Файл: Языки гипертекстовой разметки (1. Язык разметки гипертекста. Понятие. Основные характеристики).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Язык разметки гипертекста. Понятие. Основные характеристики
1.1 Понятие «язык разметки гипертекста»
1.2 Основные характеристики языков гипертекстовой разметки
2. Основные языки гипертекстовой разметки: HTML, Dynamic HTML, XHTML
2.1 Язык разметки гипертекста HTML
2.2 Язык разметки гипертекста Dynamic HTML
Объективности ради следует остановиться и на тех недостатках DHTML, о которых постоянно говорят сторонники «Веб-страниц, одинаково отображаемых всеми обозревателями».
Dynamic HTML не оправдывает себя прежде всего потому, что он не стандартизован, и под каждый из популярных Веб-обозревателей нужно писать свою версию HTML-документа. Действительно, DHTML, как и всякая другая новая технология, не оформился пока в четкий стандарт. Тем не менее, усилия по созданию динамических страниц окупаются хотя бы по перечисленных выше причинам. Да и отсутствие стандарта никогда не мешало продвижению перспективных технологий (электроприборы, к примеру, существуют гораздо дольше, чем Интернет, но никого не смущает то, что часть из них рассчитана на 220В, а часть на 127В).
Если присмотреться внимательнее, то противодействие распространению DHTML вызвано совершенно другой причиной. Дело в том, что до сих пор создание Веб-страниц не требовало специальных знаний, кроме знакомства с HTML и умения минимально манипулировать графикой. С появлением DHTML ситуация изменилась в корне: разработка динамической страницы требует программирования на сценарном языке, сопряженного с пониманием работы обозревателя на уровне генерации и обработки событий, владением основами пользовательского интерфейса и т. п. Иными словами, Веб-дизайн востребовал специалистов, что у многих вызывает неприятие. На самом деле, демократическая сущность WWW от этого не пострадала. По-прежнему любой желающий может создать, скажем, свою домашнюю страничку на уровне своих знаний, и DHTML этому не помеха. Другое дело, что профессиональные разработки должны соответствовать по уровню лучшим из наличествующих технологий, но на то они и называются профессиональными[21].
Dymanic HTML родился в процессе конкурентной борьбы между Веб-обозревателями корпораций Netscape и Microsoft. Он появился в обозревателе Netscape Navigator 4, где были введены два новых тега LAYER и ILAYER, которые позволяли создавать на Веб-страницы слои с динамически изменяемыми свойствами (положением на странице, стилями отображения и т. п.). В ответ на это Microsoft в Internet Explorer 4 предложили намного более мощную поддержку динамических страниц, которая не использовала нестандартных тегов и опиралась на единый подход к HTML-документу как к дереву объектов с динамически изменяемыми атрибутами и свойствами стилей.
Основное различие между двумя подходами состояло в парадигме самого понятия «динамическая страница». Netscape под этим понимал динамическое формирование Веб-страницы в процессе ее загрузки и последующую косметическую правку в ответ на действия пользователя без существенных изменений содержания страницы. Microsoft с самого начала занял позицию динамического формирования и изменения любых элементов страницы в любой момент ее существования[22].
Понятно, что такое различие моделей DHTML в основных обозревателях никак не соответствует базовой концепции WWW как платформо-независимой информационной сети. Поэтому W3C был вынужден предпринять усилия по стандартизации Dynamic HTML и начал с разработки спецификации объектной модели документа (DOM), в основу которой была положена модель Microsoft, предложенная W3C в качестве Веб-стандарта. В результате в октябре 1998 г. был принята рекомендация W3C по первому уровню DOM (DOM 1), а в ноябре 2000 г. приняты рекомендации по второму уровню DOM (DOM 2), существенно расширяющему DOM 1.
Тем временем Microsoft выпустил обозреватели Internet Explorer 5 и 5.5, которые существенно расширили возможности DHTML, причем во многом в направлениях, не предусмотренных стандартами W3C. Параллельно шла работа над обозревателем Netscape 6, который был призван вернуть часть рынка, завоеванного Microsoft (летом 2000 г. 86% пользователей WWW использовали Internet Explorer и только 14% - Netscape).
С этой целью была создана независимая группа Mozilla.org , которая опубликовала в Сети исходные тексты обозревателя Netscape и собрала группу независимых разработчиков для приведения его в соответствие стандарту. Результатом их работы стало ядро обозревателя Gecko, почти в полной мере соответствующее стандартам HTML 4.0, CSS1 и DOM 1 (поддержка стандартов CSS2 и DOM 2 реализована частично) и одновременно сохранившее некоторую совместимость с моделью Netscape 4. Gecko является основой обозревателя Netscape 6, который после двух с половиной лет обещаний вышел, наконец, в свет в конце 2000 г. Выпущенная версия Netscape 6 пока очень сырая, и в ближайшее время следует ожидать появления ее новых сборок, которые должны будут заменить Netscape 4[23].
Таким образом, сегодня на рынке присутствуют:
- обозреватели с ядром MSHTML корпорации Microsoft. Прежде всего это Microsoft Internet Explorer 5.x, динамическая модель которого близка к DOM 1 и DOM 2, но не совпадает с ними. Это обозреватель, который установлен на абсолютном большинстве клиентских компьютеров, подключенных к Вебу, и который предлагает самую богатую на сегодня палитру технологий DHTML.
- Netscape 4.x (наиболее стабильная версия 4.7), поддерживающий исходную динамическую модель Netscape, которую следует признать на сегодня морально устаревшей.
- Обозреватели с ядром Gecko (Mozilla/5.0, Netscape 6). Эти обозреватели приведены в соответствие со стандартами W3C, но еще не приобрели товарного вида[24].
2.3 Язык разметки гипертекста XHTML
XHTML – это основанный на XML язык разметки гипертекста, максимально приближенный к текущим стандартам HTML. XHTML отличается от HTML строгостью написания кода. Если HTML позволял писать практически любые конструкции и браузер их корректно распознавал, то теперь, с появлением XHTML, это стало невозможным. Последний требует строгого соблюдения всех правил, предъявляемых W3C. Строгие требования к оформлению XHTML-кода позволяют избежать многих ошибок ещё на стадии написания и отладки[25].
XHTML – это новый язык, который пришёл на смену старому HTML. Новых версий HTML больше не будет. В итоге все браузеры, как предполагается, перейдут на XHTML (очевидно, что при этом сохранится совместимость со старым HTML, но не более того). Так же хотим привести цитату из русского перевода спецификации XHTML от W3C: «Семейство XHTML создавалось с учетом общей совместимости пользовательских агентов. С помощью нового механизма профилирования пользовательских агентов и документов серверы, прокси и пользовательские агенты смогут преобразовывать содержимое наилучшим образом. В конечном счете, станет возможной разработка соответствующего XHTML содержимого, пригодного для любого соответствующего XHTML пользовательского агента».
XHTML совместим с HTML при соблюдении некоторых правил, описание которых можно найти в стандарте. Это означает, что даже самые старые браузеры, которые понимают HTML, будут работать и с XHTML[26].
Для проверки правильности написания XHTML-кода существуют программы-валидаторы. Кроме того, пользовательские агенты, которые поддерживают XHTML, сами будут вам сообщать об ошибках в синтаксисе, если таковые возникнут.
XHTML представляет собой семейство имеющихся на данный момент и могущих появиться в будущем типов документов и модулей, являющихся копиями, подмножествами или расширениями языка HTML 4 [HTML]. Семейство типов документов XHTML базируется на XML и предназначено для работы с пользовательскими агентами на базе. Более подробную информацию об этом семействе и его эволюции можно найти в разделе «Направления развития«.
XHTML 1.0 представляет первый тип документов семейства XHTML. В ней три типа документов HTML 4 переформулируются в терминах XML 1.0. Она предназначена для использования в качестве языка содержимого, как соответствующего XML, так и, если соблюдены некоторые простые требования, работающего в конформных пользовательских агентах HTML 4. Разработчики, переносящие свои документы в XHTML 1.0, получат следующие преимущества:
- Документы XHTML соответствуют XML. Как таковые они без труда просматриваются, редактируются и проверяются на корректность стандартными средствами XML.
- Документы XHTML могут работать лучше, чем они работали в существующих пользовательских агентах, соответствующих HTML 4, а также в новых пользовательских агентах, соответствующих XHTML 1.0.
- Документы XHTML могут использовать прикладные программы (например, скрипты и апплеты), базирующиеся на HTML Document Object Model или XML Document Object Model [DOM][27].
По мере расширения семейства XHTML документы, соответствующие XHTML 1.0, будут с большей вероятностью совместимы с различными средами XHTML.
Семейство XHTML является следующим шагом в эволюции Интернет. Переходя сегодня на XHTML, разработчики содержимого (контента) могут вступить в мир XML со всеми его преимуществами, сохраняя при этом совместимость содержимого с более старыми и более новыми версиями.
Если говорить обобщенно, то XML является языком разметки для описания данных, в котором все обязано быть размечено синтаксически правильно.
HTML является языком разметки, который используется для отображения данных в браузере.
XHTML является языком, который комбинирует сильные стороны XML и HTML. Он создан для отображения в браузере правильно оформленных данных[28].
Существует несколько требований, которые разработчик обязан выполнять:
- в начале документа должен указываться один из возможных DTD (Document Type Definition)
- в теле XHTML-документа должны обязательно присутствовать следующие тэги: html, head, title и body;
- обязательно наличие атрибута xmlns в элементе html;
- имена тегов и атрибутов должны записываться в нижнем регистре;
- все значения атрибутов должны заключаться в «кавычки»;
- все тэги должны закрываться; если у элемента нет закрывающего тэга, следует добавлять в его конец слеш (<br/> или <br /> — пробел для совместимости со старыми браузерами);
- необходимо соблюдать корректную вложенность тэгов (<b><i>текст</b></i> — неверно; следует писать <b><i>текст</i></b>);
- запрещается использовать минимизированные атрибуты (nowrap следует заменить на nowrap=«nowrap»); полный список таких атрибутов: checked, compact, declare, defer, disabled, ismap, noresize, noshade, nowrap, multiple, readonly, selected.
- на следующие элементы налагаются ограничения по включению в них других элементов:
- a не может содержать другие элементы a;
- form не может содержать другие элементы form;
- label не может содержать другие элементы label;
- pre не может содержать img, object, big, small, sub или sup;
- button не может содержать элементы input, select, textarea, label, button, form, fieldset, iframe или isindex;
- специальные символы в истинном значении должны заменяться на свои эквиваленты:
- & на &
- < на <
Кроме того, существует ряд необязательных рекомендаций, которые разработчик не обязан выполнять в версии XHTML 1.0, но в последующих версиях этого языка возможно рекомендации перерастут в требования:
- декларация XML-документа в самом начале кода перед DTD (<?xml version=«1.0» encoding=«windows-1251»?>);
- следование элемента title сразу после открытия тега head;
- использование атрибута id вместо name (name считается устаревшим атрибутом);
- наличие атрибута type в элементах подключаемых файлов (таблиц стилей и скриптов);
- отказ от использования атрибута target[29].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения работы была достигнута поставленная цель, а именно – изучены языки гипертекстовой разметки.
Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи:
- Рассмотрено понятие «язык разметки гипертекста»
- Изучены основные характеристики гипертекстовой разметки
- Проанализирован язык разметки гипертекста HTML
- Охарактеризован язык разметки гипертекста Dynamic HTML
- Дан анализ языка разметки гипертекста XHTML
На момент проведения исследования проблему нельзя назвать полностью раскрытой и изученной. Это, в первую очередь, связано с непрерывным совершенствованием компьютерных технологий и с ежедневными открытиями в мире сетей, информатики и коммуникаций. Следовательно, языки разметки гипертекста также продолжают развиваться и модернизироваться соответственно потребностям времени и новых технологий. Языки, рассмотренные в данной работе, на сегодняшний день еще не изжили себя и являют собой достаточно интересный объект исследования.
Кроме выполнения поставленных задач и достижения цели, также была значительно расширена база теоретических знаний, которая была пополнена благодаря изучению выбранной темы. Данные знания будут полезными при дальнейшем изучении дисциплины и смежных с ней.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гончаров А. HTML в примерах. С.-Пб.: Питер, 2003.
- Гончаров А. Самоучитель HTML. С.-Пб: Питер, 2000.
- Дрога А. А., Жукова П. Н., Копонев Д. Н., Лукьянов Д. Б., Прокопенко А. Н. Информатика и математика. - Минск, 2008.
- Информатика. Базовый курс. Учебник для Вузов/под ред. С.В. Симоновича. СПб.: Питер, 2000.
- Информатика. Компьютерная техника. Компьютерные технологии. / Пособие под ред. О.И.Пушкаря. Киев Издательский центр «Академия». 2001.
- Информатика: Учебник/под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 768 с.
- Ковтанюк Ю.С., Соловьян С.В. Самоучитель работы на персональном компьютере. К.: Юниор, 2001.
- Комягин А.О. Современный самоучитель работы на персональном компьютере. М.: ТРИУМФ, 2003.
- Матросов А. HTML 4.0. М.: Дело, 2005.
- Морозевич А.Н., Зеневич А.М. Информатика. Минск, 2008.
- Основы современных компьютерных технологий: Учебное пособие / Под. ред. Хомоненко. С.-Пб.: КОРОНА, 2002.
- Острейковский В.А. Информатика. М.: Высшая школа, 2001.
- Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика. Учебное пособие. М.: АСТпресс, 2001.
- Хеслоп П. HTML самого начала. С.-Пб: Санкт-Петербург, 2005.
- Шафран Э. Создание Web страниц. С.-Пб: Питер, 2004.