Файл: Комитеты и комиссии Государственной Думы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить, что политическая партия может выдвинуть кандидатами в депутаты Государственной Думы или членов данной партии, или беспартийных, но не более 50% от всех кандидатов в списке. Она не может в своем списке выдвинуть в депутаты члена другой партии.

Кандидатом в депутаты Госдумы может быть только гражданин РФ, достигший возраста 21 года, если отсутствуют ограничения, установленные законодательством.

Не могут быть депутатами Государственной Думы граждане РФ

Признанные судом недееспособными

По приговору суда, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы

В отношении которых вступил в законную силу приговор суда о лишении их права занимать государственные должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока. Выдвижение кандидатов и окончательное формирование партийного списка, включая очередность в нем, осуществляются на съезде или конференции политической партии. При этом законодательство допускает возможность самовыдвижения кандидатов внутри партии с целью попасть в партийный список.

Каждый беспартийный гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем 10 членами партии она должна быть рассмотрена на конференции регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием партии в выборах. Кандидатура, поддержанная конференцией регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.

Решение о выдвижении федерального списка кандидатов и порядок проведения тайного голосования определяются уставом политической партии.

Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

До выборов политическая партия вправе отозвать выдвинутый ею федеральный список кандидатов по решению уполномоченного на то органа политической партии, подав письменное заявление в Центризбирком в любое время, но не позднее, чем за 5 дней до дня голосования. Указанное заявление не подлежит отзыву. Также она вправе исключить отдельных кандидатов из выдвинутого ею федерального списка кандидатов, заверенного (зарегистрированного) Центризбиркомом, но не позднее, чем за 15 дней до дня голосования.


Не допускается

Дополнительное включение кандидатов в федеральный список кандидатов

Их перемещение в указанном списке (за исключением случаев, когда такое перемещение связано с изменением очередности из-за выбытия отдельных кандидатов)

Таким образом, федеральный список кандидатов должен быть разбит на региональные группы кандидатов, соответствующие:

Субъекту РФ

Группе субъектов РФ

Части территории субъекта РФ

Число региональных групп кандидатов не может составлять менее 100. При этом региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты РФ.

Число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ или территория группы субъектов РФ или части территории субъекта РФ, которым соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 млн.

Число избирателей зарегистрированных на части территории субъекта РФ, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тыс.

Региональная группа кандидатов может соответствовать части территории субъекта РФ при условии, что численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта РФ избирателей превышает 1,3 млн.

Также региональная группа кандидатов должна соответствовать части территории субъекта РФ, если численность зарегистрированных на всей территории денного субъекта РФ избирателей превышает 3 млн.

Необходимо отметить, что в списке может быть выделена общефедеральная часть, в которую может быть включено не более трех кандидатов, обычно это лидеры партии. При этом кандидат может быть включен только в один федеральный список и может упоминаться в федеральном списке только один раз. Общее число кандидатов, включенных в федеральный список, не может превышать 500 человек.

2.3 Порядок распределения мандатов по итогам выборов Государственной Думы фс рф

Начиная с 2007 г. при выборах в Государственную Думу в России вводится модифицированная пропорциональная система.

Если обычная пропорциональная система устанавливает жесткий заградительный барьер для списков, например, в Думу проходят списки, получившие не менее 5% без оговорок, то модифицированная пропорциональная система устанавливает гибкий заградительный барьер, условия которого могут меняться в зависимости от ситуации. По общему правилу, новое избирательное законодательство устанавливает повышенный, по сравнению с прошлыми выборами, 7%-ый заградительный барьер. Это значит, что в Думу проходят списки, получившие на выборах голоса не менее 7% избирателей, принявших участие в выборах.


В то же время модифицированная пропорциональная система предусматривает 3 ситуации:

Списки, преодолевшие 7%-ый барьер, в сумме набирают более 60% голосов всех голосов, при условии, что партий, прошедших в Думу, минимум две. Только в этом случае действует жесткий 7%-ый барьер.

Списки, преодолевшие 7%-ый барьер, вместе «не добирают» 60% всех поданных голосов. В этом случае заградительный барьер понижается: в Думу проходят не только партии, преодолевшие заградительный барьер, но и последовательно следующие за ними, пока общее число голосов, поданные за прошедшие в Думу партии, не достигнет 60%.

Список одной партии набрал более 60% всех голосов, а все остальные списки не преодолели 7%-ый барьер. В этом случае в думу проходит партия-победитель и партия, занявшая второе место независимо от количества поданных за нее голосов.

Цели введения модифицированной пропорциональной системы: не допустить, чтобы голоса большинства избирателей не были учтены. Например, это могло бы произойти, если бы две партии набрали бы по 7,5%, а десятки остальных партий – менее 7%. В этом случае две партии, прошедшие в Думу, представляли бы всего 15% избирателей и «забрали» бы еще голоса, поданные за партии, не прошедши 7%-ый барьер. Это было бы сильным искажением воли избирателей. Модифицированная пропорциональная система не даст это сделать: в Думу в рассматриваемом примере будут проходить и другие партии, набравшие меньше 7% (3-я,4-я,5-я – по поддержке избирателей) до тех пор, пока общее число голосов, поданных за партии, прошедших в Думу, не достигнет 60% всех голосов, поданных избирателями. Также целью является предотвращение ситуации, когда бы в Думу прошла только одна партия. Это могло бы случиться, если бы одна партия набрала бы подавляющее большинство голосов, а остальные – менее 7%. В этом случае единственной партии-победителю достались бы все 450 депутатских мест, а оппозиция не была бы представлена в Думе в принципе. Модифицированная пропорциональная система не даст сделать и этого. В рассматриваемом случае заградительный барьер снижается и в Думу проходит еще одна партия, занявшая 2-е место, сколько бы голосов она не набрала.

Таким образом, при модифицированной пропорционально системе 7%-ый заградительный барьер условен. Он жестко действует только в том случае, если партии, прошедшие в думу, представляют более 60% избирателей и таких партий минимум две. В иных ситуациях заградительный барьер понижается, чтобы в думе были представлены голоса минимум 60% проголосовавших избирателей и не менее двух партий.


Не менее важно, как распределяются депутатские мандаты между партиями, прошедшими в Думу, и внутри их списков.

Распределение происходит в 2 этапа. Сначала распределяются мандаты между партиями, прошедшими в Думу, то есть определяется, сколько мандатов каждая партия получит всего. Затем распределяются мандаты внутри списка каждой партии между:

Федеральной частью и региональными группами в целом

Региональными группами пропорционально их результату (чем успешнее региональная группа выступила в регионе, тем большее число ее представителей получит мандатов из федерального списка).

Распределение мандатов между партиями происходит следующим образом:

Центральная избирательная комиссия РФ подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов.

Эта сумма голосов избирателей делится на 450 – число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов.

Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получат соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.

Если после проведенногопервичного распределения депутатских мандатов остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным списком кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первого деления. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.

После того как окончательно ясно, сколько мандатов получит каждая партия, прошедшая в думу, проводится распределение депутатских мандатов внутри каждого федерального списка. В первую очередь депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке. Если после передачи депутатских мандатов зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, то они распределяются внутри списка между региональными группами кандидатов в следующем порядке:


Сумма голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в тех субъектах РФ (в группах субъектов РФ, на части территорий субъектов РФ), которым соответствуют региональные группы кандидатов, на которые был разделен федеральный список кандидатов (далее – голоса избирателей, поданные за региональные группы кандидатов), делится на число оставшихся не распределенными внутри федерального списка кандидатов депутатских мандатов. Полученный результат есть второе избирательное честное данного федерального списка кандидатов.

Число голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, делится на второе избирательное частное.

Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая региональная группа кандидатов.

Если после указанных действий остаются нераспределенными депутатские мандаты, причитающиеся данному федеральному списку кандидатов, они передаются по одному тем региональным группам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления числа голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, на второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. При равенстве дробных частей преимущество отдается той региональной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей.

Иные особенности распределения мандатов регулируются законодательством.

Избранные таким образом депутаты Государственной Думы регистрируются Центральной избирательной комиссией РФ.

2.4 Роспуск Государственной Думы фс рф

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания РФ - Государственной Думы.

Президент РФ вправе распускать Государственную Думу в случаях трехкратного отклонения Госдумой кандидатур, предложенных президентом РФ на должность председателя правительства Российской Федерации. Также президент может распустить в случае двукратного в течение 3 месяцев вынесения Госдумой вотума недоверия правительству РФ при несогласии президента РФ принять отставку правительства РФ или вынесение Государственной Думой недоверия правительству РФ, если вопрос о доверии был вынесен по инициативе Правительства РФ. Однако следует отметить, что существуют определенные ограничения на роспуск Государственной Думы. Он невозможен: