Файл: Индивидуальное предпринимательство (Теоретические основы индивидуального предпринимательства).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы индивидуального предпринимательства
1.1. Сущность и важнейшие черты индивидуального предпринимательства
1.2. Исторические предпосылки развития предпринимательства в России
2. Характеристика и анализ деятельности ЧП Тандеров
2.1. Характеристика деятельности ЧП Тандеров
2.2. Анализ эффективности деятельности ЧП Тандеров
2.3. Пути развития государственной поддержки предпринимательства
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что при всей противоречивости и сложности начало XX века было для развития российского предпринимательства весьма плодотворным[48]. Однако как политическая сила и социальный слой российское предпринимательство так и не выросли до того уровня, чтобы оказывать на государственную власть решающее влияние, а также на государственный политический курс [49].
В Советской России (1917-1990 гг.) предпринимательство имеет отличительные свои черты. Можно сказать с уверенностью, что большевики главной задачей считали уничтожение предпринимательства и частной собственности. Основная часть партийных деятелей уверена была, что когда придет общественная собственность на смену частной, то возникнет возможность управления страной по единому плану из единого центра[50].
В первые годы становления советской власти, были направлены все действия правительства на уничтожение частной собственности и рыночных свободных отношений, что привело к товарному дефициту, социально-экономическим острым кризисам, репрессиям, голоду, обнищанию народа. Даже введенная большевиками в 1921 году Новая Экономическая Политика не смогла ситуацию спасти и долгие годы предпринимательство и коммерция практически были забыты. Успех НЭПа состоял в том, что в российской экономике собственники были подорваны, но до конца не уничтожены. С воссозданием благоприятных условий реальному сектору экономики они позволили возродиться[51].
Что касается привлечения в период НЭПа иностранных инвестиций, то значительные ограничения они имели как по объему вложений капитала, так и по целевому приложению. Предпочитали зарубежные предприниматели капитальные средства не вкладывать в советскую экономику. Долгосрочных капиталовложений они избегали, отказывались их инвестировать в нашу промышленность. Направлялись ограниченные капиталы в сферу торговли в расчете на прибыль, быстрый оборот и минимальный риск[52].
Начинается в начале 30-х годов новое наступление Советской власти на предпринимателей, в деревне прежде всего. В те годы в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства удельный вес колхозов был невелик и составлял всего 2%[53]. Крестьяне вступать в колхозы не хотели, несмотря на оказание материальной помощи коллективным хозяйствам и пропаганду. Сталин И.В. дал указание применять статьи Уголовного кодекса о спекуляции по отношению к крестьянам, задерживающим продажу государству хлеба. В результате попало под репрессии более 20 млн. человек. В деревне и городе частное предпринимательство к 1933 году было практически ликвидировано. Лишь стимул к развитию получило предпринимательство с началом в 1965 году экономических реформ, но становление коммерческих отношений почти до конца 1980-х годов происходило как постепенное расширение прав предприятий при сохранении приоритета государственного плана[54].
Переход к рыночной экономике не мог быть безболезненным и простым. Решить весь комплекс проблем, в достаточно короткие сроки причем, практически возможным не представлялось. Сказывались в торговле пережитки прошлого[55]. Но смело шагнула наша страна к рынку товарных отношений и товаров. Российское предпринимательство и бизнес свое наибольшее развитие получило в условиях перехода к рынку. Политическое руководство нашей страны в 1990 году объявило о необходимости перехода к рыночным отношениям. Вновь происходило при этом смешение идеологических и экономических подходов к действительности. Наряду с провозглашением рыночных ориентиров в программных выступлениях Горбачева М.С. упор делался на особый характер «социалистической конкуренции», «социалистического рынка», «планово-рыночного хозяйства» и т.п[56].
Но процесс становления коммерческого предпринимательства, несмотря на общую экономическую нестабильность и трудности, неуклонно продвигался. Развитие торговли и предпринимательства в себя включало несколько этапов[57]. На первом этапе в действие вступили Законы РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 октября 1990 г. и «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г.. Деловые люди с этого момента начали заниматься предпринимательством и трудовой индивидуальной деятельностью. И создаются тогда же рыночные всевозможные структуры: биржи, торговые предприятия организационных различных форм, инвестиционные, страховые и холдинговые компании, школы бизнеса, коммерческие банки и т.д. Одновременно образован был Государственный комитет по поддержке новых структур и антимонопольной политике[58].
На втором этапе продолжен был курс на предпринимательство, частную собственность, а также проведена масштабная приватизация. Принятые Президентом Указы (1992 г.) направлены были на передачу в собственность торговых предприятий государственного торгового имущества и расширение предпринимательской деятельности [59].
Третий этап был связан с появлением пакета постановлений Правительства РФ (1993-1994 гг.) и характеризовался дальнейшим развитием предпринимательства . Среди них имели решающее значение постановления Правительства Российской Федерации: «О фонде поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции» от 1 апреля 1993 г. и «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» от 29 апреля 1994 г.. Все они направлены были на реализацию муниципальных и государственных программ поддержки предпринимательства[60].
Стал формироваться с начала 1990-х годов не только рыночный механизм, но и предпринимательский новый слой. Юридическое основание данному процессу положено было Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (декабрь 1990 г.). Его экономико-финансовой основой стала концепция капиталов в посреднической, торговой, банковско-финансовой, биржевой сферах. Толчком к возрождению в России коммерции в полном объеме послужили Указы Президента «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25 ноября 1991 г., «О едином экономическом пространстве РСФСР» от 12 декабря 1991 г и «О свободе торговли» от 29 января 1992 г[61].
Анализируя вышеизложенное, с уверенностью можно сказать, что многовековой весь опыт развития российского предпринимательства, пригодился, несомненно, современным деловым и инициативным людям, предпринимателям и коммерсантам, стремящимся возродить это социальное-экономическое уникальное явление.
В рыночных условиях на сегодняшний день трудно переоценить роль предпринимательства. В западных странах продукция, производимая в этом секторе, составляет большую долю валового национального продукта экспорта, сосредоточено в нем значительное число рабочих мест. На сегодняшний день в России доля в ВВП малого и среднего бизнеса не более 12%[62].
Свидетельствует приведенная статистика о большом имеющемся потенциале развития, о необходимости применения мер для дальнейшего улучшения со стороны государства условий деятельности средних и малых предприятий[63].
Но все же в нашей стране предпринимательство сталкивается с многочисленными трудностями, из которых главными являются: отсутствие на практике государственной поддержки, несовершенное создание правовой базы, в частности, реальной правовой защиты и финансовой помощи, криминализация, налоговое бремя, слабость финансово - кредитной системы и т.д.
Это все приводит к медленному развитию в стране предпринимательства, его неравномерности по регионам и отраслям[64].
Несмотря на все трудности, должно развиваться предпринимательство в России и этому будет содействовать не только государство, но и деловые люди, новаторы, предприниматели. За их плечами - бесценный опыт трудовых традиций, истории, культура лучших российских людей, на опыт и знание которых можно всегда опереться в достижении побед, в преодолении преград.
2. Характеристика и анализ деятельности ЧП Тандеров
2.1. Характеристика деятельности ЧП Тандеров
ЧП Тандеров осуществляет деятельность по торговле продуктами питания в России.
Проведем анализ динамики годового объема производства продукции в денежном выражении с расчетом относительных и абсолютных отклонений.
Таблица 3
Анализ динамики годового объема продаж продукции, тыс. руб.
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Абсолютн.откл. |
Относит.откл.,% |
||
2015 г. от 2014 г. |
2016 г. от 2015 г. |
2015 г. к 2014 г. |
2016 г. к 2015 г. |
|||
82834,10 |
91867,60 |
98638,30 |
9033,5 |
6770,7 |
111 |
107 |
Темпы роста объемов продаж в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросли лишь на 11%, а в 2016 году темпы роста увеличились на 7%.
Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств применяются следующие показатели: фондоотдача активной части основных средств; фондоемкость; фондоотдача основных средств; относительная экономия основных средств. Рассчитаем данные показатели и представим их в виде таблицы 4.
Таблица 4
Анализ использования основных производственных фондов
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Абсолютн.откл. |
Относит. откл.,% |
||
2015 г. от 2014 г. |
2016 г. от 2015 г. |
2015 г. к 2014 г. |
2016 г. к 2015 г. |
||||
1. Годовой объем продаж, тыс. руб. |
82834,10 |
91867,60 |
98638,30 |
9033,5 |
6770,7 |
111 |
107 |
2.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. |
10228,45 |
12862,79 |
19041,74 |
2634,34 |
6178,95 |
126 |
148 |
- в том числе активная часть основных производственных фондов, тыс. руб. |
6132,00 |
6844,76 |
5989,22 |
712,76 |
-855,54 |
112 |
88 |
3. Фондоотдача, руб. |
8098,40 |
7142,12 |
5180,11 |
-956,28 |
-1962,0 |
88 |
73 |
4. Фондоотдача активной части основных фондов, руб. |
13,51 |
13,42 |
16,47 |
-0,99 |
3,05 |
99 |
123 |
5. Фондоемкость, руб. |
0,1234 |
0,14001 |
0,1930 |
0,02 |
0,05 |
113 |
138 |
Показатель фондоотдачи в 2015 году снизился на 12% по сравнению с 2014 годом, а в 2016 году фондоотдача уменьшилась по сравнению с 2015 годом на 27%. Показатель фондоемкости в 2015 году увеличился на 13% по сравнению с 2014 годом, а в 2016 году увеличился по сравнению с 2015 годом на 38%.
Данная динамика свидетельствует о том, что использование основных производственных фондов в компании является неэффективным.
Далее проведем анализ издержек производства (табл.5).
Таблица 5
Анализ издержек, тыс. руб.
Виды затрат |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Абсолютн.откл. |
Относит.откл.,% |
||
2015 г. от 2014 г. |
2016 г. от 2015 г. |
2015 г. к 2014 г. |
2016 г. к 2015 г. |
||||
Себестоимость реализ. товаров, работ, услуг |
64071,10 |
69056,54 |
75738,50 |
4985,44 |
6681,96 |
108 |
110 |
Трудозатраты |
5190,30 |
5449,82 |
5776,80 |
259,52 |
326,98 |
105 |
106 |
Вода, телефон, электроэнергия |
2518,80 |
2821,06 |
3357,06 |
302,26 |
536,00 |
112 |
119 |
Обслуживание ранее полученных кредитов и займов |
3789,70 |
4054,98 |
4420,00 |
265,28 |
365,02 |
107 |
109 |
Прочие расходы |
1879,90 |
1785,91 |
1660,89 |
-93,99 |
-125,02 |
95 |
94 |
Налоги |
1759,90 |
1865,49 |
2016,73 |
105,59 |
149,24 |
106 |
108 |
Итого |
79209,70 |
85033,80 |
92967,98 |
5824,1 |
7934,18 |
107 |
109 |
Практически по всем показателям наблюдается рост, поскольку выросли объемы продаж, что влечет за собой рост себестоимости в среднем на 9% в год, а также других затрат. Прочие расходы в 2015 и в 2016 году по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 5%, что связано с уменьшением затрат компании на рекламу (рис.4).