Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Глава 1. Теоретические аспекты формирования промышленной политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1 – Модель промышленной политики, согласно Федеральному закону «О промышленной политики в РФ»[33]

Предмет промышленной политики представляет собой промышленный потенциал страны, межотраслевые пропорции и структурно-технологические сдвиги. Субъектом являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Счетная палата Российской Федерации, субъекты деятельности в сфере промышленности, организации, входящие в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности. Объектом промышленной политики позиционируются многочисленные субъекты хозяйственной деятельности, а именно научно-технический и промышленный потенциал предприятий РФ.

Леонтьев А.Н. отмечает, что исторически и в настоящее время наблюдается соответствие масштаба субъекта и объекта управления. На общегосударственном уровне субъектом промышленной политики выступает верховная государственная власть, которая определяет приоритетность и основные направления промышленной политики, а объектом - экономика в целом. На отраслевом уровне субъекты - министерства или государственные корпорации - регулирующие деятельность однотипных крупных предприятий и кластеров. На региональном уровне субъектами выступают администрации регионов или региональные министерства, а объектами – отдельные предприятия[34].

Отношения между субъектами могут носить императивный (государство - хозяйствующие субъекты), диспозитивный (общественные организации - хозяйствующие субъекты), равноправный (хозяйствующие субъекты — научные организации) типы характеров. Следует отметить, что, несмотря на частое отождествление промышленной политики, и государственной промышленной политики, роль государства является большей частью координирующей и носит императивный характер только в отношении ряда мер[35].

С этим утверждением спорит Г.О. Читая, утверждая, что «субъектом промышленной политики признается только государство во взаимодействии с корпорациями, причем речь идет преимущественно о вертикально-интегрированных корпоративных образованиях»[36]. Объектом промышленной политики является совокупность хозяйствующих субъектов, включающая физические лица, общественные организации, реализующие воспроизводственные функции в сфере промышленности. Данную точку зрения подтверждает ряд авторов, при этом акцентируя внимание на том, что данный объект является новым: «Место объекта промышленной политики, которое раньше занимала промышленность как комплекс технологически связанных и взаимодополняющих отраслей производств, теперь должно быть отведено под новый комплекс процессов, в который вплетено промышленное производство и который в совокупности обеспечивает его интеграцию в глобальный рынок (производство, обращение, финансирование и регулирование). У промышленной политики появляется новый объект»[37]. Соглашается с этим В.Г. Завадников, критикуя положение о том, что «объектом обычно считаются крупные производственно-технологические комплексы, гигантские корпорации и целые отрасли экономики»[38]. Объективный результат может быть представлен совокупностью показателей, всесторонне и полно отражающих происходящие в объекте количественные и качественные изменения. Субъекты могут влиять на объект как напрямую, так и опосредованно, что позволяет выделить два типа субьект-объектных отношений: прямые и косвенные. В зависимости от экономической ситуации возможно изменение специфики данных отношений, а также возникновение новых, но при этом полного прекращения воздействия на объект промышленной политики не происходит. Данный феномен определяется цикличностью экономики: рост, пик, стагнация, дно. В разные периоды цикла политика, определяемая субъектами, должна формироваться в соответствии с целями и приоритетами данного этапа развития экономики, что достигается путем сопоставления инструментов воздействия и механизмов реализации с ресурсами, планируемыми результатами и возможностями субъектов [39]. В частности, в условиях циклически развивающейся экономики на этапе выхода из структурного кризиса промышленная политика содействует формированию нового типа отраслевой структуры промышленности, его развитию и укреплению на этапе экономического роста, на этапе стабилизации она направлена на реализацию сложившегося потенциала. В зависимости от этапа развития промышленная политика обеспечивает либо поддержку сложившейся структуры промышленности, либо формирование отраслевой структуры нового типа. Такой подход несколько противоречит трактовке промышленной политики на государственном уровне, так как указывает на необходимость ее проведения не только в период развития, экономических преобразований, но и в период роста и развития экономик, что и происходит в настоящий момент в развитых странах. Однако ряд авторов поддерживают данную точку зрения, утверждая, что промышленная политика переходного периода должна, с одной стороны, формировать условия для рыночной саморегуляции и, с другой стороны, осуществлять структурную перестройку промышленного производства преимущественно экономическими методами[40].


1.2. Подходы к формированию и реализации промышленной политики в зарубежных странах

Каждая экономика находила для себя определенный сценарий развития, ориентируясь на свои стратегические цели и ограничения. Важно учитывать, что страны реализовывали промышленную политику в разные периоды времени, обладая различными сравнительными конкурентными преимуществами[41].

Анализ зарубежного опыта свидетельствует о формировании и реализации нескольких типов промышленной политики: внутренне ориентированной, защищающей внутренний рынок и реализующей принцип экономической самодостаточности; экспортно-ориентированной, предполагающей создание условий для развития экспорта отдельных товаров; стратегической промышленной политики, направленной на ограничение использования невоспроизводимых (нефть, лес, экология) и собственных естественных ресурсов. Сравнительные характеристики вышеперечисленных типов промышленной политики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительные типы промышленной политики[42]

Тип
промышленной
политики

Страны, реализующие

данный тип промышленной политики

Отличительные особенности

1

2

3

Экспортно-ориентированный

Корея - 60-80-е гг.
Китай - 80-90-е гг.
Япония

Индия - 90-е гг.
Чили - 70-80-е гг.

Выбор правительствами стран приоритетных отраслей, в которые обеспечивался приток инвестиций. Приоритетным отраслям
предоставлялись налоговые и иные льготы, при этом перечень приоритетных отраслей со временем менялся.

Продолжение таблицы 1

1

2

3

Внутренне ориентированный

подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации.

провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации.

подходов к определению понятия «промышленная

в Российской

промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации.

провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации.

Индия - 60-80-е гг.
Франция - 50-70-е гг.
Япония, Китай, США (в отношении в сельского хозяйства), СССР, Россия (частично), Тайвань, Сингапур, Гонконг - 50-е гг.

Защита внутреннего рынка и обеспечение экономической самодостаточности.

Стратегический
(на основе инновационной составляющей)

Множественность теоретических подходов, дающих представление о
сущности промышленной политики, наиболее полно представлена в определении, сформулированным А.И. Татаркиным, а именно, что «промышленная политика — это система отношений между государством, его территориальными образованиями и субъектами хозяйствования по поводу формирования конкурентоспособной промышленности на базе современных технологических укладов ее развития, адекватного закономерностям циклической динамики. Множественность теоретических подходов, дающих представление о
сущности промышленной политики, наиболее полно представлена в определении, сформулированным А.И. Татаркиным, а именно, что «промышленная политика — это система отношений между государством, его территориальными образованиями и субъектами хозяйствования по поводу формирования конкурентоспособной промышленности на базе современных технологических укладов ее развития, адекватного закономерностям циклической динамики.

Множественность теоретических подходов, дающих представление о

и субъектами хозяйствования по поводу формирования конкурентоспособной промышленности на базе современных технологических укладов ее развития, адекватного закономерностям циклической динамики.

Множественность теоретических подходов, дающих представление о
сущности промышленной политики, наиболее полно представлена в определении, сформулированным

США, Страны ОПЕК

Множественность теоретических подходов, дающих представление о
сущности промышленной политики, наиболее полно представлена в определении, сформулированным А.И. Татаркиным, а именно, что «промышленная политика — это система отношений между государством, его территориальными образованиями и субъектами хозяйствования по поводу формирования конкурентоспособной промышленности на базе современных технологических укладов ее развития, адекватного закономерностям циклической динамики. Множественность теоретических подходов, дающих представление о
сущности промышленной политики, наиболее полно представлена в определении, сформулированным А.И. Татаркиным, а именно, что «промышленная политика — это система отношений между государством, его территориальными образованиями и субъектами хозяйствования по поводу формирования конкурентоспособной промышленности на базе современных технологических укладов ее развития, адекватного закономерностям циклической динамики.

Множественность теоретических подходов, дающих представление о
сущности промышленной политики, наиболее полно представлена в определении, сформулированным А.И. Татаркиным, а именно, что «промышленная политика — это система отношений между государством, его территориальными образованиями и субъектами хозяйствования по поводу формирования конкурентоспособной промышленности на базе современных технологических укладов ее развития, адекватного закономерностям циклической динамики.

совершенствования государственного регулирования

Федерации.

провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации.

подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации. провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации.

провести исследование существующих подходов к определению понятия «промышленная политика»; исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах; провести анализ промышленной политики России; определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации.

Стратегия приоритетного развития высокотехнологичных отраслей, инновационный путь развития экономики страны. Направленность на ограничение использования невоспроизводимых и собственных естественных ресурсов.


Следует отметить, что в большинстве случаев страны первоначально выбирали внутренне ориентированный путь развития экономики, что стало в дальнейшем основой их быстрого экспортно-ориентированного роста. Особенно показательно развитие агарных стран, которые реализовывали политику интенсивной индустриализации. На начальном этапе развития большинство аграрных стран (Китай, Индия и Южная Корея) имели схожие неблагоприятные начальные условия: аграрный тип экономики, бедность, безработица, недостаток квалифицированных кадров. Характерной чертой промышленной политики этих стран являлся выбор правительствами приоритетных отраслей, в которые обеспечивался приток инвестиций. Как правило, приоритетным отраслям предоставлялись налоговые и иные льготы, при этом перечень приоритетных отраслей со временем менялся[43]. Например, Индия предоставляла на 10 лет по отдельным промышленным проектам снижение налогооблагаемой базы на 30 % или 5-летние налоговые каникулы.

Автомобильная промышленность в Японии пользовалась 50%-й ставкой амортизации оборудования на первый год работы. Китай также широко использовал налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, освобождение от пошлин, облегченные правила приема и увольнения работников. Региональные власти в особых экономических зонах устанавливали дополнительные стимулы для прямых иностранных инвестиций[44]. Во время энергетического кризиса в Японии совет по структуре промышленности предложил новую концепцию развития промышленности страны, ориентированную на вывод «грязных» производств и создание условий для развития наукоемких отраслей. Основой концепции Японии стал отказ от широкого использования зарубежных технологий в пользу создания собственных, что было также обосновано отказом американских экономистов продавать «высокие технологии» японской стороне из-за возможного «эффекта бумеранга», суть которого в том, что на базе заимствованной технологии в обратном потоке идут товары высокой конкурентоспособности. Поэтому Япония была вынуждена взять ориентацию на развитие собственных научных исследований и ускоренное развитие 14 наукоемких отраслей. При этом поддерживались отрасли, находящиеся на ранних фазах развития, а зрелые развивались под воздействием рынка. В итоге произошло сокращение избыточных мощностей, ликвидация слабых фирм, их перепрофилирование на выпуск наукоемкой продукции[45].


В Южной Корее правительство стимулировало слияние компаний, что привело к формированию южнокорейских финансово-промышленных групп (чеболеи). Кроме этого государство в приоритетных отраслях жестко ограничивало конкуренцию, что приводило к объединению частных компании или их уходу с данного рынка. Льготы, предоставляемые государством, позволили в первой половине 80-х гг. 30 крупнейшим южнокорейским конгломератам в обрабатывающей промышленности захватить 1/3 рынка, а доля их в экспорте превысила. В результате этих мер, Корея смогла решить задачу индустриализации страны и эффективно вошла в процесс международного разделения труда.

Другой механизм, который использовали страны для стимулирования изменения качества отраслевой структуры экономики, — налоговый. Его использовали не только аграрные страны. Правительства активно использовали такой инструмент, как субсидии. До вступления в ГАТТ в Японии предоставлялись прямые субсидии, которые покрывали до 50 % расходов на модернизацию зданий и оборудования[46].

Более широкий инструментарий для целей диверсификации промышленности был использован Чили[47]. В период с 1982 — 1989 гг. правительство контролировало деятельность коммерческих банков, приняло меры по защите чилийских товаропроизводителей путем изменения таможенной политики, способствовало развитию основных сельскохозяйственных отраслей, дефицит бюджета был очень низким, а процесс инфляции жестко контролировался. В целях развития агробизнеса в Чили был создан фонд, который осуществлял поддержку проектной деятельности по выявлению перспективных направлений на мировом рынке, способствовал развитию агропромышленных технологии и служил фондом стартового капитала для новых предприятий.

В результате реализации промышленной политики начиная с середины 80-х гг. среднегодовой прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в Чили стабильно держится на уровне 5-7 %. Внешняя задолженность страны за тот же период уменьшилась примерно вдвое. Опыт диверсификации достаточно удачен. Если в 1972 г экспорт основного природного ресурса страны — меди — составлял 82 % от всего чилийского экспорта, то в 2010 г. доля меди сократилось до 35 %[48].

В США в 70-е гг. был разработан специальный информационный механизм распространения новых идей и технологий через Национальный центр научно-технической информации (НЦТИ) и консорциум федеральных лабораторий, объединяющий более 300 государственных научных центров. В его фондах собраны материалы о результатах научных исследовании 200 федеральных организаций; 75 % данных поступает из министерств обороны, энергетики и НАСА. Центр обслуживает до 100 тыс. промышленных фирм и научных организаций страны ежегодно.


В 80-е гг. были приняты законы, стимулирующие поиск новых областей применения изобретений и их доработку самими разработчиками и формирующие штат профессионалов, ориентированных на решение исключительно данной задачи[49]. В соответствии с этими законами каждое федеральное ведомство, имеющее научную лабораторию, должно не менее 0,5 % своего научного бюджета расходовать на деятельность по переносу технологии в другие сферы, а при численности штата лаборатории свыше 200 человек включать в их число одного или более специалистов для поиска и оценки информации, потенциально интересной для вторичного использования. Таким образом, до 2005 г. научно-промышленная политика США основывалась на открытости экономики по отношению к мировой и на постоянной конкуренции национальных производителей с зарубежными[50].

Евросоюз формирует стратегию промышленной политики на базе научно-технологического развития, ориентируясь на проведение институциональных изменений, способных это обеспечить.

Ряд стран мировой экономики реализовывали промышленную политику на основе инновационной составляющей. Ирландия, Финляндия, Франция выбрали для своих экономик стратегию приоритетного развития высокотехнологичных отраслей, которая подняла их на качественно новый уровень развития. Эти страны использовали как традиционный инструментарий промышленной политики (налоговое стимулирование, субсидирование и прямую поддержку сектора образования), так и специфические механизмы (функционирование специальных фондов, государственную поддержку коммерциализации НИОКР)[51].

В начале 80-х гг. Ирландия не была промышленно развитой страной, и только реализация политики, направленной на решение задач экономического развития по трем направлениям: открытость инвестиционного и торгового режима; фискальная стабилизация; активная структурная политика, резко изменила ситуацию[52].

Другой страной, которая реализовывала промышленную политику на основе инновационной составляющей, является Финляндия. Начиная с 90-х гг., особый акцент был сделан на инновации, а также на необходимость установить национальные приоритеты при распределении ограниченных научно-технических ресурсов. Роль государства состояла в обеспечении стабильных институциональных отношений, социальной поддержки, обеспечении образования[53].