Файл: Особенности восприятия времени у лиц с различным темпераментом (Теоретический анализ понятия восприятия времени).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Тревожный" тип личности успешно действует в оптимальном сроке, неплохо работает при избытке времени, но всячески избегает его дефицита, что и отражается в характере переживания времени.

"Неоптимальный" тип ни в одном из режимов не действует успешно, что отражается в конфликтном характере его переживания времени.

Эта типология строилась с целью выявления стратегий действия в разнообразных режимах, и она фактически отражает предпочтения людей, их ориентацию на заданность им срока извне или на самостоятельное определение времени своей деятельности. (Причем интересно, что один тип личности сам себе определяет время так, что все сводит к дефициту, т. е. сам сводит свою свободу во времени к жесткой заданности извне.)

Типология раскрыла временные режимы, оптимальные для каждого типа, и те, которых он избегает, где его деятельность неуспешна. Такая психологическая характеристика людей позволяет им точнее определиться, выбрать наиболее подходящий для них режим работы, в соответствии со своим темпераментом. Зная свои особенности организации времени, человек будет их учитывать, с тем, чтобы избегать трудных для себя временных режимов, или же тренировать, совершенствовать свои возможности в организации времени.

Осознание людьми значения времени различно: одни осознают время как личностную ценность, другие - как внешне заданную проблему (время задано извне, его объективно не хватает и т. д.). Для одних типов людей проблема времени (его нехватка) стоит как осознанная жизненная проблема, для других она попросту не существует, а вопросы об отношении ко времени вызывают у них удивление, кажутся непонятными.

Отдельно в конце, я бы хотел привести интересную таблицу с данными полученными экспериментально[38]:

Опираясь на полученные данные, сведённые в таблицу, можно говорить о том, что психологическое восприятие времени обусловлено биологическими характеристиками индивида, к которым относят свойства темперамента, и он, как правило, даже не задумывается об истоках своего эмоционального отношения к прошлому, настоящему или будущему. При этом восприятие времени тесно связано с общим эмоциональным состоянием человека, что доказано исследованиями лиц, находящихся в депрессии. Актуализация в сознании человека понимания особенностей своего восприятия времени, перевод данной информации на уровень осознания может быть использован в психологической коррекции лиц с эмоциональными нарушениями.


Заключение

В ходе проведенного теоретического анализа проблемы, было выяснено, что в настоящее время вопрос о сущности или основной функции темперамента, лежащей в основе типологии темпераментов, пока не решен, и об этом можно лишь высказать предварительные соображения. В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют две его компоненты - активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты - или наоборот, медлительности, инертности; эмоциональность - особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и пр.).

Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Он не характеризует содержательную сторону личности (направленность сферы мотивационной, ориентации ценностные, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Но его свойства могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, ибо темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от коих в решающей степени зависит формирование личности.

Также было выяснено, что время в психологии - предмет многочисленных теоретических и экспериментальных исследований.

Внимание исследователей проблемы времени сосредоточилось на выявлении качественной специфики, качественной определенности времени. Накопленные в психологии и других науках сведения, факты постепенно раскрывали временные аспекты психики, механизмы их действия (такие, как скорость, ритм, интенсивность) с точки зрения "произвольного" управления этими механизмами субъектом в отличие от неуправляемых, физиологических процессов (альфа-, бета-ритмов, подвижности нервных процессов и т. д.). В этой связи скорость рассматривалась, в частности, как скорость управления человеком своими психическими процессами (их произвольное замедление или ускорение), темп - как произвольная психологическая интенсивность (с точки зрения значимости для личности интенсивного выполнения того или иного плана, задания), ритм - как психологически заданный и личностно обоснованный режим работы (количество перерывов, интервалов и т. д.).

Для определения истинных критериев личностной организации времени в науке было введено понятие своевременности. Своевременность выступает как неотъемлемое качество субъекта времени - человека. Своевременность - важнейшее из качеств личности как субъекта жизни, осознанное или переживаемое основание регуляции времени жизни. Это качество носит индивидуально-типологический характер.


Таким образом, в ходе проведенного анализа, было выяснено следующее. Связь восприятия времени и темперамента можно рассматривать как индивидуальную способность к регуляции времени, как способность к планированию, к определению последовательности операций во времени.

Продуктивное использование времени, ориентация во времени, способность по-своему распределить время в условиях, когда время наступления событий неопределенно, когда отсутствует строгая детерминация времени - это особые личностные (темперамент) и временные (восприятие времени) способности, которые и обеспечивают своевременность, продуктивность, оптимальность общественной и личной жизни.

Список литературы

  1. Джемс, У. Психология / У. Джемс. - М.: Педагогика, 1991.
  2. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
  3. Гельмгольц, Г. Восприятие звука / Г. Гельмгольц. – СПб: Лениздат, 1975.
  4. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков [и др.] ; сост. и общ. ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
  5. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – М.: Педагогика, 1983.
  6. Бергсон, А. Длительность и одновременность / А. Бергсон. – СПб.: Питер, 1998.
  7. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  8. Block, R.A. Models of psychological time. In R.A. Block (ed.), Cognitive models of psychological time. - NJ: Lawrence Erlbaum, 1990.
  9. Ornstein, R.E. On the experience of time / R.E. Ornstein. - Baltimore, MD: Penguin Books, 1969.
  10. Вайнштейн, Л.А. Психология восприятия / Л.А. Вайнштейн. - Мн.: Тесей, 2007.
  11. Frankenhauser, M. Estimation of time / M. Frankenhauser. - Stockholm: Almqvist&Wiksell, 1959.
  12. Steinberg, A. Changes in time perception induced by an anesthetic drug / A. Steinberg // British Journal of Psychology. – 1955. – Vol. 46, №2.
  13. Козлов, В.В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  14. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  15. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  16. Моисеева, Н.И. Время в нас и время вне нас / Н.И. Моисеева. - СПб.: Лениздат, 1991.
  17. Креч, Д. Восприятие движения и времени / Д. Креч , Р. Крачфилд , Н. Ливсон. – СПб.: Питер, 1969.
  18. Корягина, Ю.В. Восприятие времени и пространства как критерий адаптоспособности человека к различной двигательной активности / Ю.В. Корягина, В.Г. Тристан. // Научные труды: Ежегодник. - Омск: СибГАФК, 2001.
  19. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М., 1964
  20. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. – М., 1979.
  21. Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психол. журн. 1991. Т. 12. № 5.
  22. Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1969.
  23. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов – М. ВЛАДОС, 1995 г
  24. Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова. – М.: Просвещение, 1974.
  25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. II. – М., 1989.
  26. Фильштинская Е.Г., Латыпов Т.И. Взаимосвязь темперамента с психологическим восприятием времени // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 7(56). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 101-109.

  1. Джемс, У. Психология / У. Джемс. - М.: Педагогика, 1991. - 367 с.

  2. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 262-269.

  3. Гельмгольц, Г. Восприятие звука / Г. Гельмгольц. – СПб: Лениздат, 1975. – 282 с.

  4. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков [и др.] ; сост. и общ. ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 684 с.

  5. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – М.: Педагогика, 1983. – 268 c.

  6. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 262-269.

  7. Джемс, У. Психология / У. Джемс. - М.: Педагогика, 1991. - 367 с.

  8. Бергсон, А. Длительность и одновременность / А. Бергсон. – СПб.: Питер, 1998. – 203 с.

  9. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 262-269.

  10. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 640 c.

  11. Block, R.A. Models of psychological time. In R.A. Block (ed.), Cognitive models of psychological time. - NJ: Lawrence Erlbaum, 1990.

  12. Ornstein, R.E. On the experience of time / R.E. Ornstein. - Baltimore, MD: Penguin Books, 1969.

  13. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 262-269.

  14. Вайнштейн, Л.А. Психология восприятия / Л.А. Вайнштейн. - Мн.: Тесей, 2007.- 224 с.

  15. Гельмгольц, Г. Восприятие звука / Г. Гельмгольц. – СПб: Лениздат, 1975. – 282 с.

  16. Вайнштейн, Л.А. Психология восприятия / Л.А. Вайнштейн. - Мн.: Тесей, 2007.- 224 с.

  17. Frankenhauser, M. Estimation of time / M. Frankenhauser. - Stockholm: Almqvist&Wiksell, 1959.

  18. Steinberg, A. Changes in time perception induced by an anesthetic drug / A. Steinberg // British Journal of Psychology. – 1955. – Vol. 46, №2. – P. 14-26.

  19. Козлов, В.В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 410 с.

  20. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.

  21. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 425 с.

  22. Моисеева, Н.И. Время в нас и время вне нас / Н.И. Моисеева. - СПб.: Лениздат, 1991. -156 с.

  23. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – М.: Педагогика, 1983. – 268 c.

  24. Креч, Д. Восприятие движения и времени / Д. Креч , Р. Крачфилд , Н. Ливсон. – СПб.: Питер, 1969. – 367 с.

  25. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 425 с.

  26. Корягина, Ю.В. Восприятие времени и пространства как критерий адаптоспособности человека к различной двигательной активности / Ю.В. Корягина, В.Г. Тристан. // Научные труды: Ежегодник. - Омск: СибГАФК, 2001, с. 132 - 136.

  27. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М., 1964, c. 13-18

  28. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. – М., 1979. с.112-115

  29. Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психол. журн. 1991. Т. 12. № 5. с.51

  30. Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1969. c. 52-53

  31. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М.: МГУ, 1982. – с.324

  32. Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психол. журн. 1991. Т. 12. № 5. c.13-15; Общая психология /Состав. Е.И. Рогов – М. ВЛАДОС, 1995 г c.45

  33. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов – М. ВЛАДОС, 1995 г c.24-25

  34. Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова. – М.: Просвещение, 1974. с.215

  35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. II. – М., 1989. c.50

  36. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов – М. ВЛАДОС, 1995 г c.52

  37. Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова. – М.: Просвещение, 1974. с.279

  38. Фильштинская Е.Г., Латыпов Т.И. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ВОСПРИЯТИЕМ ВРЕМЕНИ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 7(56). – Новосибирск: СибАК, 2016. – с. 101-109.