Файл: Возрастная и педагогическая психология (Педагогическая психология).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными причинами отрицательного отношения к обучению у старшеклассников являются отсутствие интереса к обучению и непонимание его смысла; обстоятельствами, усиливающими это отношение, являются, по мнению старшеклассников, лень, собственное безволие школьников и отрицательные черты личности учителя.

Для старшеклассников характерна значительная избирательность познавательных мотивов, причем эта избирательность продиктована не только бескорыстным интересом к учебному предмету, как у подростков, но и выбором профессии.

В старшем школьном возрасте все виды познавательных мотивов становятся смыслообразующими, приобретение знаний становится делом жизненной важности для ученика, поэтому старшеклассники проявляют значительный интерес к уяснению смысла приобретаемых знаний и к способам их добывания для реализации своих жизненных планов. Социальные мотивы в старшем школьном возрасте также развиваются в нескольких направлениях.

Возрастает роль широких социальных мотивов долга, ответственности перед обществом. Социальные позиционные мотивы, складывающиеся в отношениях с окружающими, также изменяются. Отношения со сверстниками продолжают играть для учащихся значительную роль, неприятие старшеклассника в классном коллективе вызывает у него неудовлетворенность, беспокойство, отрицательные эмоции.

Отношения учащихся с учителем в старших классах школы стабилизируются. Вновь возрастает мотив получения хорошей отметки учителя, что связано с итогами обучения в средней школе, отражаемыми в аттестате зрелости.

3.2. Методы и условия формирования образовательного процесса.

Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:

  1. включение учеников в коллективные формы деятельности; - привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
  2. сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность; - поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
  3. занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);
  4. умелое применение поощрения и наказания.

Информационные методы обучения: беседа, лекция, рассказ, консультация, демонстрация, экспертиза, доклад, обзор, отчет, объяснение, речь, иллюстрация, сообщение, кинопоказ, инструктаж, анализ различных носителей информации, экскурсии, интервью, встречи с именитым гостем.

Пути формирования мотивации: исторический ракурс, яркие факты, биографии ученых, возбуждение внимания, практическая необходимость материала для специалиста и его ценность для интеллектуального развития, удивление, возбуждение, любопытство, задействование ассоциативной памяти, эмоции, дискуссия, умение общения. Операционные методы: работа с учебниками, опорными схемами, мнемониками, алгоритмами, ориентировочными карточками, поэтапное формирование знаний, практические методы, упражнения, лабораторные работы, "делай так, как я", тренинг, программирование обучения, АОС, эксперимент, самостоятельная работа.

Пути формирования мотивации: Создание ситуации, авансирующей успех; работа на будущие цели, стремление к цели, внимание к содержанию, поощрение, предъявление учебных требований, групповая работа, самостоятельное достижение результата, критика и самокритика, составление планов, анализ случаев из практики, человеческая ценность знания. Творческие методы обучения: анализ конкретных ситуаций, беседа по Сократу, деловая игра, деловая корзина, форум, обсуждение вполголоса, "думай и слушай", инновационная игра, лабиринт действий, метод аперцепцииинтеракции, мозговая атака, панельная дискуссия, программа саморазвития, творческий диалог, проблематизация, проектирование и т.д.

Пути формирования мотивации: создание познавательных противоречий, проблемно-поисковых ситуаций, эмоциональный настрой, учение, основанное на деятельности, любознательность, анализ событий, разрешение инцидентов и конфликтов, исследование обстоятельств, игровой азарт, ролевая игра, использование ЭВМ, самоанализ деятельности, рефлексия, реакция преподавателя и аудитории, коллективный поиск, похвала, знание о возможностях, финансирование, профессиональная необходимость, ожидание.

3.3 Методы и условия формирования в семейном воспитании

Развитию высокого уровня мотивации достижения; способствует оптимальный, не превышающий возрастные и индивидуальные особенности ребенка уровень требований, которые должны быть понятны ему и непротиворечивы. Предоставление ребенку самостоятельности, в сочетании с оптимальным уровнем контроля со стороны родителей, может способствовать формированию высокой потребности в достижении результатов.


Применение санкций в воспитании способствует снижению самооценки ребенка и увеличению мотива "ощущение собственной неспособности". Поэтому санкции должны применяться в минимальном количестве, в случае особенной необходимости. Родители должны способствовать созданию и поддержанию таких ситуаций достижения, чтобы вероятность успеха и поражения для ребенка была равной.

Необходимо избегать чрезмерного использования похвалы за достижения, т.к. это может оказать отрицательное влияние на мотивацию, ребенок может оценивать свои возможности неадекватно, а похвала за достижения в заданиях, оцениваемых ребенком как легкие, может вызвать его разочарование.

При воспитании ребенка родителям необходимо руководствоваться принципами адекватности (ориентация на индивидуальные особенности ребенка), динамичности (учет актуальной ситуации развития), прогностичности (способности к предвидению результатов своих действий)

Социально ценная область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития. (от лат. professio - официально указанное занятие) - вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.

Направленность личности Можно определить как устойчивую (трансситуативную) устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций.

Социальная перцепция - восприятие, оценка и понимание социальными субъектами (отдельными личностями, группами разного типа) социальных объектов (самих себя, других личностей, групп разного типа, социальных явлений и т. д.).

Профессионально-значимые качества Рефлексия (англ. reflection) - мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. д.

Проектирование это - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

Компетентность Глубокие и разносторонние знания, осведомленность, авторитетность человека в какой-либо области. Знания, образованность, способности, профессиональная подготовленность, обеспечивающие глубокое знание дела, существа выполняемой работы, сложных связей явлений и процессов, возможных способов и средств достижения целей, возможность комплексного подхода к выполнению служебных обязанностей.


Компетенция (от лат.competo - добиваюсь, соответствую, подхожу) - короткое поведенческое описание того, что именно делают люди для качественного выполнения определенной работы. Компетенция - поведенческий стандарт эффективного выполнения (той или иной) работы

Стиль деятельности есть обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) В широком понимании отображает всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленную его индивидуально-личностными особенностями. ИСД проявляется на поведенческом уровне (доступном внешнему наблюдателю) в форме устойчиво повторяющихся приемов и способов деятельности, выбранных субъектом, в форме своеобразной временной организации действий, в качественных особенностях продукта деятельности .

Личностные свойства учителя Свойства педагога, определяющие эффективность (продуктивность) педагогической деятельности (профессионально значимые качества и собственно личностные характеристики). Собственно личностные качества - направленность, уровень притязаний, самооценка, образ "Я".

Педагогическая деятельность Система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учащимися в процессе передачи, понимания и усвоения знаний об окружающем мире, других людях и самом себе. Педагогические способности Совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быстрая и точная ориентировка; организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Профессиональные способности Индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Заключение

Методом исследования в работе — способ изучения объекта, мер воспитания, различных способов и методик с индивидуальным подходом к каждому индивиду. В зависимости от уровня научного познания - теоретического или эмпирического - методы определяются как теоретические или эмпирические.


В педагогической психологии используются методы, которые есть в арсенале других отраслей психологии (психологии человека, возрастной психологии, социальной психологии и др.): наблюдение, опрос, эксперимент, анкетирование, собеседование и т.д., но их применение модифицируется с учетом условий педагогического процесса. Наблюдение как общепси-хологического метода в педагогической психологии потребовал преобразования не только в целях, программе наблюдений, но и в техниках его осуществления.

Специфика методов педагогической психологии определена тем, что психологические исследования в педагогической психологии направлены на: поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развития и формирования психологических состояний, процессов и свойств человека, установление зависимости этих явлений от условий общения, деятельности, обучения и воспитания человека.

Существуют в психологии еще так же специальные методы: психолого-педагогический эксперимент и специальное психолого-педагогическое тестирование, предназначенное для определения степени обученности и воспитанности ребенка.

В работе были рассмотрены различные методы и способы воздействия на детей, путем их обучения, влияния на них со стороны социальной политики. Способы индивидуальных подходов к каждому и были рассмотрены возможные возникающие проблемы и способы для их избегания в будущем или в настоящем.

Библиографический список

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога.- 2-е изд.- СПб.: Питер, 2006.- 526с. .
  2. Ванакова Г.В. Педагогическая психология. учебное пособие.- Биробиджан, 2004.- 285 с.
  3. Григорьева М.В. Психология труда. Конспект лекций.- М.: Высшее образование, 2006.-192 с. .
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2005.-336 с. .
  5. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 74-77. .
  6. Кондратьев М.Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 .
  7. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. - Ростов н/Д: "Феникс", 2001. - 416с. .
  8. Лузина Л.М., Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания- М.: ТЦ Сфера, 2008. - 224 стр.
  9. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64 с.
  10. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. - М.:ТЦ Сфера,2004. - 208с.
  11. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 384с.
  12. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. -М.: Прайм-Еврознак, 2003.- 672с.
  13. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
  14. Педагогическая психология. Зимняя И.А.- М.: Логос, 2004 - 384 с. . Педагогическая психология. Хрестоматия.
  15. Маркова А.К. Психологическая характеристика мотивации учения школьников. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 1999.
  16. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подростко-вого возраста. - М.: АНО "ПЭБ", 2007. - 56 с.
  17. Ракова Н.А. Педагогика современной школы: Учебно-методическое пособие. - Витебск: УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2009. - 215 с. .
  18. Сидоров С.В. Педагогика (Теория и методика воспитания): Учебно-методич. пособие для студентов пед. вуза (заочное обучение). - Шадринск: Изд-во ПО "Исеть", 2006. - 59 с. .
  19. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: Краткий курс.- СПб.: Питер, 2009.- 176 с.
  20. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - 2-е изд., перераб, и доп. - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 544 с.
  21. Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005.-479с. Интернет-источники.
  22. Бабаева Е.С. Особенности мотивации учения школьников в современных условиях. Автореферат дисс. к.п.н. Москва, 2012.