Файл: Отличительные особенности англо-американской модели корпоративного управления: ее преимущества и недостатки (Англо-американская модель корпоративного управления).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
Введение
В ХХ столетии в мировой практике основной формой организации и управления хозяйственными и многими другими процессами, в которых требуется объединение нескольких заинтересованных сторон, стала корпорация.
«Развитие акционерной собственности, сопровождавшееся отделением прав собственности от управления ею, породило проблему обеспечения контроля со стороны собственников над управляющими, в руках которых находится распоряжение собственностью, с тем, чтобы ее можно было максимально эффективно использовать в интересах собственников».
Корпоративное управление- система взаимодействий между руководством компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами для реализации их интересов.
Корпоративное управление включает в себя систему взаимоотношений между менеджментом компании, ее советом директоров, ее акционерами и иными заинтересованными лицами. Корпоративное управление также определяет структуру, с помощью которой устанавливаются цели компании, а также способы достижения этих целей и мониторинг результатов деятельности (Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)).
В зависимости от особенностей развития эта модель приняла неодинаковые формы в разных странах. Функционирование этой системы опирается как на законодательные нормы, утвержденные государством, так и на правила, стандарты и образы, формируемые в результате формальных и неформальных соглашений всех заинтересованных групп.
Основной функцией модели корпоративного управления является построение такой системы, которая бы способствовала реализации задач инвесторов и защите их интересов.
В качестве основных задач можно обозначить следующие:
1) Характеристика и особенности англо-американской модели управления;
2) Проведение сравнительного анализа модели корпоративного управления;
5) Преимущества и недостатки англо-американской модели корпоративного управления
Глава 1. Англо-американская модель корпоративного управления
Эта модель применяется в акционерных обществах (корпорациях) Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других странах. Для нее характерно наличие индивидуальных и независимых акционеров, то есть не связанных с корпорацией (так называемых внешних акционеров, акционеров-аутсайдеров).
В англо-американской модели присутствуют следующие участники корпоративных отношений.
Менеджеры. В эту группу входят представители высшего звена управления корпорацией, ответственные за реализацию ее стратегии.
Совет Директоров. Эту группу составляют как представители акционеров, так и представители менеджмента, входящие в Совет корпорации.
Назначение и функции Совета директоров корпорации за рубежом аналогичны правлению.
Акционеры или владельцы акций общества.
В своем взаимодействии участники корпоративных отношений образуют так называемый треугольник корпоративного управления.
Культурно-исторические особенности:
Низкая степень вмешательства государства; судебное регулирование конфликтов; ориентация на личный успех; индивидуализм; высокая степень готовности к риску; главная цель-получение прибыли; приоритетность конкурентоспособности.
Экономические особенности:
Широкое представительство индивидуальных и независимых акционеров; незначительная роль банков как акционеров; высокая распыленность акционерного капитала; большая роль мелких частных и институциональных инвесторов; высокая ликвидность и роль фондового рынка в распределении инвестиционных ресурсов.
Структура владения акциями:
Преобладание индивидуальных над институциональными инвесторами.
Стиль управления:
Управление на основе совместного принятия решения.
Особенности взаимодействия с акционерами:
Акционеры могут не присутствовать на общем собрании акционеров, реализуя право голоса по доверенности; институциональные инвесторы отслеживают корпорацию через аудиторов и инвестиционные фонды.
Основной орган:
Совет директоров.
Англо-американская модель корпоративного управления предусматривает разделение функций владения и управления в промышленной корпорации. Этот аспект очень важен с деловой и социальной точек зрения, то есть инвесторы, вкладывая свои средства, не несут юридической ответственности за действия корпорации. Они передают функции управления менеджерам – наемным работникам корпорации, профессиональным управляющим. При таком разделении функций возникает конфликт интересов, связанный с тем, что, обладая всей полнотой власти в корпорации, менеджеры начинают действовать исключительно в своих интересах в ущерб интересам акционеров. Для разрешения этого конфликта в американских корпорациях применяются различные способы. Основным из них является создание Совета директоров.
В Советы директоров большинства корпораций Великобритании и США входят как "внутренние" члены или "инсайдеры", так и "внешние" (независимые) или "аутсайдеры". Традиционно председателем Совета директоров и генеральным директором корпорации является одно и то же лицо. Состав Совета директоров и представительство в Совете постоянно находятся в центре внимания акционеров. Возможно, это происходит потому, что другие вопросы корпоративного управления, такие как раскрытие информации и механизмы взаимодействия между корпорациями и акционерами, в основном уже решены.
Советы директоров в США и Великобритании меньше по численности, чем в Японии или Германии.
Взаимоотношения между управляющими, директорами и акционерами определяются рядом законов и правил.
В США Федеральное агентство - Комиссия по ценным бумагам и биржам регулирует деятельность рынка ценных бумаг - устанавливает требования к раскрытию информации, а также координирует отношения между акционерами и корпорациями. Влияние на корпоративное управление оказывают также законы, регулирующие деятельность пенсионных фондов.
В 1988 году Министерство труда США, ответственное за деятельность частных пенсионных фондов, постановило, что эти фонды имеют фидуциарные обязательства, то есть выступают "поверенными" своих акционеров в делах корпорации. Это постановление оказало сильное влияние на деятельность частных пенсионных фондов и других институциональных инвесторов: они стали интересоваться всеми вопросами корпоративного управления, правами акционеров и голосованием на общих собраниях.
Основу законодательной базы по правам и обязанностям акционерных обществ в США составляют законы штата, в котором учреждена и зарегистрирована та или иная корпорация. По сравнению с другими рынками капитала в США существуют самые жесткие правила по раскрытию информации и действует четкая система взаимоотношений между акционерами. В других странах, использующих англо-американскую модель корпоративного управления, правила по раскрытию информации тоже высоки, однако не до такой степени, как в США. В Великобритании законодательные рамки корпоративного управления устанавливаются парламентом и могут регулироваться правилами таких независимых организаций как Коллегия по ценным бумагам и инвестициям, контролирующая рынок ценных бумаг.
Обязательного одобрения акционеров в англо-американской модели корпоративного управления требуют: избрание директоров и назначение аудиторов; составление и применение плана выпуска опционов на приобретение акций служащими и руководством (что непосредственно влияет на выплаты управляющим и директорам); слияния поглощения; реорганизация, изменения и дополнения к Уставу корпорации. При этом существует важное различие между Великобританией и США: в США акционеры не имеют права голосовать по размеру дивидендов, предлагаемому Советом директоров, а в Великобритании, наоборот, этот вопрос выносится на голосование акционеров.
В англо-американской модели акционеры имеют право вносить предложения в повестку дня ежегодного общего собрания. Эти предложения должны касаться непосредственно деятельности корпорации. Акционеры, владеющие более чем 10 % акционерного капитала корпорации, имеют также право инициировать созыв внеочередного (чрезвычайного) собрания акционеров корпорации.
В англо-американской модели четко определены вопросы взаимоотношений акционеров между собой и с корпорацией. Важную роль в управлении корпорацией играют независимые и саморегулируемые организации. Акционеры могут осуществлять свое право голоса, не присутствуя на ежегодном общем собрании. Все зарегистрированные акционеры получают по почте: повестку дня собрания со всей необходимой для принятия решений информацией, все предложения, годовой отчет корпорации и бюллетень для голосования. Акционеры имеют возможность голосовать по доверенности, заполняя бюллетень и отсылая его по почте. Тем самым акционер уполномочивает председателя Совета директоров действовать от его имени, выступать его доверенным лицом.
Институциональные инвесторы и различные финансовые специалисты следят за деятельностью корпорации и корпоративным управлением.
Основными экономическими особенностями, повлиявшими на формирование англо-американской модели, являются следующие.
- Высокая степень распыленности акционерного капитала. Среди крупнейших американских компаний очень незначительное число имеет крупных по американским меркам (как правило, владельцев не более 2—5%) акционеров. Основными владельцами капитала этих компаний являются большое число институциональных (пенсионные, страховые и инвестиционные фонды) и еще большее число мелких (миноритарных) частных инвесторов. Как правило, средства этих инвесторов распределены между большим числом компаний, а сами акционеры не связаны с компаниями какими-либо отношениями помимо владения акциями.
- Большинство инвесторов ориентировано на краткосрочные цели, на получение дохода за счет курсовой разницы.
- Фондовый рынок высоко ликвиден благодаря такой структуре акционерного капитала и особенностям регулирования.
- Структура капитала и высокая ликвидность обусловливают высокую распространенность враждебных поглощений. Фондовый рынок является не просто рынком акций, а рынком компаний: через него осуществляется переход контроля над крупнейшими компаниями.
- Вследствие особенностей законодательства и деловой традиции последних 60 лет, банки играют незначительную роль как акционеры, их отношения с компаниями не выходят за рамки отношений «заемщик — кредитор».
Современная модель англо-американского менеджмента базируется на трех исторических предпосылках:
наличие рынка;
индустриальный способ организации производства;
корпорация как основная форма предпринимательства.
Корпорации имеют статус юридического лица, а их акционеры - право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.
Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление.
Содержание стратегического управления заключается, во- первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и, во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпорации впоследствии превращается в текущие производственно- хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике. Стратегическое управление требует создания организационной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений фирмы, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов. СХЦ отвечают за своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт, формирование производственной программы выпуска продукции по номенклатуре.
Важнейшей составной частью плановой работы корпораций является стратегическое планирование. Оно сдерживает стремление руководителей к получению максимальной текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, ориентирует их на предвидение будущих изменений внешней среды. Позволяет установить обоснованные приоритеты распределения ресурсов.
США получило распространение несколько форм привлечения рабочих к управлению.
Согласно американской модели основными составляющими успеха считаются:
компетентность руководителя;
способность психически настроиться на восприятие и мышление партнера;
доверие как переход от авторитарного и консультативного подходов к полному делегированию полномочий.