Файл: Активные  и интерактивные технологии обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях одной из задач высших учебных заведений является подготовка конкурентоспособного специалиста, способного к успешной профессиональной деятельности, владеющего технологиями в своей специальности, умением использовать полученные знания при решении производственных задач. На практике далеко не всегда выпускники вузов способны реализовать подобные задачи. Сложившаяся ситуация актуализирует поиск новые эффективных технологий обучения студентов.

Именно поэтому при обучении идет использование активных и интерактивных форм занятий с целью формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся. Студент может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность выразить себя как субъект обучения.

Активные методы и технологии профессионального обучения

Активное обучение как целенаправленный образовательный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной и исследовательской деятельности студентов по овладению общекультурными и профессиональными компетенциями строится на основе использования активных методов и технологий в процессе проведения занятий.

Активные методы обучения:

  • совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и преподавателя в процессе обучения;
  • способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач учебной и научно-исследовательской деятельности.

Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.

Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияют на качество методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации образовательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.


При активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

Отличительные особенности активных форм проведения занятий:

  • целенаправленная активизация мышления, когда студент вынужден быть активным независимо от его желания;
  • достаточно длительное время активности обучаемых (в течение всего занятия);
  • самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации эмоциональности обучаемых;
  • взаимодействие обучаемых строится преподавателем посредством прямых и обратных связей.

Активные формы проведения занятий имеют целый спектр методологических преимуществ, связанных, прежде всего с развивающим потенциалом. Эти преимущества основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников занятия друг с другом и с преподавателем:

  • добывание и применение знаний носят поисковый характер;
  • процесс обучения представлен как цепь учебных ситуаций;
  • предполагается совместная деятельность преподавателя и студентов по решению задач обучения;
  • включение студентов в ситуацию будущей профессиональной деятельности.

К основным методам активного обучения относятся:

  • презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на различных занятиях; это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по изучаемой теме;
  • кейс-технологии – технологии, которые строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения; различают два подхода к созданию кейсов: американская школа предлагает поиск единственного правильного решения поставленной задачи, а европейская школа, приветствует многогранность решений и их обоснование;
  • проблемная лекция – это учебное занятие, на котором преподаватель не преподносит готовые утверждения, ставит вопросы и обозначает проблему; закономерности и правила выводят сами студенты; применение данного метода требует наличия у студентов определенного опыта логических рассуждений;
  • баскет-метод – это метод, который основан на имитации ситуации; например, студент должен выступить в роли руководи теля лаборатории и ознакомить студентов с некоторыми методиками проведения эксперимента, при этом его задача – донести информацию о конкретной методике до каждого студента.

Использование активных методов в процессе проведения занятий, выявление технологических процессов, операций и приемов организации обучения и составляют основу активной технологии обучения в высшей школе.

Интерактивные методы и технологии профессионального обучения

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «преподаватель – студент» и «студент – студент». В этой схеме не только преподаватель привлекает студентов к процессу обучения, но и сами обучающиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого студента.

Задача преподавателя:

  • создать условия для проявления активности студентов;
  • научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации;
  • научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения;
  • научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Главной отличительной особенностью интерактивных технологий обучения является инициативность обучающихся в учебном процессе, которую стимулирует преподаватель. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. В сравнении с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающихся: активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей педагога заключается в создании условий для инициативы обучающихся. Вовлекаясь в интерактивную деятельность, студенты учатся решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, доказывать правильность своего мнения и его отстаивать, совместно решать значимые проблемы.

При использовании интерактивных методов роль преподавателя меняется, он перестаёт быть центральной фигурой учебного процесса, но при этом регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания, ситуационные задачи, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, проводит консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана по освоению программы дисциплины, прописанной в учебно-методических комплексах и рабочих программах.

Основные принципы работы на интерактивном занятии: