Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях (ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения влияния межличностных коммуникаций на эффективность организации).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие, формы и методы коммуникаций в управлении
1.2. Понятие коммуникационных технологий в современном управлении
1.3. Методические основы исследования эффективности межличностных коммуникаций
2.1. Анализ организационной культуры и её влияние на деловое общения в ГБОУ СПО «Бизнес колледж»
2.2. Анализ особенностей межличностных коммуникаций в организации
Испытуемым предлагалось поставить против каждого обозначения ранговое число от 1 до 18. Для конкретизации критериев ранжирования испытуемым предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности.
Полученные данные по методикам были обработаны стандартными методами математической статистики, выявление силы связи изучаемых параметров методом одномерного корреляционного анализа с подсчетом коэффициента корреляции.
В исследования, приняли участие 20 сотрудников ГБОУ СПО «Бизнес колледж». Из них – 12 женщин, т.е. 60% и 6 мужчин, т.е. 40%.
Средний возраст испытуемых составил 35 лет. В ходе работы проводилась диагностика психологического климата в группе, смысложизненных и ценностных ориентаций. Средний стаж работы по специальности 5 лет
Для исследования психологических особенностей личности сотрудников ГБОУ СПО «Бизнес колледж» изучали группу из менеджеров отделов и рядовых сотрудников организации. Группу составили 20 сотрудников из них – 12 женщин, т.е. 60% и 6 мужчин, т.е. 40%. В ходе работы проводилась диагностика психологического климата в группе, смысложизненных и ценностных ориентаций.
Для исследования смысложизненных ориентаций сотрудников использовалась методика СЖО, по данной методике был подсчитан средний балл, который в представлениях испытуемых группы по субшкале 1 (цель в жизни) составил 32,25. Получилось, что с точки зрения испытуемых группы они обладают высокой осмысленностью и направленность на цели в жизни.
Направленность на интерес и эмоциональную насыщенность процесса жизни по субшкале 2 (процесс жизни) предполагает наличие у испытуемого способности испытывать удовольствие от процесса работы, что очень важно для успешной деятельности ГБОУ СПО «Бизнес колледж».
Не очень высокий показатель равный 25,80 был обнаружен по субшкале 3 (результат жизни). У сотрудников группы показатели оказались чуть выше средних, что свидетельствует о стремлении в достижении более высоких целей: в образовании, карьере и материальном достатке, в связи с тем, что и опыт сотрудников еще не велик и следовательно зарплаты оставляют желать лучшего.
По субшкале 4 (локус контроль – Я) средний показатель = 21,45. Сотрудники группы показали ниже средних результаты по данной субшкале, что соответствует представлению о себе, как о личности, только формирующейся, но обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою как профессиональную, так и личную жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Результаты по тесту смысложизненных ориентаций в исследуемой группе
Шкалы СЖО |
Средний показатель шкалы |
Цель |
32,35 |
Процесс |
32,45 |
Результат |
25,80 |
ЛК-Я |
21,45 |
ЛК-жизнь |
30,50 |
Анализ результатов по субшкале 5 (локус контроля – жизнь) составил 30,55. Это говорит о том, что для сотрудников группы характерна убежденность, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и успешно воплощать их в жизни.
Сотрудники группы имеют цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность, восприятие жизни как интересной, наполненной смыслом и эмоциями; представление о себе, как о личностях формирующихся и развивающихся, способных определять направление своей жизни, контролировать и успешно реализовывать свои цели. На высокие показатели осмысленности жизни у сотрудников группы влияет: уровень образования, мотивация, отношение к выбору профессиональной деятельности.
Для проверки уровня развития профессиональных ценностей сотрудников использовалась методика М. Рокича.
Ранжирование терминальных ценностей сотрудников группы, представлены в таблице 2.2.
Ведущие ранги занимают ценности личной жизни и ценности профессиональной самореализации: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); здоровье (физическое и психическое); интересная работа; материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Таблица 2.2
Групповая иерархия терминальных ценностей в исследуемой группе
№ |
Ценности |
Ранги |
|
средний |
групповой |
||
1 |
активная деятельная жизнь |
4,6 |
92 |
2 |
здоровье |
6 |
120 |
3 |
интересная работа |
6,75 |
135 |
4 |
материально обеспеченная жизнь |
7 |
140 |
5 |
уверенность в себе |
7,3 |
146 |
6 |
любовь |
7,55 |
151 |
7 |
жизненная мудрость |
8 |
160 |
8 |
наличие хороших и верных друзей |
8.1 |
162 |
9 |
счастливая семейная жизнь |
8,15 |
163 |
10 |
продуктивная жизнь |
9,7 |
194 |
11 |
развитие |
10,1 |
202 |
12 |
свобода |
10,45 |
209 |
13 |
познание |
10,55 |
211 |
14 |
общественное признание |
10,9 |
218 |
15 |
развлечения |
12,75 |
255 |
16 |
творчество |
15,25 |
259 |
17 |
красота природы и искусства |
14,9 |
298 |
18 |
счастье других |
12,95 |
305 |
Анализ групповых иерархий инструментальных ценностей представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.3
Групповая иерархия инструментальных ценностей в исследуемой группе
№ |
Ценности |
Ранги |
|
средний |
групповой |
||
1 |
жизнерадостность |
6,3 |
126 |
2 |
независимость |
7,1 |
142 |
3 |
самоконтроль |
8,25 |
165 |
4 |
ответственность |
8,75 |
175 |
5 |
честность |
8,8 |
176 |
6 |
образованность |
8,85 |
177 |
7 |
воспитанность |
8,9 |
178 |
8 |
рационализм |
9,1 |
182 |
9 |
аккуратность, чистоплотность |
9,Э2 |
184 |
10 |
твердая воля |
9,35 |
187 |
11 |
терпимость |
9,6 |
192 |
12 |
эффективность в делах |
9.65 |
193 |
13 |
высокие запросы |
9,9 |
198 |
14 |
смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов |
10 |
200 |
15 |
широта взглядов |
10,4 |
208 |
16 |
чуткость |
10,7 |
214 |
17 |
исполнительность |
11,15 |
223 |
18 |
непримиримость к недостаткам в себе и других |
13,1 |
302 |
Анализ ценностных предпочтений выявил, что в группе сотрудников в системе ценностных ориентаций одну из ведущих ролей играют ценности профессиональной самореализации, которые реализуются за счет альтруистических и профессиональных ценностей. Если учесть, что инструментальные ценности (ценности-средства) являются средствами достижения терминальных ценностей (ценностей-целей), то система ценностей сотрудника-профессионала определяется стремлением к интересной работе, развитию, познанию, которые достигаются и реализуются путем хорошей образованности сотрудников, ответственности за порученные дела, исполнительности, терпимости к взглядам и мнениям других людей.
Так как ценности, занимающие верхние позиции в иерархической структуре, носят относительно постоянный характер, можно отметить, что ценностные ориентации сотрудников направлены на профессиональные ценности работы.
Исходя из приведенных данных, видно, что у сотрудников группы среди индивидуальных ценностей преобладают выделенные нами два блока профессиональных ценностей работы. В первый блок вошли такие терминальные ценности, как активная деятельная жизнь, интересная работа, здоровье.
Второй блок составили следующие инструментальные ценности: независимость, самоконтроль, ответственность. При этом преобладание профессиональных ценностей в индивидуальной ценностной иерархии сотрудников группы определяет и более высокую выраженность профессионально значимых качеств.
Для определения степени групповой сплоченности и характера ценностно-ориентационного единства коллектива использовали тест изучения сплоченности группы под редакцией Н.П. Фетискина.
По ответам респондентов наиболее важными качествами личности необходимых для успешного выполнения совместной деятельности стали: умение планировать работу – качество личности набравшее 12 баллов, трудолюбие – качество, набравшее 9 баллов, сообразительность – набравшее 8 баллов, уверенность в себе набрало 6 баллов и разделили количество баллов такие качества личности как: дисциплинированность, эрудированность и честность – качество, количество баллов составило 5.
С=(1,4n-N)/6N= (1,4х40-20)/120=0,3 (6)
Коэффициент сплоченности группы С, составивший 0,3 привел к выводам, что группа еще не развита как коллектив, в связи с недавней сменой руководства и набором нового персонала, в среднем проработавших менее 1 года, в данной организации. Но что важно, молодой персонал, хорошо образован, знает и стремится к наиболее важным качествам личности, необходимых для успешного развития организации и выполнения совместной деятельности в частности. Анализ данных показал, что группа находится на стадии формирования групповой сплоченности.
Другой тест, использованный для определения индекса групповой сплоченности коллектива под редакцией Сишора, показал, что в коллективе по данному тесту, где используется оценивание самого сотрудника относительно группы, средний балл составил 13,70. Что соответствует групповой сплоченности среднего уровня. Данные представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Групповая сплоченность в коллективе
Респонденты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Показатели |
16 |
8 |
14 |
10 |
10 |
16 |
13 |
14 |
13 |
14 |
12 |
15 |
16 |
Респонденты |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Групповой балл |
Средний балл |
||||
Показатели |
17 |
14 |
17 |
13 |
14 |
14 |
14 |
274 |
13,70 |
Для диагностики психологического климата в малой группе использовался тест под редакцией В.В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста, тест показал, что в организации средняя благоприятность психологического климата, чему свидетельствует итоговый показатель по данной шкале составивший 39,95. Данные представлены в таблице 2.5
Таблица 2.5
Диагностика психологического климата в малой группе
Респонденты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Показатели |
34 |
40 |
43 |
31 |
35 |
42 |
38 |
40 |
30 |
41 |
39 |
51 |
48 |
Респонденты |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Групповой балл |
Средний балл |
||||
Показатели |
34 |
38 |
32 |
50 |
60 |
36 |
37 |
799 |
39,95 |
Следующий тест, используемый для диагностики делового, творческого и нравственного климата в нашей организации, показал, что деловые и нравственные качества у сотрудников в нашей организации находятся на среднем уровне, а творческие качества чуть выше среднего уровня, это говорит о том, что организация находится в развитии, где молодые сотрудники учатся проявлять свои деловые качества, а к работе подходят с креативной стороны к задачам, выдвигая новые идеи усовершенствования деятельности.
Получается, что при формировании коллектива, люди только узнают друг друга и постепенно выстраивают деловые отношения, проявляя творчество и способствуют развитию благоприятного климата в коллективе. Данные представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Диагностики делового, творческого и нравственного климата в коллективе
Респонденты |
Деловые качества |
Средний показатель |
Творческие качества |
Средний показатель |
Нравственные качества |
Средний показатель |
1 |
37 |
6,16 |
50 |
8,33 |
34 |
5,66 |
2 |
18 |
3 |
12 |
6 |
25 |
4,16 |
3 |
27 |
4,5 |
35 |
5,83 |
26 |
4,33 |
4 |
28 |
4,66 |
34 |
5,66 |
34 |
5,66 |
5 |
36 |
6 |
35 |
5,83 |
23 |
3,83 |
6 |
25 |
4,16 |
26 |
4,33 |
25 |
4,16 |
7 |
43 |
7,16 |
39 |
6,5 |
43 |
7,16 |
8 |
34 |
5,66 |
28 |
4,66 |
46 |
7,66 |
9 |
46 |
7,66 |
44 |
7,33 |
46 |
7,66 |
10 |
40 |
6,66 |
41 |
6,83 |
37 |
6,16 |
11 |
33 |
5,5 |
36 |
6 |
29 |
4,83 |
12 |
52 |
8,66 |
54 |
9 |
50 |
8,33 |
13 |
44 |
7,33 |
41 |
6,83 |
48 |
8 |
14 |
38 |
6,33 |
40 |
6,66 |
31 |
5,16 |
15 |
38 |
6,33 |
43 |
7,16 |
45 |
7,5 |
16 |
31 |
5,16 |
28 |
4,66 |
27 |
4,5 |
17 |
35 |
5,83 |
42 |
7 |
28 |
4,66 |
18 |
46 |
7,66 |
42 |
7 |
45 |
7,5 |
19 |
33 |
5,5 |
27 |
4,5 |
39 |
6,5 |
20 |
28 |
4,66 |
33 |
5,5 |
28 |
4,66 |
Итого |
35,6 |
5,92 |
36,5 |
6,08 |
34,85 |
5,8 |