Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Парламент и Конституционный Cyд в системе органов государственной власти Российской Федерации
1.1 Конституционный Cyд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля
2. Конституционный Суд Российской Федерации и парламент России
2.1 Представительство в Конституционном Суде Российской Федерации
2.2 Взаимодействие органа конституционного контроля с законодательной властью России
2.3 Послание Конституционного Суда Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
Введение
Судебная власть в Российской Федерации реализовывается через судопроизводство (конституционное, гражданское, административное, уголовное) и обладает универсальным характером, так как становится участником осуществления всех функций государства и является независимой по отношению к другим ветвям власти. Конституционный Суд, образованный в 1991 г. в России, явился не только неотъемлемым элементом государства, благодаря которому оно может называться правовым государством, но и занял особое положение, представляя собой орган конституционного контроля.Конституционный суд был создан для обеспечения правильности применения Конституции и обусловленных ею законов, охраны политических, экономических, социальных и моральных ценностей нашего общества. Благодаря Конституционному суду в нашей стране создается прочный, общественно-политический строй, система законности и защиты интересов граждан. Парламент, признанный Конституцией Российской Федерации высшим представительным и законодательным органом, также подтверждает, что Российская Федерация - демократическое правовое государство. Конституционно-правовой статус парламента непосредственно обусловлен формой правления: в президентских республиках (в том числе и в России), парламент, возглавляя законодательную власть, не имеет верховенства над властью исполнительной, так как формирование правительства и контроль за его деятельность осуществляется в основном главой государства, что не исключает и участия парламента в этой деятельности.
В ходе подготовки к исследованию, было выяснено, что такие конституционно-правовые категории, как Конституционный Суд и парламент России тщательно не исследованы. Я столкнулась с проблемой недостаточного количества публикаций по теме. В основном, это главы учебных пособий по конституционному праву, либо немногочисленные статьи в журналах. Те теоретические материалы, которые были проанализированы, в большинстве своем затрагивают только основы таких понятий, как Конституционный Суд и парламент. Нет ясности в вопросе взаимодействия Конституционного Суда Российской Федерации и законодательного органа власти Российской Федерации. Следовательно, эти проблемы являются важными и актуальными. Это и обусловило выбор темы исследования.
Объектом исследования явились действия Конституционного Cyдa Российской Федерации и деятельность российского парламента.
Предметом исследования явились категории конституционный суд и парламент. Целью исследования является изучение двух категорий в системе органов государственной власти Российской Федерации: парламента и Конституционного Суда.
Для достижения цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть значение Конституционного Cyдa Российской Федерации;
2) рассмотреть деятельность парламента;
3) представить взаимосвязь двух категорий конституционного права: Конституционного Суда и парламента России;
4) раскрыть проблемы реализации направления посланий Конституционного Суда Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
В процессе написания работы были применены методы анализа теоретических источников, метод обобщения полученных материалов по теме, структурно-функциональный. А также научные методы: технико-юридический, сравнительно-правовой.Теоретической основой исследования явились учебные пособия, статьи журналов и нормативно-правовые акты, освещающие проблемы органов государственной власти.Структура исследования определена целью и задачами исследования, включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1. Парламент и Конституционный Cyд в системе органов государственной власти Российской Федерации
1.1 Конституционный Cyд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации судебная власть реализовывается через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство [1]. Судебная власть является составной частью государственной власти. Термин судебная власть раскрывается в Конституции Российской Федерации через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельности судов. Термин правосудие обозначает содержание судебной деятельности, если она соответствует всем требованиям закона. А единство судебной системы закреплена Федеральным Конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ [3].
Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. ст. 10, 11 Конституции Российской Федерации. Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны, - в этом и проявляется самостоятельность судебной власти.
Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям, но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации). А принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешенность [8, с. 648-649].
Конституционное судопроизводство - особая форма судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации определяется как орган правосудия.
Конституционный Суд Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, относящийся к судебной власти, обладает признаками органа судебной власти:
1) Суд реализует судебную власть через конституционное судопроизводство;
2) деятельность Конституционного Суда Российской Федерации основывается на принципах самостоятельности и независимости, свойственных органам судебной власти [7].
Конституционный суд Российской Федерации был учрежден 19 декабря 1990 г. решением Съезда народных депутатов, а первый Закон о Конституционном Суде был принят 6 мая 1991 г. В настоящее время действует Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июня 1994 г. № 1-ФКЗ. Именно этот Закон определяет Конституционный Суд в качестве судебного органа конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть через конституционное судопроизводство [2].
Однако Конституционный Суд Российской Федерации обладает двойственной правовой природой. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством и судами Российской Федерации. В соответствии с этим Конституционный суд Российской Федерации относится к органам государственной власти Российской Федерации, и в данном качестве стоит в одном ряду с другими органами государства, а также наделен полномочиями признавать неконституционными принимаемые ими нормативные правовые акты [13]. По мнению доктора юридических наук С.Э. Несмеяновой, Конституционный суд Российской Федерации, главным образом, является органом государственной власти, вследствие этого для него характерны признаки, которые присущи данным органам:
1) Суд наделяется государственными властными полномочиями, он имеет право самостоятельно решать определенные вопросы, издавать акты, которые обязательны к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами;
2) Суд является организованным коллективом российских граждан, объединенных общей деятельностью;
3) Конституционный суд уполномочен от имени Российской Федерации выполнять функцию конституционного контроля, обеспечивать правовую охран Конституции России;
4) финансирование Конституционный суд Российской Федерации производится за счет средств федерального бюджета.
Из этого следует, что функциональное назначение Конституционного суда Российской Федерации - осуществление своей деятельности в форме конституционного судопроизводства.
Доктор юридических наук, профессор Ю.Л. Шульженко, исследуя понятие конституционного контроля, дает следующее определение: деятельность конституционного контроля рассматривается как компетентный государственный орган по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий нормативно-правовых актов конституции, законам, в ходе которых эти органы правомочны отменять обнаруженные несоответствия. Исходя из его определения, можно выделять основные характеристики Конституционный суд Российской Федерации:
1) это судебный орган по статусу и месту в системе разделения властей;
2) его основная функция - это осуществление конституционного контроля;
3) самостоятельно и независимо осуществляя судебную власть, Конституционный суд Российской Федерации признает акт не соответствующим Конституции и лишает его юридической силы;
4) принимаемые им решения являются окончательными и обязательными;
5) процессуальной формой деятельности Конституционного суда Российской Федерации является конституционное судопроизводство [7].
Целью деятельности Конституционного Суда Российской Федерации является защита основ Конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации. Ведь каким бы совершенным ни был парламент, периодически неизбежно принятие им законов, которые не соответствуют или противоречат Конституции страны. Во-первых, потому что законов и других нормативных правовых актов принимается много и разрабатываются они парламентариями и специалистами с неодинаковой степенью квалифицированности. Во-вторых, на принятие законов оказывают влияние различные политические силы, часто ставящие свои партийные или конъюнктурные цели выше всех других. Наконец, столь сложному делу, как разработка и принятие законов, свойственны элементарные человеческие ошибки.
В соответствии со ст. 125 Конституции Российской Федерации Конституционного Суда Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации Федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций республик; уставов и законов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации [13];
2) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом;
4) рассматривает запросы Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Органов законодательной власти субъектов РФ; акты и их отдельные положения, признанные неконституционными;
5) по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении им иного тяжкого преступления;
6) осуществляет иные полномочия [23, с. 235-236].
Функцию обеспечения конституционной законности в сфере нормотворчества нельзя целиков вверять парламенту, поскольку он принимает законы и вряд ли мог быт стать эффективным средством самоконтроля. Эту функцию может выполнять глава государства, но он большей частью является главой исполнительной власти, а потому контролировать законодательную власть не должен. Более логично наделять правом конституционного контроля судебную власть, поскольку она независима от законодательной и исполнительной власти и непосредственно занимается правоприменением [8, с. 665-666].