Файл: Комитеты и комиссии Государственной Думы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы данной работы обуславливается тем, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, являясь основным законодательным органом страны, за свою небольшую историю накопила определенный опыт, который со всей очевидностью требует тщательного изучения и анализа.

Политическое противостояние в октябре 1993 года в конечном итоге привело к принятию на всенародном голосовании новой Конституции РФ, которой был введен новый для современной России институт – Федеральное собрание - парламент Российской Федерации. Он стал представительным и законодательным органом России. Именно эти события и положили начало новому российскому парламентаризму.

Согласно части 1 статьи 95 Конституции РФ: «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы». Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Государственная Дума Российской Федерации (Госдума) – нижняя палата Федерального собрания. Это, прежде всего и главным образом законодательный орган, основная функция которого — законотворчество. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Цель работы заключается в выявлении основных проблем Государственной Думы Российской Федерации, изучении роли ее в решении социальных, экономических и других задач.

Государственная дума: ее роль и значение в государственной жизни России

1.1 Государственная Дума: комитеты, комиссии и структура.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. 1Руководство деятельностью Госдумы осуществляют: председатель Государственной Думы, первые заместители и заместители председателя Государственной Думы, а также совет Государственной Думы.


В Государственную Думу VI созыва входят фракции четырех партий: всероссийской политической партии «Единая Россия», Коммунистической партии Российской Федерации, Либерально-демократической партии России и партии «Справедливая Россия».

В соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции РФ Государственная Дума образует из числа депутатов комитеты и комиссии.

Комитеты осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Госдумы, осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы и др.

Государственная Дума VI созыва образует следующие комитеты:

а) Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству.

б) Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

в) Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов;

г) Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;

д) Комитет Государственной Думы по финансовому рынку;

е) Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству;

ж) Комитет Государственной Думы по вопросам собственности;

Также Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва. В Государственной Думе 6-го созыва существует шесть комиссий:

Комиссия ГД по вопросам депутатской этики;

Комиссия ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ГД;

Комиссия ГД по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ;

Комиссия ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

Комиссия ГД по строительству зданий и сооружений, предназначенных для размещения Парламентского центра;

К полномочиям комитетов относятся внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной думой на очередной месяц, осуществление предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной думой, а также подготовка проектов постановлений Государственной думы и организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний.


Помимо этого комитеты и комиссии ведут подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной думы.Также необходимо отметить, что комитеты вправе проводить анализ практики применения законодательства и делать заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета.

Еще одним полномочием является подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный Суд Российской Федерации.

1.2 Основные задачи Государственной Думы

Как уже отмечалось в ведении, основная функция Госдумы – законотворчество. Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Но помимо этого Госдума дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Депутаты ежегодно заслушивают отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности, ведь в их полномочия входит решение вопроса о доверии этому Правительству. Также задача Государственной Думы – назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов и Уполномоченного по правам человека. Кроме того, выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности – это также полномочия Госдумы. Однако главной задачей Государственной Думы является не штамповка законов, а решение проблем российской экономики и социальной жизни. Именно с этой целью и создаются законы, ведь Госдума призвана повысить уровень благосостояния граждан и увеличить обороноспособность государства. Дума, как орган государственной власти, действует в сфере политики, но ее дееспособность, прежде всего, в ее законотворчестве, а не в политических баталиях. Законодательный процесс же излишне политизирован. Принимается немало законов по малозначительным вопросам. Сохраняется стремление идти путем принятия оперативных законов чрезвычайного характера по относительно частным, но злободневным вопросам, ускорить оформление кратких законов-поправок к существующему законодательству. Однако стремление бежать за событиями в условиях поляризации политических сил в парламенте не прибавляет ему дееспособности.


2.1 Порядок избрания Государственной Думы фс рф. Новшества законодательства.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет. Пятилетний срок полномочий Государственной Думы представляется оптимальным: он позволяет депутатам не только набрать необходимый опыт работы, но и использовать его в течение значительного времени. В то же время его не следует считать слишком длительным. Такой срок установлен для парламентов или нижних палат во многих зарубежных: Великобритания, Франция, Италия и др. Периодические перевыборы Государственной Думы приспосабливают ее состав к изменяющимся социально-политическим отношениям в обществе, позволяют отразить в депутатском корпусе умонастроения, политические симпатии и антипатии избирателей.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации избирается непосредственно гражданами РФ на основе прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. С 2007 года выборы всех 450 депутатов Государственной Думы осуществляются по пропорциональной системе, то есть партийным спискам. Базовый документ, регулирующий порядок избрания депутатов Госдумы, - Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. От 25.07.2006), вступивший в силу с 07.12.2006.

Данный закон кардинально поменял «правила игры». Если с 1993 по 2007 гг. только половина состава Госдумы (225 депутатов) избиралась по партийным спискам, то есть пропорциональной системе, а другая половина (225 депутатов) – по одномандатным округам (мажоритарной системе), то с 2007 г. все 450 депутатов избираются только по пропорциональной системе.

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется исключительно политическим партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Новое избирательное законодательство устанавливает повышенный, по сравнению с прошлыми выборами, 7 %-ый заградительный барьер. Это значит, что в Думу проходят списки, получившие на выборах голоса не менее 7 % избирателей, принявших участие в выборах. Это своеобразная льгота крупным сложившимся парламентским партиям, которые уже не один созыв находятся в Государственной Думе. Но в тоже время данный заградительный барьер может быть снижен, если его преодолеет только одна партия и при этом наберет более 60 % голосов избирателей. В этом случае в Думу обязательно проходит партия, занявшая второе место независимо от количества набранных голосов. Также барьер может быть снижен, если партии, преодолевшие барьер, в сумме наберут меньше 60 % голосов избирателей. В этом случае в Думу последовательно пройдут и другие партии до тех пор, пока общее число голосов избирателей, поданных за прошедшие в думу партии, не составит 60%.


Все это должно предотвратить ситуацию, когда в Государственной Думе была бы представлена только одна партия, либо же партии, преодолевшие 7%-ый барьер, не представляли бы большинства избирателей.

В выборах могут участвовать только политические партии, каждая самостоятельно. Блоки партий закон не предусматривает. Мелкие, неизвестные партии не только не смогут преодолеть 7%-ый барьер, но и объединять свои усилия, объединяться в блоки. Каждая партия теперь должна будет добиваться избрания в парламент исключительно своими силами. Например, по новому закону уже невозможно объединение под выборы СПС и «Яблока» в единый блок.

Необходимо отметить, что законодательство о выборах депутатов в Государственную Думу не отличается стабильностью. За 18 лет существования Государственной Думы каждые новые проводились по новому закону о выборах, который принимался непосредственно «под» очередные выборы и менял правила их проведения. Главная причина такой нестабильности состоит в том, что в тексте Конституции РФ не закреплен порядок таких выборов. Это существенный изъян ныне действующей конституции РФ.

2.2 Выдвижение кандидатов и формирование списков при выборах Государственной Думы фс рф

Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы и на иные выборные должности в органах государственной власти. Кардинальное новшество избирательного законодательства состоит в том, что с 2007 года гражданин РФ уже не может выдвинуться в депутаты Госдумы, минуя ту или иную партию и обратившись к избирателям от себя лично. Теперь гражданин РФ может стать депутатом Госдумы только в том случае, если та или иная политическая партия решила выдвинуть данного гражданина в депутаты, то есть включила в свой партийный список под определенным номером, и список данной партии набрал достаточное число голосов, чтобы гражданин получил мандат в соответствии с очередностью в списке.

Данное новшество введено для того, чтобы лучше структурировать будущий парламент, повысить ответственность депутатов и партий за свою работу, а также снизить вероятность попадания в парламент случайных людей, которые не представляют никого, кроме себя.