Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета (Характеристика основных нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета в организациях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Основные требования к ведению бухгалтерского учета в организациях, определенные действующим законодательством

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установил единые федеральные законодательные требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, обеспечивая базовый правовой механизм регулирования бухгалтерского учета в РФ [12, с. 93]. Его действие распространяется на экономических субъектов, перечень которых указан в ст. 2 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [16, с. 5] . Тем самым на законодательном уровне впервые закреплено понятие «экономического субъекта». Принятие данного закона направлено на формирование нового правового механизма регулирования бухгалтерского учета [43, с. 6].

На создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета направлены нормы статей главы 3 Федеральный закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В них определяются: принципы регулирования бухгалтерского учета (ст. 20); документы в области регулирования бухгалтерского учета (ст. 21); субъекты, управомоченные осуществлять такое регулирование (ст. 22); функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ст. 23); функции субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета (ст. 24); состав и компетенция совета по стандартам бухгалтерского учета (ст. 25); правила разработки федеральных стандартов (ст. 26 - 28).

Все экономические субъекты обязаны вести бухгалтерский учет, если указанным Федеральным законом не установлено иное [28, с. 41] . К законодательно определенным объектам бухгалтерского учета экономического субъекта относятся факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы и иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами (ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») [3].

Определение бухгалтерского учета не содержит указания на цели и задачи такого учета, так как они должны определяться самостоятельно каждым экономическим субъектом в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом следует учитывать, что в системе бухгалтерского учета экономического субъекта формируется информация для внешних и внутренних пользователей. В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии ими решений экономического характера [48, с. 64].


Бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется и предоставляется пользователям по правилам, установленным в ст. 13-18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Последствия ведения бухучета с нарушением действующего законодательства, а также неоформление всех операций надлежащими первичными документами могут повлечь более серьезные последствия в виде неуплаченных сумм налогов и примененных контролирующими органами штрафных санкций, которые могут привести к приостановлению деятельности организации и вынужденному банкротству [42, с. 2].

Интернационализация рынков капитала вместе с глобализацией экономики, расширением и углублением мировых экономических связей, а также создание транснациональных компаний – все это приводит к разработке и внедрению международных стандартов в сфере учета и отчетности [47, с. 26]. Мировые тенденции к глобализации и интеграции экономики определила необходимость использования единых принципов формирования и расчета финансовых показателей, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, понятной всем пользователям. В этой связи была начата работа по созданию единой системы бухгалтерского учета.

Основные подходы к решению проблемы унификации: гармонизация и стандартизация [24, с. 15]. Гармонизация бухгалтерского учета предполагает существование в каждой стране своей системы бухгалтерского учета. Стандартизация бухгалтерского учета направлена на разработку единообразного набора стандартов, которые могут применяться в любой стране к любой ситуации. В настоящее время наиболее признанными стандартами в области финансовой отчетности с точки зрения уместности и полезности предоставляемой информации, несомненно, могут быть признаны Международные стандарты финансовой отчетности [38, с. 106]. При этом национальные системы бухгалтерского учета базируются на МСФО.

Основные принципы, заложенные в международных стандартах бухгалтерского учета рассмтотрены преимущественно в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), введенных в действие в том числе и на территории России. Международные стандарты бухгалтерского учета (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) являются набором документов (интерпретаций и стандартов), которые регламентируют правила составления финансовой отчётности, которая необходима внешним пользователям для того, чтобы они могли принять экономические решения по отношению к конкретному предприятию.


Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 107 [4]. Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 N 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» [24, с. 15] на территории Российской Федерации введены в действие Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности, перечисленные в п. 1 данного Приказа.

Начиная с отчетности за 2012 год вступил в силу Федеральный закон «О консолидированной отчетности» от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ [2], в соответствии с которым консолидированная финансовая отчетность должна составляться в соответствии с МСФО:

- страховыми организациями,

- кредитными организациями,

- другими организациями, ценные бумаги которых были допущены к обращению на торгах фондовых бирж и прочих организаторов торговли на рынке ценных бумаг,

- организациями, которые публикуют консолидированную финансовую отчетность в соответствии учредительными документами либо с федеральными законами.

Организации, которые консолидированную финансовую отчетность составляют по другим, отличным от МСФО, признанным международно правилам, а также организации, у которых облигации допущены к обращению на организованных торгах, начиная с отчетности за 2015 года, обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО, которая составляется вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью данной организации, составленной в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

1.3. Федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета

Стандарт бухгалтерского учета – новое понятие, введенное Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [41, с. 96]. Стандартом бухгалтерского учета является документ, который устанавливает к бухгалтерскому учету минимально необходимые требования, а также допустимые способы по ведению бухгалтерского учета [35, с. 45]. Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматриваются три вида стандарта. Ко второму нормативному уровню относятся отраслевые и федеральные стандарты, которые к применению обязательны, если другое не установлено в этих стандартах. Федеральные стандарты утверждаются Минфином России, а отраслевые могут как разрабатываться, так и утверждаться Минфином России, ЦБ РФ в пределах их компетенции [14, с. 41].


Содержание федеральных стандартов очерчено законом [31, с. 10]. Независимо от вида экономической деятельности они должны регламентировать: признаки и определения объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия их принятия к учету и списания; требования к учетной политике, инвентаризации обязательств и активов, документам бухгалтерского учета; допустимые способы измерения объектов в денежном эквиваленте; порядок применения и сам план счетов бухгалтерского учета; состав, порядок формирования и содержание информации, которая раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно образцы форм отчетности, а также состав приложений к и отчету о финансовых результатах и бухгалтерскому балансу; способы упрощенного ведения бухгалтерского учета и т.д.

Федеральными стандартами могут устанавливаться специальные требования к ведению бухгалтерского учета (включая учетную политику, порядок применения и план счетов бухгалтерского учета) организаций бюджетной области, а также требования к бухгалтерскому учету определенных видов экономической деятельности (ч. 4 ст. 21). Приказ Минфина России от 23.05.2016 N 70н утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 - 2018 гг. [5]. Утверждение такой программы предусмотрено Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Утвержденная Программа содержит перечень наименований проектов стандартов, сроки представления уведомлений о разработке проектов стандартов, сроки представления проектов в Совет по стандартам бухгалтерского учета, предполагаемые даты вступления их в силу и перечень ответственных исполнителей [11].

Отраслевыми стандартами устанавливаются особенности применения федеральных стандартов в определенных видах экономической деятельности (сельское хозяйство, транспорт, банковская деятельность, связь и т.п.) [15, с. 16]. В качестве примера можно обратиться к Положению «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений работникам в кредитных организациях» (утв. ЦБ РФ 15 апреля 2015 г. N 465-П), начало действия которого – 1 января 2016 г. Поэтому их существование в отсутствие соответствующего федерального стандарта невозможно. Отраслевые стандарты призваны заменить собой действующие методические указания, инструкции и прочие нормативные правовые акты органов государственной власти.

До того, как будут утверждены органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральные и отраслевые стандарты, предусмотренные Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», должны применяться правила составления бухгалтерской отчетности и ведения бухгалтерского учета, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ до дня вступления в силу Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Поэтому до утверждения соответствующих стандартов применяются ранее действовавшие правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, входившие в сложившуюся систему положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). Их полный перечень представлен в табл. 1 Приложения.


Общим документом является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в котором определяется порядок организации и ведения бухгалтерского учета, представления и составления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, вне зависимости от их организационно-правовой формы, а также их взаимоотношения с внешними потребителями их бухгалтерской информации [27, с. 38]. В виде исключения в отношении кредитных организаций действует Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, а в отношении государственных (муниципальных) учреждений – отдельные планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению [38, с. 47].

К специальным ПБУ относятся утвержденные Минфином России документы, направленные на детализацию правил ведения бухгалтерского учета по отдельным вопросам и участкам учета, например «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) и др. Среди документов этого уровня особо выделяется план счетов бухгалтерского учета, который представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете [39, с. 10]. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

В настоящее время действуют различные планы счетов (табл. 2 Приложения). В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению дается характеристика каждого счета и типовые схемы корреспонденции между счетами [33, с. 6]. Данный План счетов является типовым для всех экономических субъектов, которые обязаны вести бухгалтерский учет и не относятся к кредитным организациям и государственным (муниципальным) учреждениям. В то же время он содержит альтернативные варианты учета по отдельным участкам и направлениям, поэтому на его основе организации утверждают свой рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета [46, с. 152].

Исключительно кредитные организации применяют план счетов бухгалтерского учета, который содержится в Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, которые расположены на территории Российской Федерации. В государственном секторе экономики действуют Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов управления внебюджетными государственными фондами, органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений, государственных академий наук и Инструкция по его применению, а также применяются План счетов бюджетного учета и План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений. Кроме того, План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению.