Файл: Основные функции в системе менеджмента (Практическое применение основных функций менеджмента на примере предприятия ООО «Опторг»).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента на предприятии
1.1 Понятие и сущность менеджмента
1.2 Современные подходы к мотивации персонала организации
1.3 Функции управления организацией
Глава 2. Практическое применение основных функций менеджмента на примере предприятия ООО «Опторг»
2.1 Характеристика исследуемого предприятия
2.2 Планирование и структура управления организацией
2.3 Координация и регулирование
Введение
Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку.
В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Цели и управления и являются отправным для определения и видов работ, обеспечивают их Речь опять-идет о которые являются частями любого управления вне от особенностей или иной Поэтому их общими и в составе выделяют организацию, контроль и
Предметом данной работы виды управленческих необходимые для организацией своих и задач. Объектом соответственно, основные функции, которые используют менеджеры в организации, для решения задач, и определения перспективы.
Предмет исследования – основные функции менеджмента.
Объектом данного исследования является ООО «Опторг».
Целью работы является всех аспектов функций управления организацию.
Для данной цели в работы необходимо следующие задачи:
- вид управленческой который связан с планов организации;
- что необходимо создания реальных для достижения целей;
- какая из имеет целью сотрудников организации, и образом это
- существует ли в оценке и результатов работы и в взаимодействия между организации.
Теоретические основы управления организацией были исследованы в трудах многих отечественных и зарубежных ученых, например, Виханским О.С., Коротковым Э., Кнышовой Е.Н.. и многими другими. В работе были использованы учебники и статьи из периодических изданий таких авторов как Белова В.П., Скобкин С.С., Пустынникова Е.В., Переверзев М.П. Данные источники можно считать надежными, так как авторы посвятили продолжительное время изучению менеджмента и теории управления организацией.
Глава 1. Теоретические основы менеджмента на предприятии
1.1 Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент – это управление бизнес процессами в организации, в ходе которого субъект управления воздействует на объект.[1] При этом в качестве субъекта выступает орган управления (единоличный или коллегиальный), а объектом является исполнитель (сотрудник организации, рабочая группа, трудовой коллектив). Сущность менеджмента заключается в достижении руководством целей организации, используя физический труд, интеллект и мотивы поведения персонала.
В теории организации категория «менеджмент» рассматривается с нескольких позиций:
- во-первых, менеджмент как деятельность, представляющая собой совокупность управленческих функций (видов деятельности), основными из которых являются функции планирования, организации, мотивации и контроля;
- во-вторых, менеджмент как аппарат управления, в составе которого выделяют персонал трёх категорий, а именно линейный персонал (руководители всех уровней иерархии);
- функциональный персонал (специалисты организации); обслуживающий персонал (технические исполнители);
- в-третьих, менеджмент как явление, содержание которого заключается в том, что наука и искусство управления дополняют друг друга, образуя синтез и подчёркивая важность наличия у менеджера теоретических знаний в области управления и умения применять их в условиях реальной действительности.
В научных кругах и среди специалистовпрактиков распространено мнение, что «менеджмент» – понятие более узкое, чем «управление». Как известно, в процессе деятельности организации необходимо управлять разными видами ресурсов: средствами производства и рабочей силой.
Управление живой природой (биологической системой) и неживой природой (технической системой), в ходе которого рабочий (непосредственный исполнитель) воздействует средствами труда на предметы труда, не является менеджментом. Менеджмент – это управление в социальных системах, когда происходит взаимодействие между работниками организации и формируются деловые отношения типа «начальник-подчинённый» или «лидерпоследователь».[2]
Менеджмент предусматривает наличие на предприятиях профессиональных управляющих, которые руководят процессами, используя знания, умения и навыки в сфере управления, прошли специальное обучение, получили образование и овладели необходимыми компетенциями.
Менеджеры – это работники организации, исполняющие управленческие функции. Они осуществляют, прежде всего, общее (административное) руководство деятельностью в масштабе предприятия или его подразделения. Например, директор, начальник цеха, бригадир, являясь линейными менеджерами, несут общую ответственность за положение дел на своём участке работы, в том числе отвечают и за результаты деятельности подчинённых им специалистов.
Кроме того, менеджеры осуществляют специальное (технологическое) руководство, управляя функциональными сферами деятельности, такими как маркетинг, финансы, производство, кадры и др.
Например, главные специалисты, начальники отделов и служб предприятия, являясь функциональными менеджерами, отвечают за результаты работы в своей области деятельности.
Управленческий труд имеет специфические особенности, которые отличают его от деятельности непосредственных исполнителей.
Во-первых, работники управления не создают материальных ценностей; их роль состоит в принятии управленческих решений и координации усилий членов коллектива по достижению общих целей и решению задач организации.
Во-вторых, деятельность менеджера является умственным, интеллектуальным трудом и может продолжаться вне официально установленного рабочего дня. Поиск вариантов решения организационных проблем происходит в сознании человека и носит креативный, вероятностный характер.[3]
В-третьих, работа менеджера, как правило, является более разнообразной и менее монотонной по сравнению с трудом рабочих.
Функции, исполняемые менеджерами в организациях, имеют разную сложность и периодичность. В зависимости от уровня сложности выделяют технические, логические и творческие работы. Технические виды деятельности являются наиболее простыми.
Например, сбор и обработка информации, оформление документации не требуют очень высокой квалификации, сравнительно легко регламентируются и быстро осваиваются. По экспертным оценкам, технические операции занимают около 30% рабочего времени менеджера. Логические работы выполняются в определённой последовательности по установленному порядку (алгоритму действий). Это, например, расчёты по формулам, сравнение показателей, экономический анализ. На выполнение таких действий приходится около 20% рабочего времени управленческого персонала.
Творческие виды деятельности являются наиболее сложными. К ним относятся, например, составление прогнозов, формулировка выводов, принятие решений в условиях кризиса. На их выполнение менеджеры затрачивают около 50% рабочего времени. По степени периодичности различают три вида работ.
Во-первых, текущие, ежедневные или часто повторяющиеся работы (например, посещение подразделений с целью контроля исполнения принятых решений; проведение оперативных совещаний, планёрок в начале рабочего дня для согласования действий и в конце рабочего дня для подведения итогов; организация приёма посетителей; работа с документацией и корреспонденцией и т.д.).
Во-вторых, работы, выполняемые реже, в более длительных периодах, на регулярной основе; частота их повторения – один раз в месяц, квартал или год. Это может быть проведение собраний трудового коллектива, составление планов и отчётов о деятельности, посещение других организаций с целью обмена опытом и т.д. [4]
В-третьих, работы нерегулярные и исключительные (например, внеплановые проверки деятельности; работы, связанные с авариями на предприятии, стихийными бедствиями и др.).
Их выполнение диктуется форс-мажорными обстоятельствами и наступает по факту свершения непредвиденного события, к которому нельзя было заранее подготовиться. Менеджмент как наука является самостоятельной областью знаний, изучает с теоретической точки зрения события, происходящие в организации и за её пределами, стремится понять мотивы людей к совместной работе.
Наука «Менеджмент» относится к экономическим дисциплинам, однако изучает отдельные философские, правовые, этические, социально-психологические аспекты деятельности. Она не ставит целью разработать универсальные приёмы управления, готовые решения и точные предписания действий, поскольку таких рецептов, которые однозначно делают управление эффективным, не существует. Задача науки «Менеджмент» состоит в том, чтобы объяснить механизм управления; дать менеджерам рекомендации и подходы к решению организационных проблем, применение которых повышает вероятность достижения целей; побудить работников управления к творческому использованию теоретических положений в конкретных условиях организации.
Предметом науки «Менеджмент» выступает изучение управленческих отношений, возникающих в ходе деятельности на разных уровнях управления и в разных звеньях организации. Эти отношения носят преимущественно качественный характер; их бывает сложно описать математически и выразить количественно.[5] Поэтому данная наука располагает меньшим количеством показателей по сравнению с другими экономическими дисциплинами и для объяснения изучаемых явлений чаще оперирует словесными формулировками.
Менеджмент как искусство требует наличия у человека практического опыта управления, способностей к управленческому труду, предрасположенности к этому виду деятельности.
В совершенстве овладеть мастерством управления, научиться действовать не по шаблону, а более изобретательно, принимать нетипичные, оригинальные решения можно, имея призвание и талант к руководящей работе. Научные положения следует при этом рассматривать не как абсолютную истину, а как инструмент, с помощью которого возможно принятие рациональных решений и сокращение ошибок в управлении.
Для оценки эффективности менеджмента в организациях применяется комплекс экономических и социальных показателей. К показателям экономической эффективности менеджмента относят:
1) Общие результативные показатели деятельности (например, производительность труда и фондоотдача, урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность поголовья скота, уровень использования производственных мощностей и площадей, себестоимость продукции и прибыль от реализации товаров и услуг, уровень рентабельности затрат и продаж).
2) Показатели экономичности аппарата управления (например, удельный вес численности управленческого персонала в структуре общей численности работников организации, доля затрат на содержание аппарата управления в себестоимости продукции, удельный вес оплаты труда работников управления в общем фонде заработной платы на предприятии).
3) Показатели производительности управленческого труда (например, производство валовой (товарной) продукции, а также получение выручки и прибыли в расчёте на единицу затрат труда в управлении (1 работника, 1 человеко-час) или на единицу затрат денежных средств в управлении (1 руб. управленческих расходов).[6]
4) Показатели организованности системы управления (например, укомплектованность аппарата управления, число ступеней и звеньев в структуре управления, соблюдение норм управляемости в организации).
К показателям социальной эффективности менеджмента на предприятиях следует отнести:
- размер основной и дополнительной оплаты труда, уровень номинальных и реальных доходов работников предприятия;
- уровень текучести кадров в организации, количество лиц, принятых на работу и уволенных, как по собственному желанию, так и по инициативе руководства организации;
- уровень трудовой и производственной дисциплины, число случаев опозданий и прогулов, а также нарушений техники безопасности и технологии производства;