Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (1. Теоретическая часть).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На втором этапе предполагается расширить «стратегическую» деятельность предприятия до разработки стратегического плана, основное содержание которого дано нами ранее. При этом в стратегию управления персоналом «встраиваются» наиболее значимые элементы обучающей модели. Стратегическая модель по-прежнему носит экономический характер, но с элементами обучающей модели стратегии. На наш взгляд, эта модель может получить самое широкое распространение в практике работы российских предприятий в ближайшее десятилетие. Об этом можно судить по рассмотренному нами предприятию, где уровень общего менеджмента относительно развит, но знание стратегической модели сравнимо со «здравым смыслом». Стратегия управления персоналом занимает подчиненное положение по отношению к общей корпоративной стратегии.

Результаты этапа с позиций теории обучения ожидаются следующие:

  • формируются навыки разработки стратегии по основным аспектам деятельности предприятия: производство, техническая база, персонал, финансы, маркетинг, инновации, социальное развитие и др.;
  • происходит интеграция и согласование этих аспектов на уровне стратегических решений, в группах, командах;
  • появляется организационно-управленческий механизм систематизированного, периодического пересмотра и корректировки стратегий;
  • стратегическое мышление становится устойчивой, необратимой формой мотивации и действий персонала;
  • в процесс стратегического управления вовлекаются функциональные группы управленческого персонала;
  • происходят дальнейшие позитивные изменения в культуре, имидже, привлекательности предприятия, его потенциала и финансово-экономических результатах;
  • создаются условия для внедрения наиболее прогрессивной и эффективной обучающей стратегической модели.

На третьем этапе происходит завершение создания стратегической модели на базе теории обучения и компетенции.

Стратегия управления персоналом принимает завершающий характер и становится определяющей (доминирующей) стратегией предприятия — общей корпоративной стратегией. Экономическое содержание стратегии меняется на организационно-управленческое. Такая модель может быть наиболее успешной для государственных или смешанных предприятий, или частных, но со значительной долей государственного или внешнего регулирования: наличие государственных заказов, участие в крупном холдинге... Названные формы существенно ограничивают выбор товарных направлений (при обычной экономической стратегии), и предприятие вынуждено сменить содержание стратегии с экономического на организационно-управленческое. Такие условия характерны и для нашего исследуемого предприятия. Для предприятий описанного типа эта модель, видимо, будет завершающей, а развитие пойдет по пути ее усовершенствования.


Результаты внедрения модели предполагаются следующие:

  • меняется направленность стратегических решений и их объектов с производственно-экономической сферы на сферу управления персоналом;
  • экономические цели меняются на цели достижения нужной компетенции персонала; залогом успеха и развития компетенций становится непрерывное двухуровневое обучение работников всех категорий;
  • постоянно нарабатывается стратегический опыт и совершенствуется стратегическое планирование;
  • предприятие принимает все более рискованные, но обоснованные и эффективные решения;
  • для повышения гибкости и удовлетворения потребностей развития постоянно имеется набор «запасных» вариантов диверсификации и развития;
  • центр внимания руководства и управления перемещается с анализа внешней среды на поиск внутренних возможностей развития и использования компетенции персонала;
  • снижаются контрольные функции и соответствующие затраты, так как их эффективность контролирует сама система управления;
  • внешние проблемы с конкурентами, клиентами и поставщиками сводятся к минимуму за счет авторитета предприятия и реального управления своим окружением;
  • одновременно снижаются многие внутренние производственные, технические, финансовые, социальные и другие проблемы за счет более качественного исполнения функций;
  • усиливается роль творческих проблем «человеческого» характера: развитие творчества, мотивация труда, принятие трудовых решений, оппонирование вариантов, отбор и экспертиза идей, межличностные отношения и т. д.;
  • каждый работник трудится «в удовольствие», получая достойное вознаграждение;
  • достигается оптимальная экономическая эффективность;
  • предприятие становится центром компетенции, обмена и распространения опыта.

Вывод

В теоретической части рассмотрена неразрывная связь стратегического управления организацией и стратегического управления персоналом. В качестве модели управления персоналом выбрана наиболее перспективная обучающая модель стратегического управления персоналом. Показано что модель управления персоналом органически ложится на основные этапы стратегического управления организацией.

2. Практическая часть курсовой работы


2.1 Пример разработки стратегии организации

Структура организации


Рис.2. – Пример структуры организации

Миссия организации, выработка стратегии и средств ее реализации

Миссия

организации

Цели

организации

Анализ и оценка

внешней среды

Обследование сильных и слабых

сторон

Контроль организации и оценка стратегии

Реализация стратегии

Анализ стратегических альтернатив

Выбор стратегии

Тактика

Политика

Правила

Процедуры

Рис.3. Миссия и процессы её достижения

2.2 Создание стратегии системы обучения и развития персонала

Бизнес стратегия

Разработанная стратегия должна включать в себя стратегию управления персоналом, так как персонал является:

  • одним из ресурсов компании,
  • активом, от которого зависит удовлетворение потребности клиентов организации;
  • одной из заинтересованных сторон.

Стратегия управления персоналом должна быть неотъемлемой частью корпоративной стратегии.

На рисунке 1 представлена пирамида разработки стратегии компании как дальнейшее развитие алгоритма выработки стратегии, представленного в разделе П 1, составленную на основании трудов авторов Томпсон А. А, Стрикленд А. Дж. Стратегия в области управления персоналом является функциональной стратегией и представляет собой план, как будет строиться управление ресурсом (персоналом) для поддержки стратегии бизнеса.

Рис. 4. Пирамида разработки стратегии организации

На рисунке 2 представлена декомпоновка стратегии управления персоналом.



Рис. 5. Декомпоновка стратегии управления персоналом

2.3 Как создать стратегию обучения и развития персонала

Процесс формирования стратегии обучения и развития персонала представлена на рисунке 6.

Рис. 6. Формирование стратегии обучения и развития персонала

Процесс формирования стратегии состоит 4 основных этапов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из ряда основных шагов:

 Анализ ситуации

Этап анализа ситуации наиболее важный и ключевой. К сожалению, этот этап часто опускается или проводится недостаточно тщательно. Между тем, данный этап обеспечивает 80% успеха стратегии.

Для анализа ситуации необходимо:

    1. Анализ стратегии компании (бизнес целей компании )

При анализе стратегии компании наша задача выделить ключевые зоны влияния персонала, как ресурса. То есть выделить зоны, где за конкурентоспособность организации отвечает именно персонал, а не технологии, не маркетинговые решения. Среди этих зон необходимо выделить, какие могут быть покрыты обучением и развитием персонала.

    1. Анализ HR стратегии

Данный анализ дает понимание, как будет строиться работа с персоналом.

    1. Анализ стратегий функциональных подразделений
      Анализ стратегий или черновиков стратегий других подразделений, если они еще в процессе создания, даст понимание, какую поддержку ожидают подразделения от отдела обучения.
    2. Анализ потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон: акционеры, клиенты, сотрудники, топ менеджеры, линейный менеджеры
    3. Анализ внешней среды:
  • PEST анализ;
  • Анализ рынка труда;
  • Анализ привлекательности компании, как работодателя;
  • Анализ конкурентов;
  • Анализ лучших практик в обучении персонала, бенчмаркинг;
  • Анализ рынка обучения и развития (поставщики услуг);
  • Анализ современных тенденции в L&D.
    1. Анализ конкурентоспособности компании, SWOT анализ: текущие навыки — требуемые навыки

Когда вы провели и внешний и внутренний анализ, вы можете составить SWOT анализ. Итогом анализа станет ряд стратегий, которые можно взять за основу для следующего шага.


  1. Разработка стратегии
  2. Генерация стратегий, оценка стратегий
    Задача данного шага — посмотреть, какие стратегии нам точно подходят, какова будет стоимость реализации каждой стратегии и какие результаты принесет нам каждая из них.
  3. Выбор стратегии обучения и развития персонала
    Выбранная стратегия должна оптимальным образом способствовать достижению целей и задач компании.
  4. Детализация стратегии по 10 ключевым функциям корпоративной системы обучения

На данном этапе необходимо детализировать стратегию по 10 функциям корпоративной системы обучения:

  • Управление структурой СКО (системы корпоративного обучения)
  • Управление учебным планом — планирование обучения и разработка программ обучения
  • Развитие персонала
  • Взаимодействие с поставщиками услуг корпоративного обучения
  • Управление бюджетом
  • Методы обучения и развития
  • Оценка эффективности системы обучения и развития: ее оперативной деятельности, отдельных программ или совокупности программ
  • Логистика обучения
  • Маркетинг системы обучения
  • Управление процессом обучения.
  1. Создание механизма корректировки стратегии, разработка альтернативных вариантов развития.

На данном этапе создается механизм регулярного мониторинга соответствия выбранной стратегии и ее составляющих относительно корпоративной стратегии и изменениям окружающей среды.

III. Проверка стратегии

Проверка стратегии:

  • действительно соответствует корпоративной стратегии, интегрирована с другими функциональными стратегиями, помогает достичь организации и каждой ее функциональной единицы своей стратегии;
  • удовлетворяет ожиданиям и потребностям каждой из заинтересованных сторон.

Данный этап позволяет не просто еще раз убедиться в соответствии созданной стратегии обучения и развития стратегии компании и ее подразделений, но ответить на вопрос «КАК?»: как разработанная стратегия поможет компании достичь ее целей. Фактически данный этап помогает оценить эффективность стратегии: если бизнес стратегия будет достигнута, то стратегия обучения и развития была эффективна.

  1. Реализация стратегии

Данный этап включает в себя организацию и последующий контроль исполнения планируемой стратегии.

  1. Оценка стратегии

На какой бы период (долгосрочный или краткосрочный) не создавалась ваша стратегия, она требует промежуточной оценки ее выполнения, эффективности и корректировки, если это необходимо. Регулярная (например, раз в год) оценка стратегии СКО — важный этап. Он позволит понять, что удалось, а что нет, какие факторы помогали \ мешали реализации стратегии. «Работа над ошибками» поможет в новом цикле формирования стратегии.