Файл: Творческое мышление и методы его активации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведение сократовских бесед. Например, задайте детской аудитории вопрос: "Можно ли солить пищу?" Тут же получите ответ - одни будут говорить "Да", другие - "Нет". Это не есть сократовская беседа. Сократ говорил: "Дурак дает ответ, а мудрец ищет истину". Поэтому надо не стремиться тут же дать ответ, а пытаться размышлять, задавая все новые и новые вопросы. После такой информации, представленной детям в виде шутки, посыпятся вопросы: для чего солят пищу? для кого солят пищу? нужно ли солить пищу для животных? все ли люди солят пищу? зачем нужна соль в пище? и т.д. После этого можно переходить к решению учебных проблем по предмету. Например, на уроке физики: Будет ли гореть свеча в искусственном спутнике Земли? Учащиеся уже не сразу дают ответ, а стараются размышлять: при каких условиях осуществляется горение? что еще необходимо кроме кислорода? будет ли он поступать к горящей свече? при каких условиях он может поступать? и т.д.

При сократовской беседе (эвристическом методе) педагог чувствует себя некой обобщенной личностью и ведет занятия, задает вопросы, не очень-то обнаруживая свое мнение, но лишь всемерно побуждая учеников к поиску. Тогда дети сами втягиваются в поиск, уточняют вопрос учителя своими вопросами и одновременно прислушиваются: не звучит ли уже в них искомый ответ? Если вопрос учителя задан правильно, то дети, пытаясь найти ответ, расширяют саму область вопроса.

Близкими по назначению к сократовской беседе являются эвристические приемы активизации творческого мышления. Потребность в эффективных приемах и методах активизации творческого мышления возникла очень давно, хотя еще до недавнего времени, например, инженерный труд рассматривался как процесс, носящий исключительно рациональный характер, лишенный эмоциональной окраски. Вместе с тем эффективность труда инженера, конструктора, исследователя, разработчика определяется не только уровнем знаний и опыта (необходимое условие), но и богатством воображения, развитостью фантазии, умением абстрагироваться, "видеть в обычном необычное и в необычном обычное". "Воображение, - по словам А. Эйнштейна, - важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции". Воображение (фантазия) - психический процесс, состоящий в создании образов на основе переработки прошлых восприятий.

Развитие этих качеств у создателей новой техники является важным фактором в преодолении инерционности мышления и ускорения поиска решений поставленных задач. С этой целью используются различные эвристические приемы в виде ассоциаций, аналогий, контрольных вопросов, приемов устранения технических противоречий. Рассмотрим наиболее распространенные приемы активизации творческого мышления и устранения технических противоречий.


Ассоциативные приемы активизации творческого мышления. Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между предметами, явлениями действительности и психическими восприятиями, ощущениями, двигательными актами, представлениями и т.д. Ассоциации, как правило, появляются без активного восприятия. Оригинальность, сочность и яркость ассоциаций зависят от интересов человека, его индивидуальных особенностей, реакций и моментального направления сознания. Например, установите ассоциативный переход между понятиями "древесина" и "мяч"; или между понятиями "небо" и "чай". (Учеными доказано, что между двумя любыми понятиями (словами) можно установить ассоциативный переход длиною в четыре-пять шагов: небо - земля; земля - вода; вода - пить; пить - чай.)

Исследования психологов показали, что возможности человека генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором времени, поэтому ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе. Основная же цель генерирования ассоциаций заключается в том, чтобы "расшатать" стереотипные представления о совершенствуемом объекте, активизировать фантазию и воображение. Ассоциации различают по сходству, контрасту и смежности. Ассоциации по сходству могут быть использованы как исходные данные для приемов эвристической аналогии; ассоциации по контрасту - для приемов эвристической инверсии (обращения, поиска от конца к началу); ассоциации по смежности - для приемов преобразования в пространстве и во времени.

Все приемы генерирования ассоциаций можно разделить на две группы: приемы свободных и направленных ассоциаций. К свободным ассоциациям относят такие ассоциации, генерирование которых производится без каких-либо ограничений смыслового или грамматического характера. При этом ассоциации могут быть выражены именем существительным, глаголом, прилагательным, наречием, группой слов в виде поговорки, пословицы, каламбура и т.д.

Генерирование направленных ассоциаций ограничивается определенными, наперед заданными условиями. К таким условиям, например, можно отнести генерирование ассоциаций по контрасту, выраженных только именем существительным, только глаголом и т.д., или ассоциации по сходству, также выраженные словами определенной части речи или символами, знаками и т.д.

Генерирование как свободных, так и направленных ассоциаций основывается на быстрой реакции на слово-раздражитель. Подобная реакция является глубоко индивидуальной и зависит от интеллекта человека, его темперамента, условий, психофизиологического состояния и т.д.


Ассоциации можно генерировать в виде группы на одно слово-раздражитель и в виде связанной последовательности - гирлянды, когда ассоциация, вызванная словом-раздражителем, является, в свою очередь, словом-раздражителем для последующей ассоциации.

Например, со словом-раздражителем "снег" можно образовать такую группу ассоциации: снег - холод, пасмурно, вьюга, лыжи, боль, бодрость, оттепель, жар и т.д. Примером гирлянды ассоциаций может служить такая последовательность: снег - оттепель, оттепель - сырость, сырость - грипп, грипп - постель, постель - отдых, отдых - лес, лес - грибы, грибы - гости, гости - деньги, деньги - работа, работа - праздник, праздник - радость и т.д.

Исходным раздражителем для генерирования ассоциаций могут быть ощущения, символы, любые предметы окружающего мира, а также совершенствуемый объект. Генерирование группы ассоциаций может быть полезным как при поиске новых технических решений, так и на стадии постановки задачи для более глубокого анализа объекта, выявления всех возможных признаков и свойств этого объекта. Гирлянда ассоциации может рассматриваться как эвристический прием, используемый для ухода от традиционных, стереотипных сравнений и аналогий и нахождения взаимосвязи (аналогий) между объектом и отдаленным понятием (ассоциацией). Этот прием может быть полезным при поиске новых функций объекта на творческом этапе функционально-стоимостного анализа.

Приемы аналогий. Наиболее полные и систематизированные данные о возможностях и использовании приемов аналогии содержатся в работе Г.Я. Буша "Аналогия и техническое творчество". Рассмотрим основные положения данной работы, относящиеся к эвристическим свойствам аналогий и условиям их использования при поиске новых технических решений. Аналогия в творческом процессе выступает в двух основных аспектах: как средство освоения знаний об объекте и как средство синтеза нового знания об объекте и окружающей среде. Наибольший интерес при активизации творческого мышления представляет второй аспект как продуцент нового знания, догадок, гипотез, принципов.

Эффективность использования аналогий в творческом процессе будет выше, если на этапе поиска новых идей и решений абстрагироваться от ограничений и условий решаемой задачи, - основным критерием на данном этапе должна являться цель изобретения или совершенствования объекта. Анализ использования приемов аналогии в практике отдельных изобретателей показал, что, чем отдаленнее аналогия от совершенствуемого объекта, тем более неожиданный, неочевидный результат получен при решении задачи. Однако не надо думать, что главное - это найти что-то сверхнеобычное, создать оригинальное ради оригинальничания. Необычное, оригинальное, фантастическое, иррациональное полезно в период творческого поиска и в дальнейшем претерпевает критическую оценку с учетом всех условий и ограничений решаемой задачи. По словам Цицерона, всякое добросовестное мышление содержит изобретательство и доказательство. Уместно в данном случае привести выражение


Область использования аналогий весьма широка. В частности, приемы аналогии могут быть использованы для:

- выявления тенденций развития различных объектов и отраслей науки и техники; творческий мышление суждение аналогия

- прогнозирования развития общественных и личных потребностей и средств для их удовлетворения;

- проверки и демонстрации на модели замысла решения задачи;

- нахождения подсказки для поиска принципа решения учебной или профессиональной задачи;

- тренировка памяти и развития воображения.

Все эвристические приемы аналогии, используемые в техническом творчестве, можно выделить в следующие группы:

1)функциональная аналогия;

2)структурная аналогия;

3)аналогия отношений;

4)аналогия внешней формы;

5)группа субстратных аналогий.

Методы активации творческого мышления

Опытные психологи разработали массу уникальных методик, при помощи которых можно добиться значительного развития творческого мышления. Созданные методы позволяют изменить устоявшийся взгляд на определенные вещи, «потеснить» репродуктивное мышление, освободив в сознании место для «рождения» новых идей.

Наиболее популярными методиками развития творческих качеств являются:

  1. Изменение условий задачи


Позволяет активизировать мыслительный процесс и сформировать принципиально новое восприятие определенной ситуации. Человек учится видеть поставленную перед собой цель по-иному. Сначала он меняет временные и/или размерные показатели цели, после чего появляются свежие идеи относительно достижения желаемого

2) Активная фантазия


  • Попробуйте немного пофантазировать. Задавайте себе безумные вопросы и старайтесь подробно на них ответить. Например, как изменилась бы жизнь, если бы все растения были красного цвета? А что произойдет, если у людей будет не две, а четыре руки? А какие глобальные последствия имел бы тот факт, что люди могут летать?

3)Мозговой штурм


  • Пожалуй, самый распространенный способ активизировать творческое мышление, а также повысить степень его продуктивности. Суть методики, разработанной и впервые примененной в Америке более 70 лет назад, заключается в коллективном поиске решений с целью выполнения определенных задач. При этом все участники «мозгового штурма» должны быть распределены на тех, кто предлагает варианты решений, и тех, кто критикует их.

Тесты на выявление способностей к творчеству

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.