Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (1. Анализ создания, целей и функций Международного валютного фонда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время заслуживает позитивной оценки вне­дрение в надзорную деятельность МВФ анализа проблем экономического роста и увеличения занятости и выявле­ния факторов, которые препятствуют их реализации; ин­теграция рекомендаций по реформам налогообложения и госрасходов с задачей стимулирования создания рабочих мест, особенно более стабильных, обеспечения спра­ведливости в распределении доходов, защиты наиболее уязвимых слоев населения; совершенствование рекомен­даций по вопросам политики на рынке труда на основе собственных данных и результатов сотрудничества с дру­гими международными организациями.

Реформирование деятельности МВФ как инсти­тута межгосударственного регулирования мировой ва­лютной системы. Первоначально акцент был сделан на усиление роли СДР. В 2009 г. для оказания антикризисной помощи МВФ использовал эмиссию СДР (182,7 млрд СДР, или 283 млрд дол.). Однако увеличениеэмиссии не спо­собствовало становлению их в качестве наднациональной валюты и не повлекло использование этой международ­ной валютной единицы Фонда как мировых денег.

Одновременно МВФ принял меры по порядку форми­рования состава валютной корзины СДР - пересмотра долей валют и принципов включения новых валют. Также вместо критерия «свободно используемая валюта» предложен кри­терий использования валюты в качестве резервного актива на основе трех ее характеристик: ликвидность на валют­ных рынках (liquidity in foreign exchange markets); средство хеджирования (hedge ability); эмиссия долговых ценных бумаг в этой валюте (availability of appropriate interest rate instruments). С этой целью МВФ предложил четыре индика­тора: доля данных валют в мировых валютных резервах, обо­рот валютного рынка «спот» и производных финансовых ин­струментов (spot and derivatives market turnover), доходность по процентным ценным бумагам, номинированных в этих валютах (appropriate market-based interest rate instrument).

Уточнение параметров критерия «свободно исполь­зуемая валюта» направлено на ужесточение правил вклю­чения новых валют в корзину ОДР, что мотивируется не­обходимостью поддержания ее стабильности. Кроме того, Фонд ужесточил требования к валютам-претендентам на роль мировых денег при том, что он сохраняет за со­бой право окончательного решения о включении валют в корзину СДР в зависимости от конкретной ситуации, т. е. фактически получение статуса мировых валют другими странами еще больше ограничивается. Таким образом, несмотря на повышение роли развивающихся стран в ми­ровой экономике, их национальные валюты в ближайшем будущем вряд ли смогут войти в корзину СДР.


Заслуживает внимания изменение общего отно­шения к СДР со стороны Фонда. Это проявилось в при­знании второстепенности проблемы усиления их роли в обеспечении долгосрочного стабильного функционирова­ния мировой валютной системы. На первом плане стоит задача укрепления международного взаимодействия по вопросам экономической политики, усиления надзора за мировой валютной системой и финансовым сектором, развития финансовых рынков развивающихся стран.

Российская Федерация и реформы МВФ. Членство России в Фонде имеет значение с учетом его функций и роли для развития делового сотрудничества с другими странами-членами. После погашения кредитов Фонду в 2005 г. Россия вошла в группу стран-доноров.

Россия принимает участие в реализации решений саммитов «Группы 20», реформе МВФ и мировой валют­ной системы. Квота России в капитале Фонда в результате реформ существенно не изменяется: в настоящий момент по итогам реформы 2008 г. - 2,5% капитала и 2,39% голо­сов; после ратификации преобразований 2010 г. должна составить 2,7% капитала и 2,6% голосов. Россия приняла участие в увеличении ресурсов МВФ путем покупки его облигаций на 10 млрд дол. США.

Россия выступает за повышение роли развивающихся стран в этом процессе путем увеличения их квот в капитале и голосах МВФ для преодоления абсолютного доминирова­ния в этом мировом финансовом институте развитых госу­дарств, фактически определяющих его политику. В этом све­те перспективным представляется увеличение суммарной доли неформального объединения БРИКС при достижении ими совокупной доли в общей сумме голосов свыше 15% (право вето). Однако практическая реализация возможности координирования позиций для защиты общих и частных ин­тересов этой группы стран в МВФ будет зависеть от разви­тия национальных стратегий этих государств, особенно Ки­тая, который демонстри­рует более активное стремление усилить свою независимую роль как мирового экономического и финансового центра.

В перспективе России следовало бы, на наш взгляд, сохранить позиции и продолжить укрепление сотрудниче­ства с этим одним из ведущих мировых финансовых инсти­тутов с ориентацией на защиту национальных интересов и стран - приоритетных партнеров в мировой экономике.

Вместе со странами-партнерами целесообразно активизи­ровать совместные инициативы по ускорению реформиро­вания МВФ как органа валютно-кредитного и финансового регулирования институциональной основы мировой ва­лютной системы, выстраивая конструктивные отношения.


Фонд в целом провел значительную работу по моди­фикации основных направлений своей деятельности, допу­стив, однако, невыполнение ряда рекомендаций «Группы 20». Но изучение этих материалов и пятилетнего опыта ре­формы дает основание для оценки современного ее состо­яния: результаты реформы пока скромные, так как в основ­ном сохранились первоначальные принципы деятельности Фонда. Несмотря на реформу кредитной политики, займы МВФ продолжают рассматриваться государствами в каче­стве крайней меры, учитывая его сохраняющиеся жесткие требования к заемщикам. Что касается стремления Фонда оказать помощь беднейшим странам-членам, то, судя по проведенной реформе, принятые меры не меняют общую картину - усиление поляризации между богатыми и бед­ными странами. Несмотря на амбициозные задачи, в пер­спективе основы функционирования этого мирового фи­нансового института существенно вряд ли изменятся. Для окончательной оценки реформы потребуется время, так как она еще не завершена.

.

Заключение

Международный Валютный Фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

Статья I Статей соглашения устанавливает основные задачи МВФ:

  • способствовать развитию международного валютно-финансового сотрудничества;
  • способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли;
  • содействовать стабильности валют;
  • оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов;
  • предоставлять ресурсы (при соблюдении адекватных гарантий) в распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании платежного баланса.

Для выполнения этих задач МВФ наделен функциями:

  • соблюдения согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);
  • оказания финансовой помощи для преодоления дефицита платежного баланса;
  • осуществления консультирования и сотрудничества.
  • Деятельность МВФ осуществляется на принципах:
  • запрета на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования;
  • обязательства проведения (в случае необходимости) интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;
  • обязательства каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в валюте которых она осуществляет свои интервенции.

Возможность получения кредита в МВФ ограничена следующими условиями:

  • лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;
  • фонд предъявляет определенные обоснования, иногда жесткие, к стране-заемщике, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу.

Осуществляя их регулирование, МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами его устава, который фиксирует структурные принципы мировой валютной системы, согласованных правил поведения в мировом сообществе.

Во-первых, МВФ выступал в качестве проводника принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, вытеснение его из мировой валютной системы.

Во-вторых, МВФ наделен с 1969 г. полномочиями создавать «при возникновении долговременной глобальной потребности в международных ликвидных резервах» ликвидные средства путем выпуска «специальных прав заимствования» (Special Drawing Rights, SDR.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов стран-членов. При Бреттонвудской валютной системе МВФ контролировал соблюдение странами-членами официальных золотых и долларовых паритетов, а также санкционировал их изменения.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения регламентируют функционирование валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательства стран - членов не вводить без согласия Фонда ограничения на осуществление платежей по текущим операциям платежного баланса, а также воздерживаться от участия в дискриминационных валютных соглашениях и не прибегать к множественности валютных курсов.

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.


Список использованных источников

  1. Ван дер Bee. История мировой экономики. 1945-1990 . - М.: Наука, 2013. -413 с.
  2. Ващенко, И.Ю. Регулирование международного валютного фонда. Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (21-24 апреля 2016) // Актуальные проблемы юридической науки: в 5 томах. Том 3. - Тольятти: Изд-во Волжского университета имени В.Н. Татищева, 2016. - С. 78-85.
  3. Герчикова И. Международные экономические организации. - М., 2016. - 234 с.
  4. Егоров А.В. Международная финансовая инфраструктура. Учебное пособие. – М.: Линор. 2014. – 136 с.
  5. Журова, Л.И. Методологический подход к обеспечению устойчивого развития экономических систем // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - №3(34).- С. 11-17
  6. Кочергина Т.Е. Мировая экономика.- М.: Экономика, 2014 -267с
  7. Кудров В.М. Мировая экономика. Учебник. 2016. -512с
  8. Максимова, Международные финансовые рынки и межд. Финансовые институты. – М.: УМК ЕАОИ, 2014. -175с
  9. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения./ под ред. Красавиной Л.Н.-М.: Экономика, 2015. -576с
  10. Мировая экономика и международный бизнес / под ред. Полякова, Щенина.- М.: Экономика, 2014. -688с.
  11. Сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.imf.org/
  12. Сакс, Джеффри. Укротить МВФ и Всемирный банк // Независимая газета. - 2014, 7 марта.
  13. Симановский А.Ю. Международный валютный фонд: вопросы формирования и функционирова­ния / отв. ред. Ю.Б. Рубин. - М.: Соминтэк, 2015. -459с.
  14. Смыслов Д.В. Реформирование Международ­ного валютного фонда: проблемы и решения. Финансы и управление // Деньги и кредит. 2014.- № 2. -С. 36-42.
  15. Филиппенко В.С. Экономическая глобализа­ция: истоки и результаты. — М.:Финансы, 2014.-314с.
  16. Шугуров М.В. Бреттон-вудские учреждения (Всемирный банк и МВФ): реформирование в форма­те пост-вашингтонского консенсуса // Международ­ное право и международные организации. -2015.- № 4.-С. 11-19

Приложение 1

Рисунок 1- Государства – члены с 10 наибольшими квотами

Приложение 2

Таблица 1- Список государств - членов МВФ

Австралия

Австрия

Азербайджан

Албания

Алжир

Ангола

Антигуа и Барбуда

Аргентина

Армения

Афганистан

Багамские Острова

Бангладеш

Барбадос

Бахрейн

Белиз

Беларусь

Бельгия

Бенин

Болгария

Боливия

Босния и Герцеговина

Ботсвана

Бразилия

Бруней

Буркина-Фасо

Бурунди

Бутан

Вануату

Великобритания

Венгрия

Венесуэла

Вьетнам

Габон

Гаити

Гайана

Гамбия

Гана

Гватемала

Гвинея

Гвинея-Бисау

Германия

Гондурас

Гренада

Греция

Грузия

Дания

Джибути

Доминика

Доминиканская Респ.

Египет

Заир

Замбия

Зимбабве

Израиль

Индия

Индонезия

Иордания

Ирак

Иран

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Йемен

Кабо-Верде

Казахстан

Камбоджа

Камерун

Канада

Катар

Кения

Кипр

Кирибати

Китай

Колумбия

Коморские Острова

Конго

Коста-Рика

Кот-д'Ивуар

Кувейт

Кыргызстан

Лаос

Латвия

Лесото

Либерия

Ливан

Ливия

Литва

Лихтенштейн

Люксембург

Маврикий

Мавритания

Мадагаскар

Македония

Малави

Малайзия

Мальта

Марокко

Маршалловы Острова

Мексика

Мозамбик

Молдова

Монголия

Мьянма

Намибия

Непал

Нигер

Нигерия

Нидерланды

Никарагуа

Новая Зеландия

Норвегия

ОАЭ

Оман

Пакистан

Панама

Папуа-Новая Гвинея

Парагвай

Перу

Польша

Португалия

Республика Корея

Российская Федерация

Руанда

Румыния

Сальвадор

Самоа

Сан-Марино

Сан-Томе и Принсипи

Саудовская Аравия

Свазиленд

Сейшельские Острова

Сенегал

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Китс и Невис

Сент-Люсия

Сингапур

Сирия

Словакия

Словения

США

Соединенные Штаты Микронезии

Соломоновы Острова

Сомали

Судан

Суринам

Сьерра-Леоне

Таджикистан

Таиланд

Танзания

Того

Тонга

Тринидад и Тобаго

Тунис

Туркмения

Турция

Уганда

Узбекистан

Украина

Уругвай

Фиджи

Филиппины

Финляндия

Франция

Хорватия

Центральноафриканская Республика

Чад

Чехия

Чили

Швеция

Швейцария

Шри-Ланка

Эквадор

Экваториальная Гвинея

Эстония

Эфиопия

ЮАР

Ямайка

Япония