Файл: Шрифты. Классификация шрифтов (Дисциплина: «Основы производственного мастерства»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 952

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Общение людей при помощи письменных знаков - шрифта - одно из величайших достижений человечества. Слово «шрифт» - (schrift) - немецкого происхождения и в переводе означает - письмо, начертание букв. Шрифт - это то, над чем работают сотни людей годами, это то, что создавалось и оттёсывалось в течение многих тысячелетий. Это одна из самых важных деталей во многих сферах, задачей которых является донести какую-либо информацию для человека.

Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени. Шрифт необходим людям для передачи информации в письменном виде во времени и пространстве. Письменность является частью общей культуры каждого народа и частью мировой культуры.

Типографика - целая наука, занимающаяся графическим представлением оформления письменной составляющей текстов. Это набор способов, позволяющих превратить просто текст в графическое художественное изображение. Как разновидность типографической деятельности можно рассматривать и проектирование рекламы, вывесок, оформления выставок, многочисленных элементов «фирменного стиля», т.е. работу в самых разных областях графического дизайна.

Сегодня типографика - это неотъемлемая часть графического дизайна. Ее используют при изготовлении практически всех видов печатной продукции, а также в дизайне интерьеров, студий, создании логотипов, эмблем, вывесок и многого другого. С типографикой тесно взаимосвязано проектирование наборных шрифтов, которые служат для художников печати своего рода исходным «строительным» материалом.

В первой главе реферата «Шрифты» изложены общие сведения о шрифтах и его параметрах.

Во второй главе реферата «Классификация шрифтов» непосредственно раскрывается её тема, там подробно рассказывается о видах шрифтов, а также приводятся наглядные примеры.

1. Шрифты

Шрифт - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.

Понятие типографики и шрифта

Открытие возможности передачи звуков речи с помощью отдельных знаков, т.е. письма, привело к изобретению алфавита и явилось величайшим достижением человечества.


Каждый день нам поступает огромное количество информации, в том числе и печатной. И для того, чтобы текст был хорошо воспринят и обладал удобочитаемостью, обязательно необходимо подбирать нужный шрифт. Выбор шрифтов и определение его параметров тесно связаны с типографикой.

Типографика - это «графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки с использованием норм и правил, специфических для данного языка. Основной аспект типографики - это работа со шрифтами».

Типографика полезна не только для грамотной верстки книг, газет и журналов. Она важна при создании печатной рекламы, дизайне сайта, баннера, наружной рекламы и многого другого. Знание и понимание типографики превращают текст в инструмент построения композиции. Делают его живым, придают характер и способность передать идею не только содержанием, но и графически.

Терминология шрифта

Существует сложившаяся терминология, позволяющая охарактеризовать каждый конкретный шрифт по всем его параметрам.

Гарнитура шрифта - совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т.е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов. Некоторые гарнитуры располагают большим количеством начертаний, чем другие. Благодаря этому можно построить весь документ на одной гарнитуре, используя где это необходимо различные варианты начертаний. Примером может служить шрифт «Helios», который насчитывает около 33 начертаний.

Начертание - комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков (светлое, полужирное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или широкое).

Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях. В рамке одной гарнитуры насыщенность может изменяться от сверхсветлой до сверхжирной. Непрерывный ряд начертаний составляют: светлое, нормальное, полужирное, жирное, темное, черное и сверхжирное.

Пропорции шрифта - показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких.

Контрастность - один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Эта характеристика изменяется от неконтрастных до сверхконтрастных шрифтов.


Кегель - величина шрифта в наборе, определяется в пунктах. Кегль - это величина площадки, на которой размещается знак. Размер, шрифта определяется его высотой, измеренной в типографских пунктах: 12 пунктов = 1пике, 6 пик одному дюйму.

Комплектность - совокупность всех знаков, необходимых для набора текста: строчных, прописных, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов.

Наклон - наклон знака определяется углом, который он образует с вертикальной осью.

Интерлиньяж - расстояние между базовыми линиями соседних строк. Оно измеряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояния между строками. Например, кегль 10 пунктов при расстоянии между строками в 2 пункта называют кеглем 10 пунктов при интерлиньяже 12 пунктов.

Выключка - параметр показывающий размещение текста в параграфе. Выключка бывает: по левому краю, по правому краю, по центру, по формату и полная выключка. В зависимости от выбранного типа выключки текст размещается по-разному.

Существует еще такое понятие как удобочитаемость шрифта, но оно скорее носит субъективный характер и зависит не только от характеристик самого шрифта, но и от условий его применения.

2.Классификация шрифтов

2.1. Шрифты с засечками

Засечки, или серифы – это такие «подковы» у букв, благодаря которым шрифт выглядит более законченным и устойчивым. Раньше засечки помогали делать более качественный оттиск при печати в типографии и не изнашивать сами буквы. Сегодня считается, что засечки помогают чтению, так как взгляд цепляется за рисунок букв и слова не слипаются в кашу.

Рисунок 1. Виды засечек

Иногда такие шрифты еще называют антиквами – это историческое название, которое объясняет их происхождение: до XIX века все шрифты в мире были с засечками, а anticuus в переводе с латинского означает «древний».

Если бы шрифты можно было бы сравнить с цивилизациями, антиква, несомненно, была бы представителем западной. Эти шрифты формальны, строги и имеют самую длинную историю. У них традиции и манеры.

Антиква старого стиля

Это собирательное название большой группы шрифтов, которые появились в эпоху Ренессанса в XV – XVII веках. Такие типы шрифтов унаследовали некоторые свои черты из более ранней письменности от руки, которую использовали в книгах до изобретения книгопечатания.


Главная особенность антиквы старого стиля – это наклонные овалы у букв и несимметричные засечки. Пример такого шрифта – Abobe Garamond Pro. Текст, набранный им, сразу же обретает изысканный стиль и красивое книжное настроение.

Рисунок 2. Антиква старого стиля

Такой шрифт будет хорошо смотреться в оформлении деловых журналов и газет, в документах и на визитках.

Переходная антиква

К переходной антикве мир перешел в конце XVII – начале XVIII веков. Считается, что первая переходная антиква создавалась для нужд французского короля Людовика 14, и отличается от старой антиквы большим контрастом букв и симметричными засечками.

Рисунок 3. Переходная антиква

Переходных антикв не так много, но знают их все: это знаменитые шрифты Times New Roman, Baskerville и Georgia. Этими шрифтами набирают книги и документы, используют их в официальных письмах и других серьезных случаях. Они не устаревают, очень аккуратно смотрятся и их удобно читать.

Антиква нового стиля

Это шрифты нового типа, которые появились в конце XVIII века во Франции и отличаются еще большим контрастом между основными и соединительными штрихами букв. Все буквы в таких шрифтах стоят ровно без наклона, благодаря чему кажутся ещё более официальными и строгими.

Рисунок 4. Антиква нового стиля

Самые знаменитые антиквы нового стиля – это шрифты Bodoni, Didot, Walbaum. Их можно использовать для тех же целей, что и переходные: при печати книг, документов, писем и официальных заявлений.

Брусковая антиква

Это последний подвид антиквы, который появился в Англии в XIX веке как шрифт для рекламных плакатов, постеров и других крупных носителей. Главная особенность таких шрифтов – мощные прямоугольные засечки у букв и низкий контраст.

Рисунок 5. Брусковая антиква

2.2. Шрифты без засечек

Эти шрифты находятся в противоположности шрифтам с засечками. Их иногда еще называют гротесками, что дословно означает «причудливые» – это название закрепилось за ними как насмешка над тем, как сильно они отличаются от антиквы.


Это, несомненно, шрифтовой север — минималистичный, четкий, функциональный и прямолинейный, как шкаф из Ikea, не терпящий никаких излишеств, как например засечки антиквы или росчерки рукописных шрифтов. Эти элементы, как атавизм, исчезли за ненадобностью.

Гротескные шрифты — это новая история, конструктивизм и Баухаус, космос и компьютеры. Лента Фейсбука — гротескный Gotham. Компании Microsoft, Panasonic и даже NASA.

Старые гротески

Это первые шрифты без засечек, которые, как и брусковые шрифты, изначально создавались для рекламных целей, но позднее стали использоваться и для набора обычного текста. Появились в XIX веке. Особенность старых гротесков в том, что это шрифты с небольшим контрастом, буквами одинаковой ширины и крупной, даже грубой геометрической формы. Такие типы шрифтов идеально подойдут для оформления заголовков газет, книг и статей.

Самые знаменитые старые гротески – Franklin Gothic и Akzidenz Grotesk.

Рисунок 6. Старые гротески

Новые гротески

Эти шрифты пришли в мир в 50-е годы XX века и до сих пор являются самыми актуальными и удобными из всех. Они появились благодаря дизайнерам-модернистам из швейцарской школы типографики и отличаются максимальной простотой и утилитарностью.

Рисунок 7. Новые гротески

У таких шрифтов почти нет контраста, одинаковая ширина букв и ярко выраженное спокойное настроение. Их легко читать и можно использовать буквально везде. Именно поэтому они так популярны. Самый знаменитый новый гротеск – шрифт Helvetica, который стал настоящим культом в мире дизайна, лег в основу логотипов многих брендов с мировой известностью и по сей день является одним из самых часто используемых шрифтов в мире.

Гуманистические гротески

Этот тип шрифтов во всем подражает рукописным шрифтам и антикве старого стиля, поэтому буквы имеют плавную форму линий и высокий контраст. Их удобно читать, так как они универсальные и поэтому широко используются по сей день.

Впервые эти шрифты появились в Англии в 20 веке, и первым гуманистическим гротеском стал шрифт Gil Sans, который тогда использовался в фирменном стиле Лондонской железной дороги. Позднее этот шрифт лег в основу логотипов BBC, BENQ и KitKat, стал шрифтом шведской марки косметики Oriflame.