Файл: Методики оперативного и интеллектуального анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс анализа текстовых документов можно представить как последова­тельность нескольких шагов

  1. Поиск информации. На первом шаге необходимо идентифицировать, какие документы должны быть подвергнуты анализу, и обеспечить их доступ­ность. Как правило, пользователи могут определить набор анализируемых документов самостоятельно — вручную, но при большом количестве до­кументов необходимо использовать варианты автоматизированного отбо­ра по заданным критериям.
  2. Предварительная обработка документов. На этом шаге выполняются простейшие, но необходимые преобразования с документами для пред­ставления их в виде, с которым работают методы Text Mining. Целью та­ких преобразований является удаление лишних слов и придание тексту более строгой формы. Подробнее методы предварительной обработки бу­дут описаны в разд.
  3. Извлечение информации. Извлечение информации из выбранных докумен­тов предполагает выделение в них ключевых понятий, над которыми в дальнейшем будет выполняться анализ.

Применение методов Text Mining. На данном шаге извлекаются шаблоны и отношения, имеющиеся в текстах. Данный шаг является основным в процессе анализа текстов, и практические задачи, решаемые на этом шаге.

Интерпретация результатов. Последний шаг в процессе обнаружения знаний предполагает интерпретацию полученных результатов. Как прави­ло, интерпретация заключается или в представлении результатов на есте­ственном языке, или в их визуализации в графическом виде.

Визуализация также может быть использована как средство анализа текста. Для этого извлекаются ключевые понятия, которые и представляются в гра­фическом виде. Такой подход помогает пользователю быстро идентифициро­вать главные темы и понятия, а также определить их важность.

Предварительная обработка текста

Одной из главных проблем анализа текстов является большое количество слов в документе. Если каждое из этих слов подвергать анализу, то время по­иска новых знаний резко возрастет и вряд ли будет удовлетворять требовани­ям пользователей. В то же время очевидно, что не все слова в тексте несут полезную информацию. Кроме того, в силу гибкости естественных языков формально различные слова (синонимы и т. п.) на самом деле означают оди­наковые понятия. Таким образом, удаление неинформативных слов, а также приведение близких по смыслу слов к единой форме значительно сокращают время анализа текстов. Устранение описанных проблем выполняется на этапе предварительной обработки текста.


Обычно используют следующие приемы удаления неинформативных слов и повышения строгости текстов:

  • Удаление стоп-слов. Стоп-словами называются слова, которые являются вспомогательными и несут мало информации о содержании документа.
  • Стэмминг— морфологический поиск. Он заключается в преобразовании каждого слова к его нормальной форме.
  • Л-граммы это альтернатива морфологическому разбору и удалению стоп-слов. Позволяют сделать текст более строгим, не решают проблему уменьшения количества неинформативных слов;
  • Приведение регистра. Этот прием заключается в преобразовании всех сим­волов к верхнему или нижнему регистру.

Наиболее эффективно совместное применение перечисленных методов.

Задачи Text Mining

В настоящее время в литературе описано много прикладных задач, решаемых с помощью анализа текстовых документов. Это и классические задачи Data Mining: классификация, кластеризация, и характерные только для текстовых документов задачи: автоматическое аннотирование, извлечение ключевых понятий и др.

Классификация (classification) — стандартная задача из области Data Mining. Ее целью является определение для каждого документа одной или несколь­ких заранее заданных категорий, к которым этот документ относится. Осо­бенностью задачи классификации является предположение, что множество классифицируемых документов не содержит "мусора", т. е. каждый из доку­ментов соответствует какой-нибудь заданной категории.

Частным случаем задачи классификации является задача определения тема­тики документа [43].

Целью кластеризации (clustering) документов является автоматическое выяв­ление групп семантически похожих документов среди заданного фиксиро­ванного множества. Отметим, что группы формируются только на основе по­парной схожести описаний документов, и никакие характеристики этих групп не задаются заранее.

Автоматическое аннотирование (summarization) позволяет сократить текст, сохраняя его смысл. Решение этой задачи обычно регулируется пользовате­лем при помощи определения количества извлекаемых предложений или процентом извлекаемого текста по отношению ко всему тексту. Результат включает в себя наиболее значимые предложения в тексте.

Первичной целью извлечения кчючевых понятий (feature extraction) является идентификация фактов и отношений в тексте. В большинстве случаев такими понятиями являются имена существительные и нарицательные: имена и фа­милии людей, названия организаций и др. Алгоритмы извлечения понятий могут использовать словари, чтобы идентифицировать некоторые термины и лингвистические шаблоны для определения других.


Навигация по тексту (text-base navigation) позволяет пользователям переме­щаться по документам относительно тем и значимых терминов. Это выпол­няется за счет идентификации ключевых понятий и некоторых отношений между ними.

Анализ трендов позволяет идентифицировать тренды в наборах документов на какой-то период времени. Тренд может быть использован, например, для обнаружения изменений интересов компании от одного сегмента рынка к другому.

Поиск ассоциаций также является одной из основных задач Data Mining. Для ее решения в заданном наборе документов идентифицируются ассоциатив­ные отношения между ключевыми понятиями.

Существует достаточно большое количество разновидностей перечисленных задач, а также методов их решения. Это еще раз подтверждает значимость анализа текстов. Далее в этой главе рассматриваются решения следующих задач: извлечение ключевых понятий, классификация, кластеризация и авто­матическое аннотирование.

Классификация текстовых документов

Классификация текстовых документов, так же как и в случае классификации объектов заключается в отнесении документа к одному из заранее известных классов. Часто классификацию применительно к текстовым доку­ментам называют категоризацией или рубрикацией. Очевидно, что данные названия происходят от задачи систематизации документов по каталогам, категориям и рубрикам. При этом структура каталогов может быть как одно­уровневой, так и многоуровневой (иерархической).

Формально задачу классификации текстовых документов описывают набо­ром множеств.

В задаче классификации требуется на основе этих данных построить про­цедуру, которая заключается в нахождении наиболее вероятной категории из множества С для исследуемого документа.

Большинство методов классификации текстов так или иначе основаны на предположении, что документы, относящиеся к одной категории, содержат одинаковые признаки (слова или словосочетания), и наличие или отсутствие таких признаков в документе говорит о его принадлежности или непринад­лежности к той или иной теме.

Такое множество признаков часто называют словарем, т. к. оно состоит из лексем, которые включают слова и/или словосочетания, характеризующие категорию.

Подобно категориям каждый документ также имеет признаки, по которым его можно отнести с некоторой степенью вероятности к одной или несколь­ким категориям.


Необходимо заметить, что данные наборы признаков являются отличитель­ной чертой классификации текстовых документов от классификации объек­тов в Data Mining, которые характеризуются набором атрибутов.

Решение об отнесении документа d, к категории с, принимается на основании пересечения общих признаков

Задача методов классификации состоит в том, чтобы наилучшим образом вы­брать такие признаки и сформулировать правила, на основе которых будет приниматься решение об отнесении документа к рубрике.

Средства анализа текстовой информации

  • Средства Oracle — Oracle Text2

Начиная с версии Oracle 7.3.3, средства текстового анализа являются неотъ­емлемой частью продуктов Oracle. В Oracle эти средства развились и полу­чили новое название— Oracle Text— программный комплекс, интегриро­ванный в СУБД, позволяющий эффективно работать с запросами, относящи­мися к неструктурированным текстам. При этом обработка текста сочетается с возможностями, которые предоставлены пользователю для работы с реля­ционными базами данных. В частности, при написании приложений для об­работки текста стало возможно использование SQL.

Основной задачей, на решение которой нацелены средства Oracle Text, явля­ется задача поиска документов по их содержанию — по словам или фразам, которые при необходимости комбинируются с использованием булевых опе­раций. Результаты поиска ранжируются по значимости, с учетом частоты встречаемости слов запроса в найденных документах.

  • Средства от IBM — Intelligent Miner for Text1

Продукт фирмы IBM Intelligent Miner for Text представляет собой набор от­дельных утилит, запускаемых из командной строки или из скриптов незави­симо друг от друга. Система содержит объединение некоторых утилиты для решения задач анализа текстовой информации.

IBM Intelligent Miner for Text объединяет мощную совокупность инструмен­тов, базирующихся в основном на механизмах поиска информации (infor­mation retrieval), что является спецификой всего продукта. Система состоит ряд базовых компонентов, которые имеют самостоятельное значение вне пре­делов технологии Text Mining:

  • Средства SAS Institute — Text Miner


Американская компания SAS Institute выпустила систему SAS Text Miner для сравнения определенных грамматических и словесных рядов в письменной речи. Text Miner весьма универсальна, поскольку может работать с тексто­выми документами различных форматов — в базах данных, файловых систе­мах и далее в web.

Text Miner обеспечивает логическую обработку текста в среде пакета SAS Enterprise Miner. Это позволяет пользователям обогащать процесс анализа данных, интегрируя неструктурированную текстовую информацию с сущест­вующими структурированными данными, такими как возраст, доход и харак­тер покупательского спроса.

Основные тезисы

  • Обнаружение знаний в тексте — это нетривиальный процесс обнаружения действительно новых, потенциально полезных и понятных шаблонов в не­структурированных текстовых данных.
  • Процесс анализа текстовых документов можно представить как последо­вательность нескольких шагов: поиск информации, предварительная обра­ботка документов, извлечение информации, применение методов Text Mining, интерпретация результатов.
  • Обычно используют следующие приемы удаления неинформативных слов и повышения строгости текстов: удаление стоп-слов, стэмминг, Л-граммы, приведение регистра.
  • Задачами анализа текстовой информации являются: классификация, кла­стеризация, автоматическое аннотирование, извлечение ключевых поня­тий, навигация по тексту, анализ трендов, поиск ассоциаций и др.
  • Извлечение ключевых понятий из текстов может рассматриваться и как отдельная прикладная задача, и как отдельный этап анализа текстов. В по­следнем случае извлеченные из текста факты используются для решения различных задач анализа.
  • Процесс извлечения ключевых понятий с помощью шаблонов выполняет­ся в две стадии: на первой из текстовых документов извлекаются отдель­ные факты с помощью лексического анализа, на второй стадии выполня­ется интеграция извлеченных фактов и/или вывод новых фактов.
  • Большинство методов классификации текстов так или иначе основаны на предположении, что документы, относящиеся к одной категории, содер­жат одинаковые признаки (слова или словосочетания), и наличие или от­сутствие таких признаков в документе говорит о его принадлежности или непринадлежности к той или иной теме.
  • Большинство алгоритмов кластеризации требуют, чтобы данные были представлены в виде модели векторного пространства, которая широко применяется для информационного поиска и использует метафору для от­ражения семантического подобия как пространственной близости.
  • Выделяют два основных подхода к автоматическому аннотированию тек­стовых документов: извлечение (выделение наиболее важных фрагментов) и обобщение (использование предварительно собранных знаний).