Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета (Характеристика основных нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета в организациях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерский учет занимает центральное место в системе хозяйственного учета и считается основным источником финансовой и экономической информации о деятельности экономического (хозяйствующего) субъекта. С его помощью осуществляется непрерывное и сплошное документированное отражение всех фактов хозяйственной жизни субъекта предпринимательской деятельности. Использование большого числа экономических категорий в предпринимательской деятельности требует их юридического оформления в правовом регулировании бухгалтерского учета.

Определяя значение бухгалтерского учета, Конституционный Суд РФ указал, что «бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики; обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации» [7].

Развитие гражданско-правовой среды, а также системы общественных отношений предопределяет необходимость соответствующего изменения бухгалтерского учета. В то же время процесс реформирования российской системы бухгалтерского учета заметно отстает от всего процесса экономических реформ России. Именно поэтому проводится дальнейшее реформирование бухгалтерского учета для того, чтобы привести национальную систему бухгалтерского учета в согласие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности и рыночной экономики.

В связи со значением бухгалтерского учета в экономике России в целом и предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта в частности, а также в связи с проводимыми реформами в области бухгалтерского учета, актуальным и значимым является рассмотрение основных нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, включая международные стандарты бухгалтерского учета.

Целью данной курсовой работы является анализ практического использования основных нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, включая международные стандарты бухгалтерского учета в деятельности организации.

Решению поставленной цели способствуют следующие задачи:


- изучить основные элементы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;

- рассмотреть требования к ведению бухгалтерского учета в организациях, определенные в законе о бухгалтерском учете и законе о Консолидированной бухгалтерской отчетности;

- дать характеристику принципам и базовым правилам бухгалтерского учета, содержащимся в Положениях (стандартах) по бухгалтерскому учету (ПБУ), включая международные стандарты бухгалтерского учета;

- определить значение Методических указаний в виде инструкций, писем, рекомендаций и разъяснений для постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации;

- дать характеристику стандартам экономического субъекта, направленным на упорядочивание организации и ведения бухгалтерского учета в конкретной организации.

Объектом исследования является отражение финансово-экономической деятельности экономического субъекта в бухгалтерском учете.

Предметом исследования выступает система правовых связей, характеризующие отношения организации с прочими участниками экономического рынка при их отражении в бухгалтерском учете в конкретной организации.

Для обоснования выводов, заключений и рекомендаций использовались различные источники. В работе были использованы учебные пособия по ведению бухгалтерского учета, таких известных авторов, как М.А. Вахрушина, С.П. Горячих, А.В. Зонова, В.Б. Ивашкевич, Н.П. Кондраков, Я.Н. Куницина, Т.А. Лаврухина, Р.В. Ливанова, Т.В. Морозова, Н.Г. Сапожникова, И.Н. Черных, Л.А. Яковенко и др. Нормативно-правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организации были получены из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс», содержащей наиболее актуальные версии этих документов.

В работе использовались научные статьи, расположенные в сети Интернет. Сайт КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru) ‒ является научной электронной библиотекой открытого доступа (Open Access), основные задачи которого ‒ популяризация науки и научной деятельности, общественный контроль качества научных публикаций, развитие междисциплинарных исследований, современного института научной рецензии и повышение цитируемости российской науки. Практический журнал для бухгалтера «Главбух» (http://www.glavbukh.ru/) имеет самые большие тиражи и аудиторию среди профессиональных изданий (по данным ведущих подписных агентств и исследовательской компании TNS Gallup Media).

Полезными в работе стали статьи правового характера, опубликованные на страницах журналов «Право и экономика», «Юрист», «Законы России: опыт, анализ, практика», «Предпринимательское право» и др., а также статьи специализированных журналов «Международный бухгалтерский учет», «Бухгалтерский учет». Решению задач, поставленных в данной работе, способствовали материалы, подготовленные специалистами справочной правовой системы «КонсультантПлюс».


1. Характеристика основных нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета в организациях

1.1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляется на основе законодательно установленных принципов [21, с. 47]:

1) соответствия отраслевых и федеральных стандартов потребностям пользователей бухгалтерской отчетности, а также степени развития науки и практики бухгалтерского учета;

2) единства системы требований к соответствующим нормам бухгалтерского учета;

3) нахождения упрощенных способов организации бухгалтерского учета, включающих упрощенную бухгалтерскую отчетность, для тех экономических субъектов, которые имеют право такие способы применять;

4) применения как основы разработки отраслевых и федеральных стандартов международных стандартов;

5) обеспечения условий для единообразного применения отраслевых и федеральных стандартов;

6) недопустимости совмещения в области бухгалтерского учета полномочий по государственному контролю (надзору) и утверждению федеральных стандартов (ст. 20 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В России правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляется как государственными, так и негосударственными субъектами [34, с. 35]. Органами государственного регулирования являются Минфин России и ЦБ РФ. В качестве негосударственных субъектов могут быть саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации аудиторов, предпринимателей, других пользователей бухгалтерской отчетности, которые заинтересованы принимать участие в осуществлении регулирования бухгалтерского учета, а также их союзы и ассоциации и прочие некоммерческие организации, которые преследуют цели развития бухгалтерского учета [22, с. 106] .

Необходимость государственной регламентации бухгалтерского учета обусловлена потребностью [32, с. 18]:


- измерять и оценивать имущество и обязательства экономических субъектов для внутригодовой и международной статистики по единой методологии;

- необходимостью обеспечить единство в исчислении затрат и результатов производственно-хозяйственной деятельности, доходов и расходов организации, производственных и финансовых инвестиций для контроля за их уровнем со стороны собственников, государства и третьих лиц.

В общем виде система нормативных правовых актов РФ включает семь уровней:

1) Конституция РФ;

2) федеральные конституционные и федеральные законы;

3) указы Президента РФ;

4) постановления Правительства РФ;

5) нормативные акты министерств и ведомств;

6) нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

7) локальные нормативные акты государственных и негосударственных организаций разных форм собственности [36].

В отечественной практике сложилась состоящая из четырех уровней система регулирования бухгалтерского учета и отчетности, которая объединяет в себе такие категории, как законодательство РФ о бухгалтерском учете и документы в сфере регулирования бухгалтерского учета [23, с. 71]. Согласно ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» к документам в сфере регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

Первый уровень составляет Федеральный закон о бухгалтерском учете, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета в организации [25, с. 23]. К ним относятся: Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, законы о собственности, об акционерных обществах, о ценных бумагах, о биржах и биржевой деятельности и другие законы, а также Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34-н.

Наряду с Законом о бухгалтерском учете, к актам первого уровня системы нормативного правового регулирования относится также Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». Его принятие направлено на решение задачи создания инфраструктуры применения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) [30, с. 54] .

Второй уровень составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), утверждаемые Министерством финансов [26, с. 19]. В них излагаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, приводятся возможные бухгалтерские приемы и способы учета и оценки отдельных объектов учета. Особо следует выделить международные стандарты бухгалтерского учета.


Международные стандарты бухгалтерского учета, являясь основой для разработки федеральных стандартов, напрямую не используются в качестве документов регулирования бухгалтерского учета в России. Вместе с тем в настоящее время российским законодательством предусмотрено обязательное применение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) для составления консолидированной отчетности. В связи с этим международные стандарты также составляют второй уровень системы регулирования отношений в сфере бухгалтерского учета [18, с. 51].

Третий уровень составляют Методические указания в виде инструкций, писем, рекомендаций и разъяснений, предлагающие возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого и второго уровней. Важнейшими документами данного уровня являются План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению [20, с. 68].

Рекомендации в сфере бухгалтерского учета принимаются для правильного применения отраслевых и федеральных стандартов, снижения расходов на осуществление бухгалтерского учета, а также распространения в организации и ведении бухгалтерского учета передового опыта, результатов разработок и исследований в сфере бухгалтерского учета. По своей природе документы, обозначенные как рекомендации, не могут быть квалифицированы в качестве нормативных правовых актов [19, с. 28].

Четвертый уровень составляют рабочие документы организации, которые формируют учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах (рабочий план счетов, система документооборота, порядок инвентаризации и т.п.). Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ввел понятие ‒ стандарты экономического субъекта. Их предназначение ‒ упорядочение организации и ведения бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, изменения, утверждения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются данным субъектом самостоятельно, что должно быть оформлено соответствующим локальным актом.