Файл: Россия в системе международных кредитных отношений (1. Общая характеристика системы международных кредитных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из основных видов деятельности ЕАБР является кредитно-инвестиционная деятельность, связанная с финансированием крупных инвестиционных проектов в евразийском регионе в формах долгосрочного кредитования государственных или частных предприятий, с выпуском гарантий. [10, c. 16]

ЕАБР осуществляет управление средствами Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), который является региональным финансовым фондом объемом 8,5 млрд долл. ЕФСР был учрежден в 2009 г. Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Таджикистаном в целях преодоления негативных кризисных последствий, а также обеспечения долгосрочной устойчивости и содействия интеграции экономик государств-участников. Деятельность ЕФСР координируют министерства финансов государств-участников. Высшим руководящим органом Фонда является Совет Фонда в составе министров финансов государствучастников под председательством министра финансов РФ А.Г. Силуанова. [11, c. 5]

В своей деятельности Фонд использует показатели платежеспособности заемщика, разработанные международными финансовыми организациями, и взаимодействует с данными организациями по следующим направлениям:

- координация рекомендаций в области экономической, в том числе долговой политики;

- совместная подготовка аналитических материалов по вопросам экономического развития, интеграционных процессов, фидуциарных, социальных и иных стандартов;

- изучение и применение лучшей практики корпоративного управления, принятой среди международных финансовых институтов.

Для реализации своей деятельности ЕФСР использует следующие финансовые инструменты:

- финансовые кредиты, предоставляемые только центральным правительствам, в целях поддержки их стабилизационных программ, имеющих целью укрепление устойчивости экономики в связи с угрозой внутренних и внешних кризисов. Данные кредиты поддерживают бюджеты государств и могут использоваться на поддержку национальных валют;

- инвестиционные кредиты, которые выдаются правительствам, а также юридическим лицам, осуществляющим инвестиционные проекты, способствующие интеграции между государствами-членами;

- гранты из доли чистой прибыли Фонда для финансирования государственных программ в социальной сфере. [13, c. 35]

Правила предоставления кредитов базируются на общепризнанных условиях кредитования:

1) кредиты предоставляются на возвратной и платной основе только в долларах США или евро;


2) при кредитовании стран с низкими доходами руководствуются рекомендациями МВФ относительно льготности финансовых условий предоставляемых кредитов, т.е. потенциальный заемщик не должен иметь просроченных обязательств по задолженности перед Фондом, государствами-участниками Фонда или международными финансовыми организациями. [5, c. 118]

Фондом установлены лимиты кредитования для стран-участниц, которые определяют максимальный уровень доступа к средствам ЕФСР для конкретного государства по всем типам кредитов. Данные лимиты установлены пропорционально валовому национальному доходу (ВНД) на душу населения в конкретном государстве. [10, c. 17]

За время существования ЕФСР были выданы финансовые кредиты Беларуси (2011) и Таджикистану (2010) и инвестиционные кредиты Кыргызстану и Армении. Финансовый кредит Беларуси был выделен в размере 3 млрд. долл. для поддержки Стабилизационной программы Правительства и Национального банка Республики Беларусь, направленной на укрепление платежного баланса и пополнение международных резервов. [5, c. 118] Срок погашения данного кредита 10 лет, с плавающей процентной ставкой, но не более 4,9 %. Таджикистану предоставлен кредит в размере 70 млн. долл. сроком погашения 20 лет с фиксированной ставкой 1 %. Кредит выделен для поддержания бюджетного финансирования социальных отраслей. Инвестиционные кредиты предоставлены Армении и Кыргызстану с целью развития дорожной инфраструктуры и сельскохозяйственного сектора экономики в объеме 150 млн. долл. и 80 млн. долл., соответственно. [10, c. 18]

Таким образом, приходим к выводу, что деятельность данных региональных финансовых организаций на евразийском пространстве способствует укреплению бюджетной политики государств-участников ЕАЭС и развивает долговые отношения на условиях, не связанных с политико-экономической модернизацией данных государств, в отличие от МВФ. Кроме того, данные взаимоотношения позволяют РФ избегать негативного влияния долгового бремени со стороны международных финансовых организаций с более строгими правилами возврата предоставленных денежных средств и предлагаемыми направлениями трансформации экономики. [13, c. 37]

В завершение второй главы курсовой работы можно сделать следующие выводы.

С начала 90-х годов Россия начала принимать активное участие в международных кредитных отношениях. До определенного периода времени, Российская Федерация выступала, как правило, в качестве заемщика денежных средств, которые должны были быть направлены на преодоление сложностей перехода к рыночной экономике.


В последствие, задолженность Российской Федерации перед международными кредитными институтами была погашена.

В последние годы в отношении России были введены международные санкции, которые стали следствием определенных внешнеполитических противоречий. Международная кредитная дискриминация, которая была применена к России в качестве инструмента давления, заставляет руководство страны искать внутренние резервы развития, а также принимать активное участие в создании международных кредитных союзов преимущественно в азиатско-тихоокеанском региона.

Исходя из этого, объективной является тенденция к тому, что увеличивается круг субъектов долговых отношений с участием России за счет финансовых организаций регионального масштаба и относительно новых геополитических союзов, например, Евразийского банка развития (ЕАБР), Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также Банка развития БРИКС и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной курсовой работы можно сделать следующие основные выводы.

Мировая кредитная система – форма организации международных кредитных отношений. Международные кредитные отношения имеют в качестве основы те принципы, которые принимаются участниками этой системы.

Элементы мировой кредитной системы представлены:

- субъектами международных кредитных отношений;

- формами международного кредита;

- условиями международного кредита.

Виды международного кредита представлены:

- кредитом международных кредитно-финансовых организаций;

- международным банковским кредитом;

- межгосударственным кредитом;

- международным коммерческим (фирменным) кредитом.

Международный кредитный рынок - сфера и форма организации движения кредитных ресурсов между странами. Это часть рынка ссудных капиталов, где предоставляются средне- и долгосрочные иностранные кредиты.

Условия международного кредита:

- валюта кредита и валюта платежа;

- сумма кредита;

- срок кредита;

- условия использования и погашения кредита;

- стоимость кредита;

- вид обеспечения кредита;

- методы страхования рисков.

Основными международными кредитными организациями являются:

- Международный валютный фонд;

- Международный банк реконструкции и развития;

- Международная финансовая корпорация;

- Международная ассоциация развития;


- Международное агентство гарантирования инвестиций;

- Банк международных расчетов.

После распада Советского Союза Россия стала активным участником международных кредитных отношений.

Россия, как страна с переходной экономикой, активно заимствовала денежные средства на внешних рынках для проведения необходимых реформ, связанных с переходом экономики на рыночный путь развития.

Со временем, задолженность Российской Федерации перед международными кредитными институтами была погашена.

В связи с международными санкциями и общей кредитной дискриминацией, которая является одним из инструментов давления на Россию в связи с внешнеполитическими причинами, Российская Федерация принимает участие в создании региональных кредитных организаций, в которых является активным участником.

Среди таких организаций можно выделить:

- Евразийский банк развития;

- Евразийский фонд стабилизации и развития;

- Евразийский экономический союз;

- Банк развития БРИКС.

Таким образом, для России в части ее участия в международных кредитных отношениях можно выделить следующие рекомендации.

Минимизировать влияние внешнеполитических разногласий на взаимодействие России с международными кредитно-финансовыми организациями. Для этого необходимо вести конструктивную работу с представителями международных кредитно-финансовых организацией и не ставить политические амбиции выше, чем объективные экономические потребности каждой и сторон.

Активизировать работу по созданию региональных финансово-кредитных организаций, в которых Россия играла бы ведущую роль и определяла основные направления развития. Это позволит не только упрочить политические и экономически позиции Российской Федерации в этих регионах, но и снизит зависимость финансовой системы России от влияния уже существующих международных кредитно-финансовых институтов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Учебная и научная литература

  1. Авдокушин E.Ф., Международные экономические отношения, М., Юристъ, 2013 г.
  2. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014.
  3. Зиниша О.С., Якунина М.С. Международные кредитные отношения России в современных условиях // «Экономика и социум» №4(23) 2016
  4. Зиниша, О.С. Перспективы формирования международного финансового центра в г. Москва // «Экономика и социум» №1(20) 2016
  5. Зубенко В.В., Зубенко В.А. ЕАЭС. Новая евразийская архитектура // Инновационное развитие российской экономики: материалы конф., 9-13 дек. 2013 г. Москва, 2013. С. 133-138.
  6. Казакова А.Г. Значение экономических пространств в рамках глобализации экономики в современных политических и экономических условиях // Вестник университета. 2015. № 8. С. 117-123
  7. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. В.Е. Рыбалкина. — 9-е изд., иерераб. и доп. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 647 с.
  8. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/Подред.Л.Н.Красавиной.-3- е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 576с
  9. Орлова Н.В. Финансовые санкции против России: влияние на экономику и экономическую политику // Вопросы экономики. - 2014. - № 12. - С. 54-56.
  10. Пасько С.Н. Развитие инвестиционных процессов в условиях международной экономической интеграции стран ЕАЭС : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. Краснодар, 2014.
  11. Спивачевский П.М. Банки развития и их роль в формировании единого Евразийского экономического пространства : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. Санкт-Петербург, 2012. С. 5.
  12. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2014.
  13. Цареградская Ю.К. Долговые отношения России с международными финансовыми организациями: региональные аспекты финансово-правового регулирования // Вопросы экономики и права. 2016. № 3
  14. Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. – СПб: Питер, 2012.