что обуславливает необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, процесса [21, с. 45].

Использование диалектического метода предполагает раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности отдельных явлений, представление любого объекта исследования как системы, т.е. совокупности взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в ее развитие.

Все естественные и общественные науки используют диалектический метод исследования при изучении своего предмета, однако каждая из них, основываясь на общих положениях диалектического метода, вырабатывает особый подход к изучению своего предмета, который позволяет реализовать общие положения этого метода применительно к специфике своего предмета. Метод науки — это свойственный ей способ проникновения в содержание своего предмета.

Экономический анализ деятельности хозяйствующих субъектов также выработал свой метод, основанный на диалектике и являющийся способом ее приложения к изучению предмета.

Одни теоретики анализа не считали нужным давать обобщающее определение метода анализа, ограничиваясь лишь перечислением и характеристикой отдельных методов аналитического исследования, другие специалисты давали определения, однако они не отражали всех важнейших особенностей метода анализа [21, с. 45].

Наиболее полное, на наш взгляд, определение сформулировано С.Б. Барнгольц и М.В. Мельник: метод анализа — это системный, комплексный подход к изучению результатов деятельности хозяйствующего субъекта, выявлению и измерению противоречивого влияния на них отдельных факторов, обобщению материалов анализа в виде выводов и рекомендаций на основе обработки специальными приемами всей имеющейся информации о результатах этой деятельности [22, с. 259].

Уже в самом определении отражены характерные особенности метода анализа:

- системный подход, заключающийся в изучении любой составляющей предмета с позиции ее влияния на состояние хозяйствующего субъекта и результаты его деятельности в целом. При этом оценка этой составляющей зависит не столько от степени влияния на достижение локальных целей, сколько от степени ее влияния на достижение конечных целей экономической системы, частью которой она является;

- комплексность исследования, предполагающая представление и изучение итогов деятельности объекта как результата взаимодействия всех сторон этой деятельности и всех влияющих на нее факторов;