Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
Введение
Принципы налогового права РФ представляют собой комплекс фундаментальных положений, посредством которых регулируется специфический вид правовых отношений. К таким отношениям относят различные властно-распорядительные, государственные, имущественные связи. Принципы налогового права РФ заложены в первую очередь в Конституции Российской Федерации. Эту сферу регулируют ст. 57, п. «и» ст. 71 и 132. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы1. Законно установленным налог будет считается тогда, когда все его обязательные элементы, включая объект налогообложения и налоговую базу, а также налогоплатильщика определены в законе, с тем чтобы налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Так п. «и» ст. 72 Конституции определяет, что установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов2. А ст. 132 Конституции РФ определяет полномочия органов местного самоуправления, закрепляя за ними право, устанавливать местные налоги и сборы.3 Согласно этим положениям, реализуется принцип федерализма, показывая 3 уровневую систему налогообложения в РФ.
1 Конституция Русской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Русской Федерации о поправках к Конституции Русской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //КонсультантПлюс, 1992-2014.
4 Налоговый кодекс Русской Федерации (часть 1-ая)» от 31. 07. 1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3824.
Общие принципы налогового права установлены в Налоговом Кодексе РФ. Согласно ст. 2 НК РФ4 регламентируются властные отношения, касающиеся установления, введения и взимания обязательных платежей в бюджет, а также взаимодействия, которое имеет место в ходе осуществления контроля и установления ответственности нарушителям законодательных норм.
В юридической науке принципами права являются фундаментальные идеи и начала, которые выражают суть норм, действующих в данной отрасти, а также главные направления государственного влияния в сфере регулирования соответствующих отношений. Все принципы российского налогового права сформулированы во исполнение требований нормативных актов РФ. Принципы права можно разделить на две большие категории общеправовые и специальные принципы (отраслевые), которые относятся исключительно к сфере налогового права. К общеправовым принципам относятся те, на которых основывается не только налоговое право, но и другие отрасли права. Так можно отметить, что принципы законности, федерализма, гласности и плановости характерны практически для всех отраслей права - они являются общеправовыми.
Общеправовые принципы
Принцип законности
Законность выступает в качестве основного принципа в любой отрасли права. Она опирается на конституционный запрет ограничения свобод и юридических возможностей гражданина, за исключением определенных случаев. Законность как принцип права включает две составляющие. Первая касается сферы правотворчества, где она состоит в соблюдении законодателем идей, положений, принципов, требований подготовки, принятия, введения в действие нормативных правовых актов. Нарушение влечет ущербность акта, делает его оспоримым, позволяет участникам правоотношений требовать его отмены. Вторая составляющая законности охватывает сферу реализации (применения) права и выражается в неукоснительном выполнении правовых норм всеми участниками правоотношений, включая государство. В сфере налогового права присутствуют обе составляющие. Ст. 57 Конституции РФ5 устанавливает обязанность каждого платить законно
5 Конституция Русской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Русской Федерации о поправках к Конституции Русской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //КонсультантПлюс, 1992-2014.
установленные налоги и сборы. Эта норма развивается в п. 1 ст. 3 НК РФ6, согласно которому, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Из этого можно сделать вывод, что незаконно установленные налоги никто платить не обязан. Кроме этого, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, которые обладают установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренных НК РФ либо установленных в ином порядке, чем это определено НК РФ (п. 5 ст. 3). Если проанализировать налоговое законодательство, доктринальные источники и судебную практику, то можно сделать вывод о том, какие же налоги и сборы будут считаться законно установленными. Это такие налоги и сборы, которые устанавливаются представительными органами государственной власти и местного самоуправления в форме актов налогового законодательства с соблюдением правотворческой процедуры, а эти акты налогового законодательства должны иметь правовой характер. . При установлении налога должен соблюдаться принцип определенности налогообложения, т.е., должны быть ясно и четко определены все его элементы, необходимые и достаточные для того, чтобы исчислить и уплатить налог, и акты налогового законодательства должны быть надлежащим образом введены в действие. Выявляя общеобязательности правовых норм, законность охватывает все формы реализации налогового права. Эта форма должна соблюдаться и на стадии законотворчества, и на различных стадиях правоприменительного процесс.
7 Принцип законности налогообложения является общеправовым и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина. Это закрепляется в ст. 35 Конституции Р8, но налогообложение будет выступать в качестве ограничения прав собственности. Данное ограничение основывается на законе и ориентировано на реализацию прав, обязанностей, полномочий государственных органов. Взимание сборов и налогов осуществляется для финансового обеспечения работы власти (государственных и муниципальных структур).. Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что налогово-правовое значение принципа законности заключается в создании и поддержании режима легитимности деятельности государства в налоговой сфере. Основными элементами данного принципа следует считать верховенство Конституции Российской Федерации и верховенство закона; единство законности, равенство всех перед налоговым законодательством; неотвратимость налогово-правовой ответственности.
6 Налоговый кодекс Русской Федерации (часть 1-ая)» от 31. 07. 1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3824.
7 Финансовое право: учеб.-2-е изд., перераб. и доп. / А. Б. Быля, О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева [и др.]; отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 528 с.
8 Конституция Русской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Русской Федерации о поправках к Конституции Русской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //КонсультантПлюс, 1992-2014.
Принцип федерализма.
Этот принцип в сфере налоговой деятельности государства имеет значительное научное и практическое преимущество и является исходным началом налоговой деятельности государства. Являясь конституционным, принцип федерализма служит отправной точкой для всех нормативных правовых актов, которые регулируют различные аспекты налоговой деятельности. 9 Он говорит о направленности налогово-правового регулирования на сочетание общефедеральных интересов с интересами субъектов РФ, на обеспечение необходимыми налоговыми ресурсами выполнения функций, которые имеют значение как для Российской Федерации в целом, так и для жизнедеятельности ее субъектов (ст. 71, 72, 73, 76 Конституции РФ)10. Федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ осуществляют функции налоговой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов их ведения между Федерацией и её субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71 Конституция РФ)11. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесется установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ)12. Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76 Конституции РФ13). Направления налоговой деятельности определяются на всех уровнях, но главенствующая роль при этом все равно отведена федеральной налоговой политике, потому что именно она устанавливает и закрепляет основы и направления налоговой деятельности других уровней. Эффективность реализации принципа федерализма в налоговых отношениях относится к числу первостепенных современных задач России.
9 Финансовое право: учебник / Ю. А. Крохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 720 с.
10 Конституция Русской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Русской Федерации о поправках к Конституции Русской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //КонсультантПлюс, 1992-2014.
11 Конституция Русской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Русской Федерации о поправках к Конституции Русской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //КонсультантПлюс, 1992-2014.
14 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31. 07. 1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3824.
Отраслевые принципы
Принцип справедливости налогообложения.
В российской юридической науке этот принцип нередко именуют принципом равного налогового бремени для налогоплатильщиков. После принятия первой части НК РФ принцип справедливости налогообложения нашел свое закрепление п.1 ст.3 НК РФ: «… При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости»14, т.е. налоги должны быть справедливыми, справедливыми они будут в том случае, если не будут ставить налогоплательщиков в затруднительное положение, поэтому, к примеру, подоходный налог установлен в виде процента от дохода, а не в твердой денежной сумме, что сразу бы вызвало недовольство налогоплательщиков, и что было бы нарушением принципа справедливости налогообложения. Согласно норме установление налогов осуществляется в соответствии с фактической способностью субъекта производить обязательные выплаты, исходя из уровня его дохода и т.д.
Принцип всеобщности и равенства налогообложения.
Данный принцип является конституционным и закреплен в ст.57 Конституции РФ, согласно этой статье: «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»15. Кроме того, ч.2 ст.8 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ16. Принцип равенства налогообложения является принципом формального, а не фактического равенства и заключается в том, что плательщики определенного вида налога или сбора должны уплачивать налог (сбор) на равных основаниях. независимо от возраста, пола. вероисповедания, уровня дохода. социального положения и др.
Принцип единства системы
Этот принцип налогов и сборов вытекает из провозглашенного Конституцией РФ принципа единства экономического пространства Российской Федерации (ст. 8 Конституции РФ17), согласно которому не допускается установление налогов, которые нарушают единое экономическое пространство страны. Конституция РФ (ст. 74) устанавливает, что на всей территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких - либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств (ч. 1), а ограничения могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей
15 Конституция Русской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Русской Федерации о поправках к Конституции Русской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //КонсультантПлюс, 1992-2014.
(ч. 2)18. Конституционные нормы о единстве экономического пространства РФ получили закрепление в п. 4 ст. 3 НК РФ19, согласно которому не допускается устанавливать налоги и сборы, которые нарушают единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия незапрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Конституционный Суд РФ, подтверждая недопустимость установления нарушающих единство экономического пространства РФ налогов, установил запрет на введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, а также запрет на введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий или переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов. Единство системы налогов и сборов обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов, в соответствии с которой налоговые органы, относящиеся к федеральным экономическим службам, находятся в ведении Российской Федерации (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ20), а налоговые органы в субъектах РФ являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 7821), а не органами субъектов РФ. Подводя итог вышесказанному. можно сделать вывод, что в соответствии с принципом единства система налогов и сборов должна быть в своих главных характеристиках единой на территории всей Российской Федерации, а налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления не должны проводить к разрушению единого налогового пространства государства.
18 Конституция Русской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Русской Федерации о поправках к Конституции Русской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //КонсультантПлюс, 1992-2014.
19 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31. 07. 1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3824.
20 Конституция Русской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Русской Федерации о поправках к Конституции Русской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //КонсультантПлюс, 1992-2014.