Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Теоретические основы банкротства по российскому законодательству).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой являются положения ГК РФ. Эти положения можно разделить на три группы:

нормы, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст.25 ГК РФ) и юридических лиц (ст.65);

нормы, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) - ст.64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), ст.56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

нормы, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»[1], задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой, предоставление добросовестным предпринимателям возможности улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности.

Банкротство любого юридического лица - это мера чрезвычайная, вынужденная, в связи с чем законодателем разработан и предусмотрен для применения в отношении проблемных кредитных организаций комплекс мер по предупреждению их несостоятельности (банкротства).

Закон детально устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) особых субъектов хозяйственного оборота - кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами).

Еще в период до принятия решения об отзыве у кредитной организации лицензии на совершение банковских операций к таким кредитным организациям применяются меры финансового оздоровления. Эти меры носят внесудебный порядок и проходят под непосредственным контролем Центрального Банка России - назначается временная администрация кредитной организации с целью обследования положения на месте, которая в случае необходимости ходатайствует перед Центральным Банком России о необходимости принятия конкретных действенных мер, в том числе реорганизации кредитной организации.


Цель курсовой работы – анализ понятия, признаков и правового регулирования несостоятельности (банкротства) по российскому законодательству.

Задачи исследования:

Дать общую правовую характеристику банкротства и его предупреждение.

Проанализировать разбирательство дела о банкротстве в арбитражном суде и его участники;

рассмотреть наблюдение как процедуру банкротства;

  • рассмотреть финансовое оздоровление как процедура банкротства;
  • рассмотреть внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение как процедуры банкротства;
  • рассмотреть кредитные организации и особенности процедуры их банкротства;

дать общую характеристикумер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организациях;

  • проанализировать банкротство отдельных должников.

Методы исследования: диалектический, сравнительно-правовой анализ, синтез.

Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение и список использованных источников.

1. Теоретические основы банкротства по российскому законодательству

1.1. Общая правовая характеристика банкротства и его предупреждение.

В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) содержится в Законе 2002 г., согласно которому несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст.2) . В дореволюционном законодательстве существовало достаточно близкое по своим содержательным элементам определение. Так, по мнению Г.Ф. Шершеневича, под несостоятельностью следует понимать такое состояние имущества должника, установленное в судебном порядке, которое дает основание предполагать недостаточность его для равномерного удовлетворения всех кредиторов[2].

При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо - если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст.3).


В соответствии с положениями российского Закона о банкротстве 2002г. должник - юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности; критерий неоплатности применим лишь в отношении граждан.

Необходимо отметить, что Закон в качестве одного из признаков банкротства устанавливает минимальный размер задолженности субъекта, в отношении которого инициируется дело о несостоятельности. Так, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, а к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей[3].

Законодательное закрепление минимального размера требований кредиторов означает, что права кредиторов могут быть защищены лишь при наличии определенного минимума требований, при отсутствии которого данный механизм защиты прав кредиторов неприменим.

Вместе с тем из этого не следует, что в ходе осуществления процедур банкротства не могут быть защищены и учтены права тех кредиторов, размер требований которых является меньшим, чем установленный законом минимум, необходимый для признания субъекта банкротом.

Во-первых, данный минимум требований кредиторов может быть достигнут не только за счет учета прав отдельного кредитора, но и за счет совокупного требования кредиторов, размер требования каждого из которых существенно меньше установленной законом нормы.

Во-вторых, установленное Законом о банкротстве ограничение минимального размера требований касается только требования кредитора-заявителя, необходимого для инициации процедуры банкротства, тогда как после начала ее осуществления механизм банкротства может быть использован и для защиты прав иных кредиторов, требования которых менее установленного законодательством минимального размера.

В настоящее время возникла проблема определения наиболее разумного, отвечающего как интересам должника, так и кредиторов размера минимальной суммы требований к должнику. Например, ряд авторов высказываются за его увеличение. В частности, П.Д. Баренбойм предлагает увеличить рассматриваемый минимум до 2-3 тыс. минимальных размеров оплаты труда.[4] Между тем Е.А. Васильев ставит под сомнение необходимость законодательного закрепления минимального размера задолженности и указывает на то, что такое положение уже высказывалось, к примеру, в юридической литературе Великобритании. Аргументом было то обстоятельство, что очень часто на практике минимальная задолженность, формально дающая право начать процесс, не отражает истинного размера и масштаба банкротства[5].


В соответствии со ст.25 и 65 ГК РФ банкротство должника может быть осуществлено принудительно или добровольно.

Действующее законодательство расценивает как бесспорный факт установление размера денежного обязательства до обращения в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о банкротстве. Однако если должник по каким-либо причинам оспаривает требования кредиторов, данное обстоятельство не является препятствием для обращения в арбитражный суд. В этом случае обоснованность требований, равно как размер денежных обязательств и обязательных платежей, определяет сам арбитражный суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству.

Выделим признаки несостоятельности субъекта предпринимательской деятельности:

наличие денежного долгового характера обязательств должника;

неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента даты их исполнения;

наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;

официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) гражданина, а именно: превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

1.2. Разбирательство дела о банкротстве в арбитражном суде и его участники.

Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Закона о банкротстве составляют процессуальную основу подведомственности арбитражным судам дел о несостоятельности (банкротстве) и правил их рассмотрения. При этом нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют общий характер, а нормы Закона о банкротстве - специальный.

Так, в пункте 1 части 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено специальное правило подведомственности, согласно которому дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражными судами. При этом указанные дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли требования, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации.


Фактически в данной статье устанавливается исключительная компетенция арбитражных судов в отношении рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).

Такое же положение содержится и в Законе о банкротстве.

Статья 32 Закона о банкротстве определяет порядок рассмотрения дел о банкротстве, из которого следует, что такие дела относятся к группе дел особого производства: все дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются только арбитражными судами.

Как и по ранее действовавшим законам о банкротстве 1992 и 1998 годов, дела о несостоятельности (банкротстве) относятся к подведомственности арбитражных судов.

Пункт 1 статьи 6 Закона о банкротстве соответствует пункту 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому арбитражные суды в порядке специальной подведомственности дел арбитражным судам рассматривают дела о несостоятельности (банкротстве).

В статье 38 "Исключительная подсудность" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.

Исключительная подсудность "исключает" возможность выбора заявителем подсудности иной, чем та, которая установлена Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).

Согласно части 6 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по соглашению сторон спор, подведомственный арбитражному суду, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Исключения из этого правила могут быть установлены федеральным законом.

Такое исключение содержится в статье 33 Закона о банкротстве, в которой говорится, что дело о несостоятельности (банкротстве) не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.

Это положение Закона о банкротстве также указывает на исключительную подсудность дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражным судам и указывает на то обстоятельство, что дела о банкротстве не относятся в чистом виде ни к экономическим спорам, ни к административным. Следовательно, дела о несостоятельности (банкротстве) носят заявительный характер.