Файл: Индивидуальное предпринимательство (Теоретические основы индивидуального предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что при  всей противоречивости и сложности начало XX века было для развития российского предпринимательства весьма плодотворным[48]. Однако как политическая сила     и социальный слой российское предпринимательство так и не выросли до того уровня, чтобы оказывать на государственную власть решающее влияние, а также на государственный политический курс [49].

В Советской России (1917-1990 гг.) предпринимательство  имеет отличительные свои черты. Можно сказать с уверенностью, что большевики главной задачей считали уничтожение предпринимательства и частной собственности. Основная часть партийных деятелей уверена была, что когда придет общественная собственность на смену частной, то возникнет возможность управления страной по единому плану из единого центра[50].

В первые годы становления  советской власти,  были направлены все действия правительства на уничтожение частной собственности и рыночных свободных отношений, что привело к товарному дефициту, социально-экономическим острым кризисам, репрессиям, голоду, обнищанию народа. Даже введенная большевиками в 1921 году Новая Экономическая Политика не смогла ситуацию спасти и долгие годы предпринимательство и коммерция практически были забыты.  Успех НЭПа  состоял в том, что в российской экономике собственники были подорваны, но до конца не уничтожены. С воссозданием благоприятных условий реальному сектору экономики они позволили возродиться[51].

Что касается привлечения в период НЭПа иностранных инвестиций, то значительные ограничения они имели как по объему вложений капитала, так и по целевому приложению. Предпочитали зарубежные предприниматели капитальные средства не вкладывать в советскую экономику. Долгосрочных капиталовложений они избегали, отказывались их инвестировать в нашу промышленность. Направлялись ограниченные капиталы в сферу торговли в расчете на прибыль, быстрый оборот и минимальный риск[52].

Начинается в начале 30-х годов новое наступление Советской власти на предпринимателей,  в деревне прежде всего. В те годы в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства удельный вес колхозов был невелик и составлял всего 2%[53]. Крестьяне вступать в колхозы не хотели, несмотря на оказание материальной помощи коллективным хозяйствам и пропаганду. Сталин И.В. дал указание применять статьи Уголовного кодекса о спекуляции по отношению к крестьянам, задерживающим продажу государству хлеба. В результате попало под репрессии более 20 млн. человек. В деревне и городе частное предпринимательство к 1933 году было практически ликвидировано. Лишь стимул к развитию получило предпринимательство с началом в 1965 году экономических реформ, но становление коммерческих отношений почти до конца 1980-х годов происходило как постепенное расширение прав предприятий при сохранении приоритета государственного плана[54].


Переход к рыночной экономике не мог быть безболезненным и простым. Решить весь комплекс проблем, в достаточно короткие сроки причем, практически возможным не представлялось. Сказывались в торговле пережитки прошлого[55]. Но смело шагнула наша страна к рынку товарных отношений и товаров.  Российское предпринимательство и бизнес свое наибольшее развитие получило в  условиях перехода к рынку. Политическое руководство нашей страны в 1990 году объявило о необходимости перехода к рыночным отношениям. Вновь происходило при этом смешение идеологических и экономических подходов к действительности. Наряду с провозглашением рыночных ориентиров в программных выступлениях Горбачева М.С. упор делался на особый характер «социалистической конкуренции», «социалистического рынка», «планово-рыночного хозяйства» и т.п[56].

Но процесс становления коммерческого предпринимательства, несмотря на общую экономическую нестабильность и трудности, неуклонно продвигался. Развитие торговли и предпринимательства в себя включало несколько этапов[57]. На первом этапе в  действие вступили Законы РСФСР «О собственности в РСФСР»  от 24 октября 1990 г. и «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г.. Деловые люди с этого момента начали заниматься предпринимательством и трудовой индивидуальной деятельностью. И создаются тогда же рыночные всевозможные структуры: биржи, торговые предприятия организационных различных форм, инвестиционные, страховые и холдинговые компании, школы бизнеса, коммерческие банки и т.д. Одновременно образован был Государственный комитет по поддержке новых структур и антимонопольной политике[58].

На втором этапе продолжен был курс на предпринимательство, частную собственность, а также проведена масштабная приватизация. Принятые Президентом Указы (1992 г.) направлены были  на передачу в собственность торговых предприятий государственного торгового имущества и расширение предпринимательской деятельности [59].

Третий этап был связан с появлением пакета постановлений Правительства РФ (1993-1994 гг.) и характеризовался дальнейшим развитием предпринимательства . Среди них имели решающее значение постановления Правительства Российской Федерации: «О фонде поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции» от 1 апреля 1993 г. и «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» от 29 апреля 1994 г.. Все  они направлены были  на реализацию муниципальных и государственных программ   поддержки предпринимательства[60]


Стал формироваться с начала 1990-х годов не только рыночный механизм, но и предпринимательский новый слой. Юридическое основание данному процессу положено было Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (декабрь 1990 г.). Его экономико-финансовой основой стала концепция капиталов в посреднической, торговой, банковско-финансовой, биржевой сферах.  Толчком к возрождению в России коммерции в полном объеме послужили Указы Президента «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25 ноября 1991 г., «О едином экономическом пространстве  РСФСР»  от 12 декабря 1991 г и «О свободе торговли» от 29 января 1992 г[61].

Анализируя вышеизложенное, с уверенностью можно сказать, что многовековой весь опыт развития российского предпринимательства, пригодился, несомненно, современным деловым и инициативным людям, предпринимателям и коммерсантам, стремящимся возродить это социальное-экономическое уникальное явление.

В рыночных условиях на сегодняшний день трудно переоценить роль предпринимательства. В западных странах продукция, производимая в этом секторе, составляет большую долю валового национального продукта экспорта, сосредоточено в нем значительное число рабочих мест. На сегодняшний день в России доля в ВВП малого и среднего бизнеса не более 12%[62].

Свидетельствует приведенная статистика о большом имеющемся потенциале развития, о необходимости применения мер для дальнейшего улучшения со стороны государства условий деятельности средних и малых предприятий[63].

Но все же в нашей стране предпринимательство сталкивается с многочисленными трудностями, из которых главными являются: отсутствие на практике государственной поддержки, несовершенное создание правовой базы, в частности, реальной правовой защиты и финансовой помощи, криминализация, налоговое бремя, слабость  финансово - кредитной системы и т.д.

Это все приводит к медленному развитию в стране предпринимательства, его неравномерности по регионам и отраслям[64].

Несмотря на все трудности, должно развиваться предпринимательство в России и этому будет содействовать не только государство, но и деловые люди, новаторы, предприниматели. За их плечами - бесценный опыт трудовых традиций, истории, культура лучших российских людей, на опыт и знание которых можно всегда опереться в достижении  побед, в преодолении преград.


2. Характеристика и анализ деятельности ЧП Тандеров

2.1. Характеристика деятельности ЧП Тандеров

ЧП Тандеров осуществляет деятельность по торговле продуктами питания в России.

Проведем анализ динамики годового объема производства продукции в денежном выражении с расчетом относительных и абсолютных отклонений.

Таблица 3

Анализ динамики годового объема продаж продукции, тыс. руб.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Абсолютн.откл.

Относит.откл.,%

2015 г.

от

2014 г.

2016 г.

от

2015 г.

2015 г.

к 2014 г.

2016 г.

к 2015 г.

82834,10

91867,60

98638,30

9033,5

6770,7

111

107

Темпы роста объемов продаж в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросли лишь на 11%, а в 2016 году темпы роста увеличились на 7%.

Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств применяются следующие показатели: фондоотдача активной части основных средств; фондоемкость; фондоотдача основных средств; относительная экономия основных средств. Рассчитаем данные показатели и представим их в виде таблицы 4.

Таблица 4

Анализ использования основных производственных фондов

Показатели

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Абсолютн.откл.

Относит. откл.,%

2015 г.

от 2014 г.

2016 г.

от 2015 г.

2015 г.

к 2014 г.

2016 г.

к 2015 г.

1. Годовой объем

продаж, тыс. руб.

82834,10

91867,60

98638,30

9033,5

6770,7

111

107

2.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

10228,45

12862,79

19041,74

2634,34

6178,95

126

148

- в том числе активная часть основных производственных фондов, тыс. руб.

6132,00

6844,76

5989,22

712,76

-855,54

112

88

3. Фондоотдача, руб.

8098,40

7142,12

5180,11

-956,28

-1962,0

88

73

4. Фондоотдача активной

части основных фондов, руб.

13,51

13,42

16,47

-0,99

3,05

99

123

5. Фондоемкость, руб.

0,1234

0,14001

0,1930

0,02

0,05

113

138


Показатель фондоотдачи в 2015 году снизился на 12% по сравнению с 2014 годом, а в 2016 году фондоотдача уменьшилась по сравнению с 2015 годом на 27%. Показатель фондоемкости в 2015 году увеличился на 13% по сравнению с 2014 годом, а в 2016 году увеличился по сравнению с 2015 годом на 38%.

Данная динамика свидетельствует о том, что использование основных производственных фондов в компании является неэффективным.

Далее проведем анализ издержек производства (табл.5).

Таблица 5

Анализ издержек, тыс. руб.

Виды затрат

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Абсолютн.откл.

Относит.откл.,%

2015 г.

от 2014 г.

2016 г.

от 2015 г.

2015 г.

к 2014 г.

2016 г.

к 2015 г.

Себестоимость реализ. товаров, работ, услуг

64071,10

69056,54

75738,50

4985,44

6681,96

108

110

Трудозатраты

5190,30

5449,82

5776,80

259,52

326,98

105

106

Вода, телефон, электроэнергия

2518,80

2821,06

3357,06

302,26

536,00

112

119

Обслуживание ранее полученных кредитов и займов

3789,70

4054,98

4420,00

265,28

365,02

107

109

Прочие расходы

1879,90

1785,91

1660,89

-93,99

-125,02

95

94

Налоги

1759,90

1865,49

2016,73

105,59

149,24

106

108

Итого

79209,70

85033,80

92967,98

5824,1

7934,18

107

109

Практически по всем показателям наблюдается рост, поскольку выросли объемы продаж, что влечет за собой рост себестоимости в среднем на 9% в год, а также других затрат. Прочие расходы в 2015 и в 2016 году по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 5%, что связано с уменьшением затрат компании на рекламу (рис.4).