Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы работы. Важность и необходимость разработки источников российского административного права обусловлены серьезной трансформацией их системы. Недостаточная эффективность источников административного права обусловливает необходимость научного анализа причин, вызвавших изменения их системы в современных условиях, оценки последствий этих изменений, а также выработки мер, позволяющих модернизировать систему источников отечественного административного права, оптимизировать ее развитие.
В настоящее время вопрос о систематизации источников административного права и путях их модернизации приобретает особое значение. Это объясняется повышенным вниманием к административному праву в целом, утраченному со времен перехода к рыночной экономике. В начале 90-х годов прошлого века казалось, что для развития экономики достаточно экономической свободы и саморегуляции, что определило задачи реформирования, которые заключались в борьбе с административными методами управления. В результате реформ государственное воздействие на общественную жизнь значительно сократилось и стало слабее, чем в государствах с хорошо развитой экономикой. Негативные последствия ослабления государственного управления сказываются на замедлении темпов экономического развития. В таких условиях административное право как регулятор общественных отношений в сфере государственного управления стало более востребованным.
Для источников современного административного права характерно их кардинальное обновление. По своему содержанию их обновленная система должна соответствовать смыслу и целям осуществляемых в стране реформ, поэтому в работе по систематизации на первый план выдвигается идея совершенствования форм и содержания источников административного права. Учеными отмечается, что наибольший эффект работа по кодификации законодательства может дать после завершения радикальной его модернизации при определенном накоплении нормативного материала.
Актуальна разработка проблем кодификации норм административного права в контексте развития международного права. Выросло влияние на процесс кодификации административного права европейских стандартов, что отвечает общей тенденции усиления влияния норм международного права на развитие национальных законодательств. В результате глобализации формируются новые ценностно-нормативные регуляторы. Не правильно было бы отвергать опыт зарубежных стран в систематизации и кодификации источников права. Но при этом следует избегать механического заимствования опыта.
Цель настоящей работы охарактеризовать источники административного права.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач, а именно:
1. Рассмотреть понятие и систему источников административного права;
2. Охарактеризовать виды источников административного права;
Структура работы построена с учетом поставленных задач и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Понятие источников административного права
Принципиальной отличительной особенностью административного права как отрасли является огромное многообразие его источников. Не будет преувеличением сказать, что в сравнении со всеми отраслями российского права административное наиболее «богато» на источники, особенно наглядно это видно в сравнении с такими отраслями, как уголовное право, а также процессуальными отраслями (уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное и как его составная, хотя и специфическая часть, арбитражный процесс), которые представляются максимально компактными: их ядро, базис составляет кодифицированный акт - кодекс. Вокруг него может образовываться надстройка в виде отдельных законов.
Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.
Виды источников административного права
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:
1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 - 25, 27, 30 - 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 - 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 - 73).
Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.
3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения.
Принципиальное значение имеют Указы Президента РФ: «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г.; «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г.; «О Государственном совете Российской Федерации» от 1 сентября 2000 г. и др. Следует указать также на утверждаемые им положения о федеральных органах исполнительной власти (например, о Министерстве юстиции РФ и др.).
Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.
4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ).
Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств субъектов Федерации.
5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.
6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).
7. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.
8. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования, например, Правилами внутреннего трудового распорядка. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).
Приведенная многообразная система источников административного права остро ставит проблему систематизации и кодификации административно-правовых норм.
Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более - некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью. Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению с многими другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конституция РФ создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения огромного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречивых.
По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права. Имеется в виду Кодекс РФ об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно представить возможность общей административно-правовой кодификации. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня, с интересами проводимой социально-экономической и административной реформ, с институтами, закрепленными в Конституции.
Некоторые авторы в числе источников административного права как отрасли выделяют особую группу - акты высших судебных органов РФ, а также ее международные договоры.
Как отмечают Д.Н. Бахрах и А.Л. Бурков отмечают, что необходимо дополнить понятие «источник права» с тем, чтобы отразить особенность правотворческой функции по аннулированию нормативного акта. Можно предложить следующее определение акта правосудия как источника права. Акт правосудия как источник права - это постановление (решение), принятое при осуществлении судопроизводства в форме нормоконтроля, признающее не соответствующими закону и изменяющее, отменяющее или аннулирующее нормы права. Данная схема дает возможность обосновать определение актов правосудия как источников конкретных областей права, в том числе административного, в зависимости от того, нормы какой отрасли права признаются судом не соответствующими закону. Поскольку нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, могут содержаться в нормативных актах любого уровня и любого органа государственной или муниципальной власти, источником административного права могут быть как акты правосудия о признании незаконным нормативного акта исполнительного органа, так и нормативного акта представительного органа власти.
Итак, под источниками административного права понимаются различные формы их законодательного выражения, как бы истоки появления норм административного права. Нормы административного права содержатся в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах. Сложность регулируемых отношений деятельности органов исполнительной власти, государственного управления требует разработки и принятия многих законов и подзаконных нормативных актов.
Заключение
Проанализировав данные вопросы с использованием научной литературы и практических рекомендаций необходимо отметить, что вопросы, связанные с источниками административного законодательства и их спецификой являются неотъемлемой частью всей науки административного права, поскольку именно источники права раскрывают всю суть. По своей структуре и особенностям рассмотрение данного вопроса требует большого внимания. В данной работе были проанализированы положения нормативно-правовых актов, учебной литературы, которые закрепляют в своем содержании наиболее актуальные вопросы, связанные с источниками административного права, их правовым регулированием. В ходе работы неоднократно была подтверждена актуальность рассматриваемой темы, рассмотрены детали вопросы. Источники административного права представляют собой совокупность юридических средств закрепления норм административного права, которые позволяют адресатам данных норм реально использовать их предписания. В юридическом смысле, источники административного права - нормативные правовые акты, которые содержат в себе нормы административного права, а также направлены на урегулирование отношений, которые составляют предмет этой отрасли. Источники административного права характеризуются своим многообразием. Причиной этого является предмет, а также универсальный характер метода правового регулирования административного права. Государственное управление есть почти во всех сферах общества, поэтому источники данной отрасли и являются такими многочисленными. Что касается нормативно-правовой базы, то основными законами, регулирующим вопросы, связанные с источниками финансового законодательства, являются Конституция РФ, Кодекс об административных правонарушениях, ряд других нормативно-правовых актов, дополнительными выступают подзаконные нормативно-правовые акты, принятые в соответствии с Конституцией РФ и вышеуказанными законами. В рамках исследования выполнены такие задачи как: рассмотрены понятие и виды источников административного права. В работе были проанализированы два теоретических вопроса, которые раскрывают всю суть рассматриваемой темы, проведен анализ нормативно-правовой базы. Рассмотрены источники законодательства, которые на сегодняшний день регулируют вопрос, связанный с источниками административного права. Подтверждена практичность работы, рассмотрена проблематика данной темы, практическое значение в повседневной жизни. Из вышесказанного я могу сделать вывод, что данные положения постоянно требуют усовершенствования, правильной оценки и умения их грамотно толкования. Это очень важное умение для студента юридической специальности для дальнейшего усвоения профессии и применения полученных знаний на практике.