Файл: Анализ организационной культуры (в конкретной организации) (Исследование организационной культуры АО «Молвест» и основные тенденции ее развития).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Основные источники формирования организационной культуры
Глава 2. Исследование организационной культуры АО «Молвест» и основные тенденции ее развития
2.1 Анализ среды функционирования АО «Молвест» и условий формирования культуры предприятия
2.2 Анализ организационной культуры АО «Молвест»
2.3 Основные направления развития организационной культуры АО «Молвест»
- Молоко пастеризованное - 1,5%, 2,5% , 3,2% - жирности;
- Кефир, бефидок, биолайф, ряженка – 1%, 1,5%, 2% - жирности
- Сметана – 10%, 15%, 20%, 25% - жирности;
- Творог – 4%, 5% - жирности
В качестве критерия дифференциации продукции можно также рассматривать упаковку. По данному критерию продукция предприятия может быть дифференцирована следующим образом:
- Молоко пастеризованное – полипропиленовый пакет 1 литр, картонный пакет 0,5 литра;
- Кефир, бефидок, биолайф, ряженка - полипропиленовый пакет 0,5 литра, картонный пакет 0,5 литра;
- Сметана - полипропиленовый пакет 0,5 литра, стаканчики из полистирола 0,25, 0,5 литра;
- Творог – пергаментная бумага (упаковка 0,25 кг), полиэтиленовый пакет (упаковка 0,5 кг), стаканчики из полистирола 0,25
Упаковка продукции АО «Молвест» содержит всю необходимую для покупателя информацию: дата производства, срок хранения при различных температурных режимах, масса, пищевая и энергетическая ценность, адрес и телефон производителя.
Таблица 5
Результаты SWOT – анализа АО «Молвест»
Поля матрицы |
Возможности 1.Возможность увеличить объем продаж за счет завоевания новых сегментов рынка 2.Возможность снижения себестоимости продукции за счет использования нового оборудования; 3. Возможность увеличения объемов производства за счет увеличения степени загруженности производственных мощностей 4. Возможность финансирования деятельности за счет собственных средств 5.Возможность использования высокой квалификации и опыта работников |
Угрозы 1.Высокая зависимость от снижения спроса 2.Высокий уровень конкуренции в отрасли 3.Высокий уровень зависимости от поставщиков 3. Высокий динамизм в развитии внешней среды |
Сильные стороны 1.обеспеченность материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами 3. высокий уровень организации менеджмента 4.эффективная система поставок сырья |
Поле СИВ 1.Увеличение объемов производства 2.Завоевание новых сегментов рынка |
Поле СЛУ 1.Разработка эффективной системы снабжения предприятия сырьем 2.Постоянное прогнозирование и разработка методов по управлению спросом |
Слабые стороны 1.Недостаточное позиционирование на рынке; 2.Неээфективная система продвижения продукции 2.Отсутсвие четкого стратегического направления развития предприятия |
Поле СЛВ 1.Повышение практических и теоретических знаний сотрудников службы маркетинга 2.Привлечение персонала к поиску и привлечению новых рынков сбыта 3.Анализ возможностей расширения ассортимента товаров и услуг |
Поле СЛУ 1. Разработка единой корпоративной стратегии |
*таюлица выполнена на основе информации о деятельности предприятия
Из данной таблицы видно, что у предприятия существуют возможности для увеличения доли рынка, что и предусмотрено действующей стратегией. Для достижения данной цели предприятием могут использоваться следующие преимущества:
- Близость к источником сырья;
- Широкая сеть приемных пунктов молочного сырья;
- Гораздо более высокий уровень использования производственных мощностей по сравнению со средним по отрасли;
- Широкий ассортимент продукции;
- Наличие возможностей снижения издержек производства;
- Высокий уровень финансовой независимости;
- Высокий имущественный, финансовый, кадровый потенциал
В качестве недостатков стратегии АО «Молвест» по результатам SWOT – анализа можно рассматривать:
- Недостаточно четкое позиционирование на рынке;
- Отсутствие комплексной стратегии формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;
- Недостаточно эффективная стратегия распределения продукции.
Таким образом, АО «Молвест» занимает прочные конкурентные позиции на рынке молочных продуктов, имеет перспективы развития и может разрабатывать стратегию лидера отрасли. В то же время недостатки, выявленные в действующей стратегии АО «Молвест» в условиях интенсивной конкуренции могут создать трудности для реализации основной стратегической цели предприятия. Это требует внесения изменений в действующую стратегию и создания условий для ее эффективной реализации.
В этой ситуации особое значение приобретает организационная культура АО «Молвест». С учетом стратегических ориентиров деятельности предприятия и его положения на рынке можно определить наиболее соответствующий предприятию тип организационной культуры. Это должна быть инновационная культура, создающая условия для дальнейшего развития предприятия и сохранения лидирующих позиций на рынке в долгосрочной перспективе. Такая культура должна характеризоваться широким масштабом распространения, иметь минимальное количество субкультур и ориентировать работников предприятия на достижение общей цели. Исходя из условий формирования, организационная культура АО «Молвест» должна быть ориентирована на постоянное развитие работников, создавать условия для реализации инновационных идей работников и руководителей всех уровней управления, для повышения удовлетворенности работников трудом, опираться на эффективный механизм мотивации, и создавать предпосылки для постоянной адаптации предприятия к изменяющейся внешней среде.
Для определения соответствия сложившейся в АО «Молвест» организационной культуры стратегии предприятия, в следующем параграфе бакалаврской работы проведем ее более детальный анализ.
2.2 Анализ организационной культуры АО «Молвест»
Анализ организационной культуры АО «Молвест» проводился в несколько этапов и осуществлялся с целью определения типа культуры, уровня ее развития и построения профиля. Каждая из перечисленных выше задач предполагала использование соответствующих методик, в основу которых был положен анкетный опрос работников. Для определения типа организационной культуры предприятия использовалась комплексная методика ее оценки, основанная на исследовании трех групп параметров: индивидуализм – коллективизм, инновационность – бюрократичность, направленность на внутреннюю или внешнюю среду.
Всего в опросе участвовало 100 работников предприятия, из которых 20 руководители всех уровней управления, 20 специалисты и 60 рабочие. Формирование выборки осуществлялось с учетом долевого распределения отдельных категорий работников в общей численности персонала.
Проведем более детальный анализ результатов по каждой из форм опроса. Из таблицы 8 в частности видно, что по характеру ведения бизнеса организация оценивается работниками предприятия скорее как «закрытый клуб». Это указывает на недостатки в системе организационной коммуникации, так как в организациях, построенных по такому типу существуют ограничения в отношении доступности информации. При этом в результате обработки анкет было установлено, что наибольшую степень закрытости и ограниченность доступности информации была отмечена рабочими предприятия.
Таблица 6
Результаты оценок по форме № 1 «Индивидуализм - коллективизм»
№ |
Показатели |
значение |
|
1 |
Характер ведения бизнеса |
Команда |
|
Закрытый клуб |
38,4 |
||
Коллектив |
|||
2 |
Фактор успешной конкуренции и повышения производительности |
Технократизм |
|
Человеческий фактор |
56,8 |
||
3 |
Социальное обеспечение |
Развитая система социальных гарантий |
|
Отсутствие социальных гарантий |
52,6 |
||
4 |
Мотивация персонала |
Материальное стимулирование |
27,4 |
Нематериальное стимулирование |
|||
5 |
Обычный срок найма персонала |
Нет гарантированного |
14,8 |
Пожизненный найм |
|||
6 |
Стиль руководства |
Демократический |
|
Авторитарный |
55,8 |
||
7 |
Делегирование полномочий |
Отсутствует |
|
Присутствует |
52,4 |
||
8 |
Система контроля |
Явная |
49,2 |
Косвенная |
|||
9 |
Иерархия управления |
Минимальная |
|
Максимальная |
58,8 |
||
10 |
Метод построения системы управления |
По продукту, региону, группе потребителей |
|
По функциям |
64,4 |
||
11 |
Профессиональные требования |
Узкая специализация |
49,8 |
Универсализация |
|||
12 |
Отношения к миноритарным акционерам |
Тщательное соблюдение прав |
47,6 |
Минимальное соблюдение прав |
|||
13 |
Деловая этика в борьбе с конкурентами |
Тщательное соблюдение правил этики |
42,2 |
Второстепенное значение |
|||
ИТОГО |
∑ 610,2 |
||
Среднее арифметическое по оси Y |
46,94 |
* таблица составлена по результатам опроса работников предприятия
Также работниками по результатам опроса отметили недостаточный уровень социальных гарантий, наиболее низкий уровень удовлетворенности социальными гарантиями можно отметить среди рабочих, 42% которых указали на их полное отсутствие. При реализации функции мотивации в АО «Молвест» приоритет отдается материальным стимулам, в то же время можно отметить недостаточную их удовлетворенность среди работников организации, и особенно среди рабочих. Также среди особенностей организационной культуры в АО «Молвест» можно отметить отсутствие гарантий пожизненного найма, преобладание авторитарного стиля руководства, что в свою очередь определяет относительно невысокий уровень делегирования полномочий, иерархию управления, приближенную к максимальной, преобладание видимого контроля. При этом при построении системы управления приоритет в организации отдается функциональным критериям. Такой подход для многих организаций является традиционным, что не позволяет сформировать дополнительные конкурентные преимущества при организации менеджмента. С другой стороны это указывает на слабую инновационность организационной культуры и ограничивает возможности ее использования как инструмент адаптации организации к внешним изменениям. Это подтверждается также приоритетностью узкой специализации, которая находит отражение в требованиях, предъявляемых к работникам предприятия. Преобладание авторитарного стиля в организации во многом объясняет приверженность сотрудников организации к соблюдению правил этики как внутри организации, так и по отношению к конкурентам.
В таблице 7показаны результаты опроса работников, характеризующие инновационность и бюрократичность организационной культуры. Результаты опроса, представленные в данной таблице в целом подтверждают сделанный ранее вывод о слабой инновационности организационной культуры и высокой степени ее бюрократизации. Об этом в частности свидетельствует склонность руководства организации к максимальной централизации управления, достаточно высокая загруженность документооборота, ограниченность доступности информации для работников, достаточно слабое развитие системы внутренней кооперации. Также обращает на себя внимание тот факт, что при наличии в организации системы внесения рац. Предложений, они, тем не менее, практически не поощряются, что ограничивает возможности функционирования такой системы.
Таблица7
Результаты оценок по форме № 2 «Инновационность - бюрократичность»
№ |
Показатели |
значения |
|
1 |
Метод построения структуры управления |
По региону, потребителю |
|
По функциям |
72,6 |
||
2 |
Вертикаль власти |
Минимальная |
|
Максимальная |
68,4 |
||
3 |
Управление |
Централизация |
48,2 |
Децентрализация |
|||
4 |
Документооборот |
Минимальная загруженность |
|
Максимальная загруженность |
87,7 |
||
5 |
Наличие доступа к информации работников любого уровня |
Имеется |
|
Не имеется |
62,6 |
||
6 |
Делегирование ответственности |
Максимальная |
|
Минимальная |
59,8 |
||
7 |
Оперативность принятия решений |
Высокая |
|
Низкая |
62,8 |
||
8 |
Внутренняя кооперация |
Присутствует |
18,9 |
Отсутствует |
|||
9 |
Система внесения рацпредложений |
Присутствует |
22,9 |
Отсутствует |
|||
10 |
Система поощрения внесения рацпредложений |
Присутствует |
|
Отсутствует |
55,26 |
||
11 |
Проведение НИОКР |
Присутствует |
|
Отсутствует |
58,22 |
||
12 |
Модель управления |
Сетевая |
|
Иерархическая |
56,2 |
||
13 |
Наличие региональных представительств |
Имеются |
|
Не имеются |
72,8 |
||
ИТОГО |
∑ 688,56 |
||
Среднее арифметическое оценок по оси Х |
52,9 |
* таблица составлена по результатам опроса работников предприятия
В таблице 8 приведены результаты опроса, характеризующие направленность организационной культуры на внутреннюю и внешнюю среду. Как видно из данной таблицы, организационная культура АО «Молвест» направлена преимущественно на формирование и развитие внешних связей.