Файл: МВА – Организационное поведение (Определение понятия деловое общение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.4. Способы повышения этического уровня организации

Как правило, в условиях прогрессирующей конкурентной борьбы организации в последнюю очередь анализируют межличностное общение сотрудников, чаще ограничиваясь лишь контролем исполнения общепринятых правил поведения работника прописанных в уставе предприятия, либо должностной инструкции. Но для успешной продуктивной деятельности необходимо значительное внимание уделять этическим проблемам,  возникающим у сотрудников на рабочем месте.

В целях повышения этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников можно разработать и использовать следующие мероприятия и методы:

1. Этические кодексы описывают систему общих ценностей и правил этики, которых, по мнению организации, должны бы придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно организации доводят этические нормативы до своих работников в виде печатных материалов;

2. «Карты этики» — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод активно
применяется в японских компаниях;

3. Комитеты по этике. Одни организации создают постоянные комитеты по этике для оценки повседневной практики с точки зрения этики, почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня; другие не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката — выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции «социальной совести» организации;

4. Социальные ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации;

5. Обучение этичному поведению. Еще один подход, используемый организациями для повышения показателей этичности поведения, — обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. При этом работники знакомятся с этикой бизнеса, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. Встраивание этики как предмета в курсы обучения управления персоналом и государственному управлению является еще одной формой обучения этичному поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы;


6. Этическая экспертиза представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации (или конкретного проекта), которая вызывает обеспокоенность высшего руководства, персонала или общественности и может повлиять на имидж и перспективы организации. Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата и моральной респектабельности организации, а также внесение коррективов в практику деятельности организации (или ее конкретных проектов);

7. Этическое консультирование проводится тогда, когда проблемы организации не могут быть решены силами самой организации (или в ней отсутствуют соответствующие структуры) из-за сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике бизнеса со стороны.

4.  Особенности делового этикета в Странах Ближнего Востока

Существует ряд общих принципов, которыми следует руководствоваться при деловом общении в мусульманских странах:

Все дела пять раз в день прерываются для совершения намаза (молитвы).

Необходимо уважать право делового партнера преклонить колени и обратить лицо к Мекке.

Вне помещения приветствия в форме рукопожатия широко распространены. В частном доме, вполне вероятно, хозяин может поприветствовать Вас поцелуем в обе щеки – и Вы обязаны ответить тем же.

Визитные карточки печатаются на двух языках – местном и английском.

На деловую встречу следует надевать легкий темный костюм, рубашку и галстук. Ноги и руки женщин должны быть закрыты, а также недопустимы брюки.

Во время разговора арабы стоят очень близко друг к другу. Не стоит отступать назад.

У арабских народов не принято обсуждать личную жизнь.

Следует держать ступни на полу – подошвы показывать неприлично.

Не стоит подшучивать над собеседником или спорить с ним.

В Саудовской Аравии не курите, пока не закурит хозяин; женщины не присутствуют на трапезах (даже деловых) вместе с мужчинами.

Перед деловыми переговорами в арабских странах часто подают напитки и еду. Отказываться нельзя, даже если Вы не голодны. Во время еды следует пользоваться только правой рукой. Левая рука служит только для гигиенических целей. Если Вы левша, стоит извиниться.


В деловых отношениях арабы любят предварительную проработку деталей проблем, которые будут предметом обсуждения на предстоящих переговорах. Очень важной является атмосфера доверия между деловыми партнерами.

Арабское приветствие, в отличие от формального и короткого европейского, являет собой ритуал, во время которого задаются вопросы о здоровье и личных делах. Они могут повторяться в ходе беседы. Всегда надо терпеливо выслушать араба-собеседника и его длинные пожелания благополучия. Часто в речи арабы обращаются к Аллаху, уповая на его милость и помощь в предстоящих делах.

Арабский деловой этикет запрещает давать прямолинейные ответы и быть категоричным; нельзя также проявлять суетливость и поспешность. Важным во время переговоров считается стремление «сохранить лицо» – свое и собеседника. Даже свой отказ арабы-бизнесмены облекают в очень мягкую, завуалированную форму.

5. Основные характеристики этики делового общения в странах Востока

На Востоке существуют своя культура и обычаи. Восточный этикет значительно более церемонен, чем европейский, и глубже уходит корнями в прошлое. Так, в арабских странах во время беседы часто спрашивают «как здоровье», «как дела», но подробно отвечать на эти вопросы не нужно.

Во время деловых встреч Вас обязательно угостят кофе. Если выпив его, Вы отдадите чашку хозяину, то он наполнит ее снова. Но если Вы не захотите больше пить, то достаточно покачать чашечкой из стороны в сторону или перевернуть ее вверх дном.

  1. Основные особенности делового поведения в некоторых странах Юго-Восточной Азии

Приведу пример в виде таблицы.

Страна

Характерные черты делового общения и рекомендации

Гонконг

Сегодня эта территория принадлежит Китаю, но имеет свои специфические черты жизни, связанные с ее прошлым и особым статусом.

Дела делаются непрерывно целый день и часто в ресторанах.

Большинство бизнесменов говорят по-английски.

Большую роль играют визитные карточки.

Договаривайтесь заранее о деловых встречах и соблюдайте пунктуальность.

Не одевайтесь в белый или королевский голубой – это цвет траура.

Не принято касаться друг друга.

Подмигивание или подманивание пальцем считаются грубостью.

При встрече обменяйтесь рукопожатием.

В целом следуйте британским традициям.

Индонезия

Громкая речь считается оскорблением.

Не следует манить кого-либо пальцем.

Ничего не подавайте и не берите правой рукой.

Филиппины

Не опаздывайте на деловую встречу; на обед, напротив, приходите с получасовым опозданием, дабы вас не заподозрили в нетерпеливости.

Обращайтесь к деловому партнеру по профессиональному званию.

Сингапур

Язык бизнесменов – английский.

Будьте пунктуальны.

Жители этой страны практичны и прямодушны, поэтому могут задавать прямые вопросы.

Женщина в бизнесе – равноправный партнер.

При встрече пожмите руку и протяните двумя руками свою визитку.

Не очень доброжелательно принимаются длинные волосы.

Тайвань

Не стоит путать с континентальным Китаем или Гонконгом; находясь здесь, называйте эту страну «Республика Китай».

Жители очень дружелюбны. Почти все говорят по-английски.

Среди бизнесменов в цене близкая дружба.

Визитные карточки весьма важны и должны содержать текст на китайском и английском языках. Дарите и принимайте их обеими руками.

Принято дарить подарки, порой весьма дорогие.

Никогда не касайтесь ничьей головы.

Будьте пунктуальны.


Заключение

В заключение данной работы, исходя из поставленной  в ней цели и задач,  можно сделать краткие выводы:

- Этика  делового общения – это учение  о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров.

- Основные  принципы  деловых отношений   дают  конкретному сотруднику   в любой организации   этическую платформу   для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

- Принципы  этики  деловых отношений  служат основанием  для выработки  каждым сотрудником   любой фирмы   собственной личной   этической системы.

- Культура устной и письменной  речи часто  бывает сердцевиной  профессиональной этики. Важными показателями   ее является стиль общения, функциональная грамотность.

- В содержание  делового этикета  может входить  деловой  этикет офиса, т.е. его сотрудников, подготовка  деловых бумаг по правилам  этикета, проведение деловых переговоров, встреч и совещаний по правилам  делового этикета.

Список используемой литературы

  1. Аристотель. Соч.в 4-х т. Т.4 – М., Мысль, 1983.
  2. Браим И.Н. Этика делового общения. – Минск: Жизнь, 1996.
  3. Волгин Б.В. Деловые совещания. - М.: Деловая мысль, 1998.
  4. Дебольский М.С. Психология делового общения. - М.: ПРИОР, 1992.
  5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Киев: КБФ, 1989.
  6. Кожина М. Н. Стилистика русского языка: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1993.
  7. Козловски П. Принципы этической экономии. – СПб.: Экономическая школа, 1999
  8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992
  9. Нравственные основы предпринимательской деятельности. Отв. Ред. В.П. Фетисов. Межвуз. сб. научн. трудов. – Воронеж: Истоки, 1995
  10. Першин Г.В., Альбов А.С., Левтов В.Е. Телефонный разговор с иностранным партнером. Справочное пособие для успешного делового общения. - С.-Петербург: Нева, 1996.
  11. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М.: Дело, 2000
  12. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. – Симферополь: Маяк, 1996.
  13. Теория морали и этика бизнеса. Курс лекций. Под ред. В.А. Гвозданного. – М.: Росс. Экон . акад., 1995
  14. Широкова И.Г., Этика. М.: ПРИОР, 2000.
  15. Честара Дж. Деловой этикет. - М.: САНК, 2000.

1 Аристотель. Соч.в 4-х т. Т.4 – М., Мысль, 1983. – С.379.