Файл: Управление инновационным проектом (примере ООО «Олимп».pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности управления инновационной деятельностью предприятия
1.1. Классификация основных видов инноваций и инновационных предприятий
1.2. Процесс управления инновационным проектом предприятия
2. Анализ управления инновационной деятельностью ООО «Олимп»
2.2. Практика оценки эффективности инновационного проекта ООО «Олимп»
Отчетность, применяемая в рамках мониторинга, обеспечивает инженерам обратную связь, а также предоставляет им детальную и укрупненную информацию. В свою очередь, данная информация позволяет им анализировать текущую деятельность, что необходимо как для принятия решений в отношении отдельных инновационных проектов, так и решений, касающихся предприятия в целом.
Оценка эффективности инновационных проектов ООО «Олимп» производится с использованием показателей, характеризующих период окупаемости, прибыль чистого дохода, внутреннюю норму прибыли и т.д. Несмотря на это, каждый инновационный проект имеет свои особенности и конкретное направление. Поэтому кроме основных показателей учитывается и другие показатели, на основе которых принимается объективное решение о целесообразности использования того или инновационного проекта.
Традиционно варианты развития рыночных возможностей оценивают на основе метода SWOT-анализа, сопоставляя рыночные возможности и угрозы внешней среды с сильными и слабыми сторонами деятельности ООО «Олимп».
Неоспоримыми преимуществами ООО «Олимп» являются:
- собственная мощная производственная база, оснащенная современным техническим оборудованием;
- наличие профессиональной монтажной бригады со служебным автотранспортом;
- опытный дизайнер;
- профессиональные и корректные менеджеры, высокая культура обслуживания заказчика.
Проведем SWOT-анализ, выделим сильные и слабые стороны ООО «Олимп», а так же перспективы и основные угрозы внешней среды (см. табл.2.1.).
Поле СИУ:
- Потеря доли рынка может быть исключена активным продвижением компании, доверием и лояльностью клиентов, появлением новых видов услуг, качеством оказываемых услуг.
- Низкие цены конкурентов могут быть компенсированы высоким качеством предоставляемых услуг, лояльностью клиентов, расположением офиса в центральной части города.
- Потеря репутации и уход клиентов к фирмам – конкурентам может быть исключен постоянным контролем качества предоставляемых услуг и развитием персонала.
- Неблагоприятные изменения валютном курсе и ужесточение законодательства не нанесут вред из-за стабильного благоприятного финансового положения и высокого качества оказываемых услуг.
- Уход квалифицированных сотрудников может быть исключен постоянным развитием внутренней корпоративной культуры.
Таблица 2.1.
Анализ внутренней и внешней среды ООО «Олимп»
Внутренняя среда |
|
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
Внешняя среда |
|
Возможности |
Угрозы |
|
|
Поле СЛВ:
- Заключение новых договоров, завоевание доли рынка за счёт доверия клиентов, сокращения сроков выполнения заказов во многом помогут снизить сильное давление конкурентов и увеличить темпы роста компании;
- Возможность предоставления в будущем новых видов услуг позволит сократить разрыв с конкурентами в отношении ассортимента услуг.
- Заключение договоров с компаниями различной отраслевой принадлежности поможет компенсировать сравнительно высокие цены на некоторые виды услуг;
- Продвижение фирмы на рынке с помощью комплекса маркетинговых коммуникаций, позволит увеличить темпы роста оборота компании, заняться разработкой Интернет - сайта.
- Четкая организация деятельности в соответствии с планом маркетинга поможет осуществить стратегию маркетинга, охватить больше клиентов и завоевать большую долю рынка, стать более конкурентоспособными на рынке.
Поле СЛУ:
- Сравнительно высокие цены на некоторые виды услуг, узкий ассортимент предлагаемых услуг может способствовать потери доли рынка компании;
- Сильное давление фирм – конкурентов, плохой опыт осуществления стратегии маркетинга, отсутствие Интернет -сайта может повлечь за собой потерю репутации и уход ключевых клиентов к фирмам-конкурентам;
- Замедление темпов роста, низкий процент выполнения плановых стратегических показателей может спровоцировать уход квалифицированных кадров.
Для вероятностной оценки влияния факторов внешней и внутренней среды хозяйствования используются коэффициенты уверенности (), которые изменяются в пределах [-1 ÷ +1], а также их комбинации для проведения интегральной оценки влияния всего комплекса факторов.
Знак «+» характеризует благоприятные возможности инновационного развития внешней среды и сильные стороны предприятия, а знак «–» - угрозы, возникающие из внешней среды, и слабые стороны предприятия. Для упрощения оценки используют шкалу значений коэффициентов уверенности (рис.2.2.).
Для комбинирования оценок степени влияния факторов внешней и внутренней среды на возможность реализации конкретного варианта развития рыночных возможностей ООО «Олимп» используют зависимости:
при > 0 и > 0 ;
при < 0 и < 0 ;
, если и имеют разные знаки,
где – суммарный коэффициент уверенности, который характеризует степень уверенности в успешной реализации конкретного инновационного варианта развития предприятия, и комбинации характеристик внешней () и внутренней () среды его хозяйствования.
-1.0 - 0.8 - 0.6 - 0.2 0 +0.2 +0.6 +0.8 +1.0
Почти точно нет |
Скорее всего нет |
Есть определенные доказательства против |
Не определено |
Есть определенные доказательства за |
Скорее всего да |
Почти точно да |
Рис. 2.2. Шкала значений коэффициентов уверенности[14]1
Для управления процессами инновационного развития ООО «Олимп» используют сравнительную базу критериев, как основу принятия эффективных инновационных управленческих решений. В неё входят критерии оценки альтернативных вариантов на всех стадиях принятия решений: от выбора инновационных направлений развития предприятия до формирования структуры инвестиционных ресурсов, необходимых для их реализации в рыночных условиях.
Алгоритм выбора оптимальных проектов инновационного развития ООО «Реклама Сервис» включает:
- анализ и выбор вариантов инновационного развития рыночных возможностей предприятия;
- поиск целевого рынка для инноваций;
- анализ альтернативных вариантов инновационного развития с учетом риска их реализации;
- оценку достаточности инновационного потенциала предприятия;
- разработку альтернативных инновационных проектов и оценку их эффективности;
- формирование оптимальной структуры инвестиционных ресурсов;
- оценку альтернативных инновационных проектов по критерию риск–результат и выбор оптимального проекта.
Альтернативные варианты инновационного развития ООО «Олимп» оцениваются по методике, сравнивая суммарные коэффициенты уверенности с граничными значениями коэффициентов (табл. 2.2.).
Для определения необходимого объема инвестиций используются известные методики, по которым определяются основные оценочные показатели: чистый прибыльный доход (); индекс прибыльности или рентабельности (); период окупаемости (); внутренняя норма прибыльности (). Эти показатели отображают конечные результаты реализации инноваций, а также соотношение результатов и затрат, что обусловлено разработкой, производством и эксплуатацией нововведения[15]1.
Таблица 2.2..
Возможности реализации вариантов инновационного развития предприятия
Значения суммарного коэффициента уверенности |
Заключение о возможности реализации варианта инновационного развития предприятия |
= - 1.0 |
Возможностей реализации нет, отсутствуют условия |
- 1.0 <- 0.8 |
Условий для реализации практически нет |
- 0.8 <- 0.6 |
Условий для реализации почти нет |
- 0.6 <- 0.3 |
Больше аргументов «против», чем «за» |
- 0.3 << + 0.3 |
Неопределенность ситуации |
+ 0.3 < + 0.6 |
Незначительные возможности реализации |
+ 0.6 < + 0.8 |
Есть все условия для реализации |
+ 0.8 < + 1.0 |
Практически можно реализовать |
= + 1.0 |
В наличие все условия для реализации. Полная уверенность в успехе. |
Для количественной оценки эффективности инноваций могут быть использованы методы, как с учетом дисконтированных оценок, так и с использованием учетных ставок. Первый метод более точный, так как учитывает влияние инфляции, изменение процентной ставки и норму прибыли на стоимость проекта. Для оценки общей экономической эффективности инноваций используется система таких показателей, как: интегральный эффект (); индекс рентабельности (); норма рентабельности (); период окупаемости ().
2.2. Практика оценки эффективности инновационного проекта ООО «Олимп»
Проведем оценку эффективности инновационного проекта ООО «Олимп».
Например, в настоящий момент происходит внедрение в производство инновационного продукта - пластиковых металлизированных декоративных панелей, которые могут быть искривлены на большой радиус, что дает возможность декорирования криволинейных поверхностей - как выпуклых, так и вогнутых. Основу этого универсального материала составляет пресованный полистирол толщиной 1 мм. Основные преимущества данного продукта: пластик модно и современно выглядит, с его помощью можно эффектно изменить форму рекламной конструкции.
В декабре 2014 года была произведена закупка нового оборудования, для освоения нового направления производства пластиковых металлизированных декоративных рекламных панелей.
Рассчитаем окупаемость проекта. Прогнозные показатели денежных потоков 2016-2019 г.г. от продажи рекламных конструкций представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Прогнозные показатели денежных потоков 2016-2019 г.г., тыс.руб.
Денежный поток |
|
2016 |
902,20 |
2017 |
1027,56 |
2018 |
1130,31 |
2019 |
1299,85 |
Рассчитаем чистый денежный поток по формуле 2.1[16]1.
(2.1.)
Где:
NCFi - чистый денежный поток для i-го периода,
Inv - начальные инвестиции
r - ставка дисконтирования (стоимость капитала, привлеченного для инвестиционного проекта).
Общий размер инвестиций: 1 529,828 тыс.рублей
Доходы от инвестиций в первом (2015) году: 960,20 тыс.руб.
во втором году : 1027,56 тыс.рублей
в третьем году: 1130,31 тыс. рублей
в четвертом году: 1299,85 тыс. рублей
Размер барьерной ставки (ставки дисконтирования) - 9,2%
n = 4.
Пересчитаем денежные потоки в вид текущих стоимостей:
PV1 = 960,20 / (1 + 0,092) = 879,304 тыс.руб.
PV2 = 1027,56 / (1 + 0,092)2 = 470,4945 тыс.руб.
PV3 = 1130,31 / (1 + 0,092)3 = 345,0275 тыс.руб.
PV4 = 1299,85 / (1 + 0,092)4 = 297,5847 тыс.руб.
NPV = (879,304+470,4945+345,0275+297,5847)- 1529,828 = 462,5827
Ответ: чистая текущая стоимость равна 462,5827 тыс.рублей
NPV > 0, то проект следует принять.
Определим период по истечении которого инвестиции окупается.
Для расчета срока окупаемости инвестиций будем использовать общую формулу 2.2.[17]1:
(2.2)
Где:
Ток - срок окупаемости инвестиций;
n - число периодов;
CFt - приток денежных средств в период t;