Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 740
Скачиваний: 19
Введение
Тема "Интеллект и креативность" считается важной, так как проблема изучения умственных способностей занимает особое место в психологической науке не только потому, что с неё возникла психодиагностика, но и взаимосвязи с резким стремлением ученых дать оценку способности интеллекта человека, как важного органа познания самого себя, так и явлений находящейся вокруг действительности. Креативность и умственные способности обретают особую значимость в свой 21 высокоскоростной компьютеризованный век. Согласно вопросу взаимоотношений между степенью умственного развития человека и его творческих возможностей (Дж. Гилфорд, Э.Торранс, Дж.Гетцельс, Г.Айзенк, Р.Стернберг, М.А.Прохладная, В.Н.Дружинин и др.) вплоть до настоящего времени имеются разногласия, итоги исследований в некоторых случаях взаимоисключают друг друга. Таким образом, несмотря на то, что интеллект считается один из наиболее изученных понятий, около него проводятся многочисленные дискуссии. Одни специалисты по психологии полагают, что интеллект обусловливается единственной способностью или умением, другие – то, что это большой комплект различных личных способностей.
Цель: Проанализировать исследования умственных и творческих возможностей человека.
Задачи:
1. Дать определения и общие характеристики интеллекта и креативности.
2. Раскрыть взаимосвязь интеллекта и креативности.
3. Сделать заключение.
Понятия интеллекта и креативности
Интеллект (от латинского intellectus – понимание, познание) – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует несколько принципиально различных трактовок интеллекта и его функций. В генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект является функциональным единством познавательных психических процессов, которое обеспечивает адаптацию человека к условиям жизни за счет добывания новых знаний. Человек сможет, без какой либо помощи добывать объективное знание, если у него сформировалось абстрактное формально-логическое мышление. На основании множества тестовых показателей, в факторно - аналитическом подходе отыскиваются устойчивые факторы интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер и др.).
Отечественная психология определяет умственные способности как общую форму проявления высших психических функций человека, отталкиваясь из принципа связи интеллекта, его единства с личностью. Огромный интерес уделяется изучению взаимоотношения теоретического и фактического интеллекта, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей персоны. Б.Г. Ананьев предложил оригинальный аспект к пониманию интеллекта. Он анализировал интеллект как многоуровневую систему, охватывающую психофизиологические процессы состояния и качества личности. Эта организация сопряжена с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они считаются специфическими эквивалентами интеллекта и устанавливают границу интеллектуальной трудоспособности и цену интеллектуального напряжения, уровень их полезности и вредности с целью здоровья человека.
Креативность относят к типу общих способностей человека и связывают с его творческими возможностями. Это способность человека создавать новые понятия, генерировать новые идеи, формировать новые навыки и т.п. Даже сейчас, некоторые психологи утверждают, что креативность является одной из сторон интеллекта. Тем не менее, между ними имеется более существенное различие, для объяснения которого можно воспользоваться двумя типами мышления, предложенными Д.:
- конвергентное мышление (мышление одностороннего движения к единственному решению проблем через сведение или синтез известных знаний);
- дивергентное мышление (мышление разностороннего движения к решению проблем с нахождением многих решений, новых идей и возможностей).
Креативность опирается именно на дивергентное мышление (в отличие от интеллекта). До сих пор не получен ответ о связи креативности с интеллектом. Установлено, что креативность зависит от социально-экономического положения человека, его эмоционально-мотивационной сферы и поддается целенаправленному развитию.
С целью оценки способности к творчеству, в качестве критериев зачастую используют понятия «легкость», «гибкость», «оригинальность». Данные свойства личности выражаются при выполнении специализированных задач. Легкость обнаруживается согласно скорости исполнения задач (согласно числу решенных задач в назначенное время). Гибкость расценивается согласно числу переключений с одного класса объектов на другие. Оригинальность - по частоте данного ответа в однородной группе испытуемых (к уникальным, как правило, причисляют решения, составляющие не более 2 % от схожих решений, какие предоставили другие, «неоригинальные» испытуемые).
Развитие креативности немыслимо без совершенствования ряда психологических слагаемых, присущих любой одаренной личности (по А. Луку). Это:
- Зоркость в поисках проблем как качество мышления, т.е. умение обнаружить среди привычных явлений необычное. Здесь важно «не смотреть, а видеть». Так, в течение целых 19 веков считалось, что чем больше масса тела, тем больше его скорость падения. Для опровержения этой догмы достаточно было Г. Галилею подняться на Пизанскую башню, сбросить оттуда два предмета с разным весом и убедиться, что ускорение свободного падения для них одинаково.
- Умение свертывать мыслительные операции в длинной цепи рассуждений и заменить их одной обобщающей операцией. Ведь прежде чем творить, нужно накопить некоторый минимум знаний, который обычно составляет внушительный объем. Еще в средние века операция арифметического деления миллионных чисел удавалась лишь тем, кто успешно закончил обучение в университете. Переход от римских цифр к арабским сделал эту операцию доступной современным младшим школьникам.
- Владение обобщающими стратегиями через приемы переноса опыта решения одной задачи к решению другой («чтобы творить, надо думать около, боковым мышлением»). Так, Архимед нашел способ сравнения объемов тел сложной конфигурации, лежа в ванной: он заметил, что из нее вытекает столько воды, каков объем его тела. Или предметом своей привязанности - автомобилем люди обязаны изобретателю Ч. Дюрейа, который усмотрел общее в работе карбюратора с принципом действия пульверизатора для духов своей жены.
- Цельное восприятие. Нередко организаторские способности тонут в неумении увидеть ситуацию в ее целостности и последующих действиях руководителя, похожих на латание «тришкина кафтана».
- Навыки отдаленного ассоциирования различных по содержанию понятий. Это качество обеспечивает людям, обладающим юмором, возможность слагать анекдоты, где смешное проявляется именно в факторе «смыслового расстояния» между понятиями. В памяти человека слова группируются в «гроздья», в ассоциативные заготовки и потом эффективно используются в процессах мышления. Подобные ассоциативные сети обеспечивают быстрый доступ к актуальной информации, хранящейся в памяти человека.
- Гибкость мышления как умение переходить от одного класса явлений к другому, существенно не совпадающему по содержанию с первым (отсутствие у индивида мысленных «таможенных границ» между явлениями). Это обеспечивает перебор большого количества вариантов возможных решений актуальной проблемы и выбора наилучшего из них.
- Выраженность оценочных навыков вариантов решений до их объективной проверки. Представим себе ситуацию: судейская коллегия оценивает выступления большого числа участников фигурного катания па льду по шкале «плохо - хорошо». Очевидно, что выявить победителя, опираясь на такую двоичную оценочную шкалу, трудно или просто невозможно. Если же дать возможность судьям оценивать мастерство участников по 10-балльной шкале, то лидер определится быстро. Если судьям дать возможность самим выбрать шкалу, то их мнения резко разделятся: одни предпочтут более детальную шкалу, например 10-балльную (это так называемые люди с высоким дифференцировочным уровнем), другие - 5-балльную (люди с низким дифференцировочным уровнем). Психологические исследования показали, что люди с высокой выраженностью оценочных навыков обладают лучшими организаторскими способностями.
- Простота генерирования идей («много и разнообразных: хороших и не очень»). Тут важно применять всевозможные каналы переработки данных для формирования образов этих мыслей. Для этого человек обязан понимать собственный главный путь восприятия и обработки данных и развивать у себя продуктивность работы прочих каналов. Никак не обойтись и без формирования подобных психологических познавательных процессов, как представление и воображение. Крайне положительную значимость сыграют и навыки беглой речи. Так как любую идею следует перевести в словесный код. Это необходимо не только лишь для её обнародования, но и с целью критического анализа, с целью поиска неточностей, погрешностей или просто ошибок.
Несмотря на различия между креативностью и интеллектом, диагностические процедуры для их оценки строятся по одинаковому принципу. В этой ситуации говорить о высокой надежности оценок не приходится. Наибольшей известностью пользуются тесты креативности Е. Торренса, предназначенные, для диагностики взрослых и детей начиная с 5-летнего возраста.
Конвергентное и дивергентное мышление
Конвергентное мышление – это прямолинейное мышление, которое базируется на поэтапном исполнении задания, следовании алгоритмам. Непосредственно термин происходит от латинского слова «соnvergere», что значит «совпадать». Конвергентное мышление основывается на стратегии применения инструкций по исполнению заданий, в использовании простых операций. Чаще всего собственно эта стратегия является основной в исследованиях IQ. Кроме того она применяется в классических преподавательских методиках.
Чтобы лучше понять, что такое конвергентное мышление, нужно вспомнить школьную систему образования. Задачи, которые даются ученикам, изначально предполагают наличие правильного ответа. Оценка ставится, исходя из скорости, подробности и точности, которые демонстрирует ученик при поиске решения. Если речь идет о письменных заданиях, то также оценивается аккуратность и соблюдение формы ответа.
Большая часть педагогических методов использует непосредственно подобную схему. Но для креативных людей такой подход неприемлем. Истории известно множество образцов, когда выдающиеся люди слабо учились в школе. И причиной этому была технология обучения, а никак не недостаток познаний. К подобным образцам можно причислить Альберта Эйнштейна либо Уинстона Черчилля. Как правило, подобные люди не принимают условия задачи, начинают задавать вопросы, каковые учителя находят неподходящими. «Что будет, в случае если применять не воду, а масло?» «А если перевернуть треугольник?» «Может необходимо взглянуть с другой стороны?»
Хотя методика преподавания создает сложности не только гениям, но людям всех возрастов и степеней изобретательности. Необходимость мыслить по алгоритму заглушает возникающие идеи, что приводит к внутреннему конфликту. Были проведены специальные исследования, где людям предлагали ставить на бумаге точки, следуя заданной последовательности. Эксперимент шел довольно долго, и через какое-то время испытуемые проявляли раздражительность, у них возникало чувство усталости и недовольство. В итоге люди отходили от задания, выполняли его по-другому, вносили разнообразие.
Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы.
Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер сумели дать более четкий ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они определили, что данный вид мышления функционирует на поиск нестандартных мыслей, на применение необычных форм работы, на развитие исследовательского энтузиазма. Дивергентность дает возможность человеку правильнее рассматривать и сравнивать данные, конструировать гипотезы и выдвигать предположения, составлять систематизацию полученной информации.
Дивергентное мышление нельзя измерить традиционными методами, так как базой данного вида мышления являются неорганизованные либо неожиданные мысли. Непосредственно по этой причине люди с гениальным складом интеллекта имеют все шансы слабо отвечать на тесты IQ, выстроенные согласно традиционной конвергентной схеме. И в случае если у взрослого человека плохие результаты не вызовут практически никаких чувств, то у школьников могут возникнуть сложные комплексы и страдать самооценка.
Есть конкретные способы, которые дают возможность оценить дивергентный интеллект. К примеру, подопытному предоставляется несколько объектов (ручка, ведро, картон, ящик и так далее), а он обязан установить, как можно их использовать. Чем больше методов использования, тем лучше будет результат.
Процесс познания содержит получение новых знаний и хранение их в памяти. Конвергентное и дивергентное понимание генерируют новую информацию в нашем сознании. Если совершенствовать два этих типа, если понимать, какой следует применять в этой, либо другой ситуации, в таком случае можно достичь наибольших результатов.
Креативность по Торренсу и Гилфорду
Креативность - как многоцелевая познавательная творческая способность обрела известность после выхода в свет трудов Дж. Гилфорда. Гилфорд внёс незаменимый вклад в изучение креативности, он подчеркнул 16 факторов определяющих креативность. Среди них – беглость, т.е. число идей, образующихся за определенную единицу времени. Гибкость - умение переходить с одной мысли на другую. Оригинальность - умение продуцировать мысли, отличающиеся от общепризнанных. Любознательность - высокая восприимчивость к вопросам, не вызывающим заинтересованности у других. Иррелевантность - логичная независимость реакций от стимулов. В 1967 г. Гилфорд объединил данные факторы в совокупном понятии «дивергентное мышление», что отображает познавательную сторону креативности.
Он выделил четыре ключевых параметра креативности:
1) уникальность – умение продуцировать отдаленные ассоциации, необычные решения;
2) смысловая гибкость – умение выявить основное качество предмета и предложить другой метод его применения;
3) образная адаптивная гибкость – умение поменять форму стимула таким способом, чтобы заметить в нем новые черты и способности для применения;