Файл: Анализ организационной культуры (в конкретной организации) (Исследование организационной культуры АО «Молвест» и основные тенденции ее развития).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Основные источники формирования организационной культуры
Глава 2. Исследование организационной культуры АО «Молвест» и основные тенденции ее развития
2.1 Анализ среды функционирования АО «Молвест» и условий формирования культуры предприятия
2.2 Анализ организационной культуры АО «Молвест»
2.3 Основные направления развития организационной культуры АО «Молвест»
3. Низкая степень вовлеченности персонала в управление организацией, слабый корпоративный дух.
В качестве основных причин, сложившейся ситуации и выявленных по результатам исследования, можно отметить следующие:
- недостаточно эффективная система мотивации, которая неспособна обеспечить формирование единых ценностей среди сотрудников предприятия;
- отсутствие объединяющих ценностей, отсутствие ценностно-ориентационной объединенности среди руководителей и рядовых сотрудников;
- слабый уровень делегирования полномочий;
- отсутствие формальных лидеров;
- недостаточно эффективная система коммуникации в организации, ограниченность доступа к информации рабочих;
- отсутствие у руководителей предприятия навыков по формированию и эффективному управлению организационной культуры.
Повышению эффективности системы коммуникации в АО «Молвест» может способствовать, во-первых, формирование и утверждение руководством официального документа, декларации о базовых ценностях организации, содержание которой должно быть доведено до всех работников предприятия, а руководители всех уровней управления должны обеспечить контроль за ее соблюдением. Также для формирования у работников предприятия чувства причастности к общему делу и достижению общей цели, необходимо, чтобы работники и руководители всех уровней управления с определенной периодичностью имели возможность для получения информации о результатах деятельности всего предприятия. Важно также, чтобы такая информация поступала только по официальным информационным каналам. В этой связи можно порекомендовать предприятию создание единой информационной базы, содержащей информацию о результатах работы предприятия и его отдельных подразделений, планах и программах деятельности предприятия как на долгосрочный, так и на краткосрочный период со свободным доступом всех заинтересованных в данной информации сотрудников.
С проблемой формирования эффективной коммуникационной системы тесно связана проблема повышения эффективности управления, которая на исследуемом предприятии может быть сведена к совершенствованию организационной структуры. Совершенствование организационной структуры управления АО «Молвест» должно осуществляться в направлении снижения авторитарности руководства, повышения уровня делегирования полномочий и вовлечения работников в управление предприятием. Решению данной проблемы может способствовать создание специальных комиссий по стратегическому развитию предприятия, состоящих из руководителей и специалистов АО «Молвест», деятельность которых должна быть направлена на решение задач стратегического развития в различных областях деятельности предприятия.
Для решения проблемы мотивации работников необходимо внесение изменений в систему стимулирования АО «Молвест». Необходимость этих изменений объясняется тем, что на предприятии при достаточно эффективной системе материального стимулирования не все стимулы на предприятии задействованы и используются достаточно эффективно. В связи с этим можно предложить АО «Молвест» следующий вариант выплаты вознаграждения. Помимо ежемесячного вознаграждения, которое связано преимущественно с достижением краткосрочных результатов, работникам может выплачиваться годовое вознаграждение по представлению руководителей данных подразделений с обоснованием достигнутых успехов сотрудниками, подлежащими поощрению. В качестве оснований успехов могут выступать:
- прохождение обучения;
- повышение квалификации;
- активное участие в общественной жизни предприятия;
- разработка и внедрение производственных нововведений
Применение данной системы вознаграждения в АО «Молвест» способно не только повысить заинтересованность работников в достижении долгосрочных целей, но и создать условия для обеспечения согласованности целей работников и предприятия.
Одна из ключевых проблем, препятствующих эффективному развитию организационной культуры состоит в отсутствии у руководителей необходимых знаний и навыков в области ее формирования. Также в качестве одной из основных проблем можно признать недостаток лидерских качеств у формальных руководителей, использование ими в процессе влияния на подчиненных преимущественно инструментов административного воздействия. Все это указывает на необходимость повышения квалификации руководителей предприятия и их обучение. Наиболее эффективной формой обучения в данном случае являются тренинги, которые позволяют не только получить теоретические знания, но и закрепить их в условиях реальных управленческих ситуаций. Анализ тренинговых программ, реализуемых агентствами по обучению персонала в РМ с учетом выявленных проблем на предприятии позволил разработать следующую программу обучения персонала АО «Молвест» (таблица 10).
Таблица 10
Рекомендуемая программа обучения персонала АО «Молвест»
Категория работников |
Численность работников |
Тема |
Способ обучения |
Стоимость |
менеджеры среднего и нижнего уровней управления |
20 |
«Нововведения в организации» |
Корпоративный тренинг с элементами диагностики и консультирования (коучинг) |
35000 |
Рабочие и специалисты |
30 |
«Адаптация к нововведениям в организации» |
Корпоративный тренинг с элементами диагностики и консультирования (коучинг) |
50000 |
менеджеры среднего и нижнего уровней управления |
20 |
«Взаимодействие с коллективом» |
Корпоративный тренинг |
30000 |
менеджеры верхнего и среднего уровней управления |
10 |
«Делегирование полномочий» |
Корпоративный тренинг с элементами диагностики и консультирования (коучинг) |
20000 |
менеджеры среднего и нижнего уровней управления |
20 |
«Лидерские качества менеджера» |
Корпоративный тренинг с элементами диагностики и консультирования (коучинг) |
35000 |
Рабочие и специалисты |
30 |
«Формирование навыков принятия решений у подчиненных» |
Корпоративный тренинг с элементами диагностики и консультирования (коучинг) |
45000 |
* таблица составлена автором работы
Таким образом, совокупные затраты на реализацию программы обучения составят 188 тыс. руб.. При этом обучение пройдут 55 работников предприятия, 5 из которых руководители верхнего уровня управления, 20 – руководители среднего и нижнего уровней управления и 30 – рабочие и специалисты. Эффективность такого обучения может быть оценена после практического применения знаний и навыков, которые будут получены в ходе его осуществления. Для его оценки после прохождения обучения необходимо проведение опроса персонала по методике Куинна и Камерона и построение профиля организационной культуры. О положительных результатах обучения вывод может быть сделан при условии перемещения профиля организационной культуры с бюрократической к рыночной или адхократической культуре, которые являются более приемлемыми для организаций, нацеленных на сохранение лидерских позиций в отрасли.
Заключение
Анализ сущности, структуры, источников и технологии формирования организационной культуры, а также исследование организационной культуры АО «Молвест» - крупнейшего производителя молочной продукции в России, позволяет сделать следующие выводы:
1. Организационная культура является важнейшим фактором социально-экономического развития организации. Это достаточно сложное понятие, которое может быть определено в различных аспектах, отражая тем самым уникальность культуры для каждой организации, что позволяет рассматривать ее как важнейшее конкурентное преимущество.
2. Культура фирмы может рассматриваться на различных уровнях: на уровне отдельной организации или на корпоративном уровне. В связи с этим в экономической литературе различают понятия корпоративной и организационной культуры. Корпоративная культура – это культура больших производственных, торговых и т.п. объединений с определенной формой экономической и юридической структуры. Организационная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды. Таким образом, понятие «организационная культура» является более общим.
3. Организационная культура может быть классифицирована по различным основаниями. Основными критериями классификации организационной культуры являются степень риска и скорость обратной связи с внешней средой, размер и структура организации, мотивация персонала, на распределении власти и личностных ценностей, отношение ко времени. Выбор того или иного типа организационной культуры осуществляется исходя из конкретных условий, в которых осуществляется деятельность организации, а также их преимуществ и недостатков.
4. Организационная культура имеет сложную структуру, которая рассматривается в различных аспектах, что объясняет наличие нескольких подходов к ее объяснению. Формирование основных элементов организационной культуры осуществляется на трех уровнях: поверхностный уровень, который является внешним проявлением корпоративной культуры, подповерхностный уровень, который отражает провозглашаемые ценности, и глубинный уровень, который характеризует базовые верования и ценности. Основными элементами организационной культуры являются: стереотипы поведения, групповые нормы и ценности, философия организации, правила игры, организационный климат, интеграционные символы.
5. Основными источниками организационной культуры организации являются: национальная культура, деловая среда, личностные оценки руководителей или лиц, инициирующих создание организации. Каждый из этих источников привносит свои элементы в организационную культуру, оказывая существенное развитие на отдельные ее элементы и определяя их характер.
Результаты исследования по методике Куинна и Камерона указывают на то, что в настоящее время на предприятии сформировалась культура бюрократического типа, которая не способна в полной мере обеспечить развитие организации в условиях конкуренции. Достижению основных стратегических целей деятельности АО «Молвест» будет способствовать формирование культуры рыночного типа, которая по мере дальнейшего развития может быть преобразована в адхократическую культуру.
Решению данной задачи в настоящее время препятствуют следующие недостатки организационной культуры предприятия:
- Высокая степень индивидуализма, препятствующая развития механизма принятия коллективных решений;
- Низкий уровень инновационного развития, препятствующий активному осуществлению нововведений в организации, которые способствовали бы формированию дополнительных конкурентных преимуществ;
3. Низкая степень вовлеченности персонала в управление организацией, слабый корпоративный дух.
В качестве основных причин, сложившейся ситуации и выявленных по результатам исследования, можно отметить следующие:
- недостаточно эффективная система мотивации, которая неспособна обеспечить формирование единых ценностей среди сотрудников предприятия;
- отсутствие объединяющих ценностей, отсутствие ценностно-ориентационной объединенности среди руководителей и рядовых сотрудников;
- слабый уровень делегирования полномочий;
- отсутствие формальных лидеров;
- недостаточно эффективная система коммуникации в организации, ограниченность доступа к информации рабочих;
- отсутствие у руководителей предприятия навыков по формированию и эффективному управлению организационной культуры.
Устранению данных причин и повышению степени развития организационной культуры будет способствовать выполнение следующих рекомендаций:
- создание на предприятии общедоступной информационной базы, содержащей информацию о результатах деятельности предприятия, передаваемой по официальным каналам, для работников.
- внесение изменений в организационную структуру управления с целью уменьшения централизации управления, устранению условий использования авторитарного стиля управления, подавляющего культуру работников;
- Формирование у руководителей навыков эффективного управления с применением демократического стиля, а у подчиненных навыков принятия управленческих решений. С этой целью в работе была разработана программа обучения персонала, которое может проходить в форме тренингов.. При этом обучение пройдут 55 работников предприятия, 5 из которых руководители верхнего уровня управления, 20 – руководители среднего и нижнего уровней управления и 30 – рабочие и специалисты. Эффективность такого обучения может быть оценена после практического применения знаний и навыков, которые будут получены в ходе его осуществления. Для его оценки после прохождения обучения необходимо проведение опроса персонала по методике Куинна и Камерона и построение профиля организационной культуры. О положительных результатах обучения вывод может быть сделан при условии перемещения профиля организационной культуры с бюрократической к рыночной или адхократической культуре
Список использованных источников
-
- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 31.12.2017)"Об акционерных обществах"//Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 1
- Багриновский, К.А., Организационная культура в современной экономике России/ К.А. Багриновский, М.А. Бендиков, М.К. Исаева // Менеджмент в России и за рубежом.- 2013. - N 2 [электронный ресурс]. – режим досутпа: http:// www. dis.ru
- Виханский, О.С. Менеджмент[текст]: Учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2015. – 672 с.
- Герчикова, И.Н. Менеджмент [текст]: Учебник/ И.Н. Герчикова; 3-е изд. перераб. и доп. –М.: Юнити-Дана, 2007. – 512 с.
- Грошев, И.В. Организационная культура[текст]. Учебник/ И.В. Грошев, П.В. Емельянов, В.М. Юрьев. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 288 с. - ISBN 5-238-00793-0
- Джордж, Дж. М. Организационное поведение. Основы управления [текст]/ Дж. М. Джордж, Г.Р. Джоунс. – М.: Юнити-Дана, 2013. - 464 с. - ISBN 5-238-00512-1
- Зинченко, Г.П. Социология управления[текст]: Учебник/ Г.П. Зинченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 384 с.
- Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры [текст]/ К. Камерон, Р. Куинн. -СПб.: Питер, 2014. – 320 с.
- Капитонов, Э.А. Организационная культура: теория и практика [текст]: Учебник/ Э.А. Капитонов, Г.П. Зинченко, А.Э. Капитонов. – СПб.: Альфа-Пресс, 2008. – 352 с.
- Комаров, А.Г. Современный менеджмент: теория и практика [текст]/ А.Г. Комаров, А.Р. Кудашев, Г.Г. Муфтиев. – СПб.: Питер, 2015. – 432 с.
- Кравченко, А.И. Социология управления[текст]: Учебник/ А.И. Кравченко, О.И. Тюрина. – М.: Деловая книга, 2015. – 992 с.
- Красовский, Ю.Д. Организационное поведение [текст]: Учеб. пособие для вузов/ Ю.Д. Красовский; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 511 с.
- Кремнева, Н. Ю. Формирование организационной культуры: инновации и стереотипы/ Н. Ю. Кремнева //СОЦИС.-2007. - № 7. [электронный ресурс]. – режим доступа: http:// www.ecsocman.edu.ru
- Лютенс, Ф. Организационное поведение [текст]/ Ф. Лютенс. - М.: Инфра-М, 2015. - 692 с.
- Левкин, Н.Организационная культура: необходимость систематизации ключевых положений/ Н. Левкин // Менеджмент в России и за рубежом.-2009. - № 4. [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www. dis.ru
- Макашева, З.М. Основы менеджмента [текст]: Учебное пособие/ З.М. Макашева. – М.: КНОРУС, 2015. – 272 с.
- Макарова, И.К. Управление персоналом [текст]: Учебник/ И.К. Макарова. – М.: Юриспруденция, 2014. – 304 с.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента [текст]/ М.Х. Мескон, М. Альбрет, Ф. Хедоури; 3-е изд. – М.: Вильямс, 2016. – 672 с.
- Мильнер, Б.З. Теория организации [текст]. Учебник/ Б.З. Мильнер. – М.: Инфра-М, 2008. – 864 с.
- Мишурова, В.И. Управление мотивацией персонала [текст]. Учебник/ В.И. Мишурова, П.В. Кутелев. – М.: МарТ, 2033. – 224 с.
- Могутнова, Н. Н. Организационная культура: понятие, подходы / Н.Н. Могутнова// Социс.-2013. - № 4. [электронный ресурс]. – режим доступа: http:// www.ecsocman.edu.ru
- Найджел, Дж. Х. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента [текст]/ Дж.Х. Найджел. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 364 с.
- Новый экономический словарь [текст]/ Авт. – сост О.А. Азрилиян. – М.: Институт новой экономики, 2007. – 1088 с.
- Пасека, С.Р. Корпоративная культура как фактор эффективного управления персоналом [текст] С.Р. Пасека/ Региональная экономика: проблемы и перспективы развития. Научно-практическая конференция 24-25 июня, 2005 г. Бэлцкий Государственный Университет «А. Руссо» - Бэлць: Presa universitară bălţenă, 2005. – С. 99-105.
- Петрович, М.В.Вариативное управление. Словарь-справочник руководителя [текст]/ М.В. Петрович, А.А. Брасс. – М.: Дикта, 2017 . – 368 с.
- Родин А.И. Развитие организационной культуры как индикатор и катализатор социально-экономических реформ в России/ А.И. Родин// СОЦИС.-2009. - № 4. [электронный ресурс]. – режим доступа: http:// www.ecsocman.edu.ru
- Рогожин, С.В. Теория организации [текст]: Учебное пособие/ С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина; 2-е изд.– М.: Экзамен, 2015. – 320 с.
- Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика [текст]. Учебник/ З.П. Румянцева. – М.: Инфра-М, 2015. – 304 с.
- Сергеев, А.М. Организационное поведение [текст]. Учебное пособие/ А.М. Сергеев. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
- Сметана, В.В. Социальные организации. Структура, виды, организационная культура и организационный менеджмент [текст]. Учебное пособие/ В.В. Сметана. – М.: Современная экономика и право, 2009. – 296 с.
- Смирнов, Э.А. Теория организации. Учебное пособие [текст]/ Э.А. Смирнов.– М.: ИНФРА-М, 2009.- 248 с.
- Соломанидина, Т.О. Организационная культура компании [текст]/ Т.О. Соломанидина. - М.: Инфра-М, 2017 . – 624 с.
- Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом [текст]. Учебник/ В.А. Спивак. – Спб.: Питер, 2008. – 416 с.
- Спивак, В.А. Корпоративная культура [текст]. Учебник/ В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2011. – 352 с.
- Спивак, В.А. Организационное поведение [текст]. Учебник/ В.А. Спивак. - М.: Эксмо, 2009. – 640 с.
- Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры [текст]. Учебное пособие./ В.И. Маслова– М.: Финпресс, 2010. – 288 с.
- Тихонов, А.П. Организационная культура. Что это такое и из чего состоит/ А.П. Тихонов, О.В. Мартынов// Управление персоналом. 2008. - №2. [электронный ресурс]. – режим доступа: http:// www.grebennicon.ru
- Технологии кадрового менеджмента [текст] : Учебно-практическое пособие / И.В. Мишурова . – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2007. – 368 с.
- Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии [текст]: Учебник для вузов/ А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд;. 2-е изд. – М.: Юнити, 2003. – 576 с.
- Управление персоналом [текст]. Учебник/ Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин. – М.: Юнити-Дана, 2007 . – 562 с.
- Фатхутдинов, Р.А. Разработка управленческого решения [текст]: Учебник для вузов/ Р.А. Фатхутдинов; 3-е изд. доп. – М.: ЗАО «Бизнес – школа «Интел – синтез», 2008. – 240 с.
- Шейн, Э. Организационная культура и лидерство [текст]/ Э. Шейн. - Спб.: Питер, 2008. – 336 с.
- Элвессон, М. Организационная культура [текст]/ М. Элвессон. - М.: Гуманитарный центр, 2010. – 460 с.