Файл: Принципы государственной политики в области образования.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 1336
Скачиваний: 43
Все это способствует распространению и широкому внедрению передового опыта, поддержке наиболее эффективных и востребованных образовательных практик.
Во-вторых, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования. Речь идет об обеспечении для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставке учебного оборудования и школьных автобусов, организации образования для военнослужащих.
В-третьих, проект предусматривает внедрение новых управленческих механизмов. С целью сделать образовательную систему более «прозрачной» и восприимчивой к запросам общества в школах создаются попечительские и управляющие советы, к управлению образованием привлекаются общественные организации (советы ректоров, профсоюзы и т.д.). Реализацию всего этого обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, оговоренные как обязательные в отношении большинства мероприятий нацпроекта.
Наконец, приоритетный национальный проект «Образование» ставит целью изменить механизм финансирования образовательных учреждений.
Направление бюджетных средств, предназначенных на реализацию программ развития, непосредственно в образовательные учреждения способствует развитию их финансовой самостоятельности.
Подушевой принцип распределения средств в общем образовании дает возможность в полной мере учитывать объективные особенности городских и сельских учреждений. Система поощрения лучших учителей и доплат за классное руководство ориентируют на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики.
Говоря о содержательной стороне российского образования, надо упомянуть об эволюции образовательных программ. В целом их реформы сегодня вызываются изменениями в экономике и социальной сфере.
Новые программы предусматривают:
– приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;
– приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности;
– приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.
Приоритетный национальный проект «Образование» явился организационной основой государственной политики РФ в области образования.
Он определил стратегию приоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.
Государство стимулирует регионы и отдельные учреждения, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших педагогов, талантливую молодежь. Все это способствует распространению и широкому внедрению передового опыта, поддержке наиболее эффективных и востребованных образовательных практик.
Ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования. Речь идет об обеспечении для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставке учебного оборудования и школьных автобусов, организации образования для военнослужащих.
Проект предусматривает внедрение новых управленческих механизмов. С целью сделать образовательную систему более «прозрачной» и восприимчивой к запросам общества в школах создаются попечительские и управляющие советы, к управлению образованием привлекаются общественные организации (советы ректоров, профсоюзы и т.д.). Реализацию всего этого обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, оговоренные как обязательные в отношении большинства мероприятий нацпроекта.
Выводы
Можно сделать следующие выводы:
1. Результаты проделанной на сегодняшний день работы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» позволили создать базовую модель образования с перспективой на несколько десятилетий.
2. Проблемы, выявляемые по ходу реализации приоритетного национального проекта «Образование» в отдельных регионах РФ, в большинстве случаев разрешаются путем интегрирования усилий федеральной, региональной и муниципальной ветвей власти.
3. Финансовое стимулирование общеобразовательных учреждений и отдельных педагогов, применяющих инновационные методы обучения, предопределяет более полную реализацию творческого потенциала преподавательского состава.
4. Модернизация системы начисления педагогам заработной платы имеет следствием, помимо повышения уровня жизни преподавателей, пересмотр основной системы принципов их деятельности, выведение на первое место достижение реальных результатов в обучении детей.
5. Одним из очевидных достижений в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» стало повышение общественного престижа профессии педагога и, как следствие, приток в сферу молодых кадров.
6. Ближайшим этапом реализации приоритетного национального проекта «Образование» видится существенное реформирование системы подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Это обосновано, помимо прочего, требованиями прогресса.
7. Комплексный подход к решению задач, составляющих основу приоритетного национального проекта «Образование», ведет к формированию принципиально нового, физически здорового, творчески активного, адекватного требованиям завтрашнего дня поколения.
Заключение
Трудно спорить с тем утверждением, что в российском образовании многое надо менять. Однако делать это следует не только в содержательной, но и в организационной части. И приступать к работе в каждом конкретном случае следует не спонтанно, а обдуманно и планомерно.
Скажем, в условиях мирового экономического кризиса остро встала проблема финансирования отечественного образования. Хотя, следует признать, даже одномоментное реальное увеличение данного финансирования в несколько раз не способно значительно поднять престиж профессии до прежнего, советского уровня.
Не произойдет и резкого притока в педагогику молодежи. Здесь необходим комплексный подход к решению вопроса, от хорошей зарплаты до обеспечения жильем и достойной пенсией.
Реформы российской школы будут бессмысленны, если не окажутся направлены на достижение определенных целей. К примеру, на реализацию конституционного права граждан на качественное образование (независимо от места проживания), гарантированность общедоступного и бесплатного школьного образования, кардинальное улучшение финансирования сферы и т.д. В противном случае реформирование нецелесообразно.
В целом, по результатам проведенного исследования, сделаны следующие выводы:
– в Российской Федерации создана отвечающая требованиям современности нормативно-правовая база для области образования; в ее основе лежат гарантии, закрепленные Конституцией РФ;
– принципы государственной политики в области образования (в том числе регламентируемые федеральной программой развития образования) являются базовыми как при подготовке ведомственных законодательных актов, так и для непосредственной деятельности каждого учебного заведения;
– необходимость реформирования структуры и содержания образования обусловлены развитием науки и связанных с ней технологий производства; основными направлениями последней реформы российского образования являются демократизация системы обучения и воспитания, гуманитаризация и гуманизация, а также компьютеризация процесса образования;
– реформирование образования обрело статус государственной политики, поскольку государство декларирует, что будущее страны определяет уровень образования, существующий в ней.
Список использованной литературы
- В Министерстве образования РФ // Народное образование. – 2003. – №8. – С. 261–267.
- Вагиков В. Беда и вина школьного учителя // Российская Федерация сегодня. – 2003. – 2 января. – С. 39–41.
- Волгин Н.А. Социальная политика. – М., 2003.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1999.
- Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. – М., 1998.
- Закон об образовании от 10.07.1992 г. №3226–1 (ред. от 07.08.2000 г. с изменениями от 30.12.2001 г.).
- Зверев А. Образование – это услуга или товар? // Народное образование. – 2003. – №7. – С. 82–88.
- Концепция модернизации образования Российской Федерации до 2010 года от 29.12.2001 г.
- Национальный проект «Образование»
- Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник. М. ЮНИТИ. 2004.
- Федеральная программа развития образования // официальные документы в образовании. – 2000. – №8. – С. 21–28.
- Федяева О.Д. Государственная политика в области образования в России: (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.). – Омск, 1995.
- Шишлов А.В. Долгий путь к закону // Народное образование. – 2003. – №7. – С. 9–15.
- Пассов Е. Россия пока еще наша, или Что требует Всемирный банк от нашей школы // Российская Федерация сегодня. – 2003. – 9 мая. – С. 58-60.
- Волгин Н.А. Социальная политика. – М., 2003.
- Пассов Е. Россия пока еще наша, или Что требует Всемирный банк от нашей школы // Российская Федерация сегодня. – 2003. – 9 мая. – С. 58-60.
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. – СПб., 2003.
- Закон об образовании от 10.07.1992 г. №3226-1 (ред. от 07.08.2000 г. с изменениями от 30.12.2001 г.).
- Федяева О.Д. Государственная политика в области образования в России: (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.). – Омск, 1995.
- Национальный проект «Образование»
- Национальный проект «Образование»
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1999
- Филиппов В.М. «Мы расходуем на образование больше, чем на оборону» // Российская Федерация сегодня. – 2003. – 20 октября. – С. 54-55.