Файл: Влияние творческой деятельности на эмоциональное состояние (Источники эмоций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Изучение творчества как одной из наиболее естественных форм реализации человеком биологически обусловленной потребности в поиске и новизне имеет в психологии давние традиции. Многие психофизиологи склонны рассматривать творчество как разновидность поисковой активности (С.М. Бондаренко, В.С. Ротенберг и др.). Под поисковой активностью в данном случае понимают вид активности, ориентированной на изменение проблемной ситуации или на перемены в самом субъекте, взаимодействующем с ней.

Поисковая активность — характеристика поведенческая, а поведение людей и животных бесконечно разнообразно по своим проявлениям, формам и механизмам. Несмотря многообразие реакций на внешние раздражители, поведение человека, с известной долей условности, можно рассматривать как систему, состоящую из двух противоположных и вместе с тем взаимодополняющих друг друга типов реагирования. Речь идет об автоматизированном стереотипном реагировании, построенном на рефлекторных механизмах или использовании известных, отработанных моделей поведения и гибкой поисковой активности, предполагающей поиск новых неизвестных моделей поведения в проблемных ситуациях. Именно эти типы реагирования характеризуют отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение жизни и развитие организма, подготавливают удовлетворение его потребностей, обеспечивают достижение определенных целей.

Ведущие специалисты в области психологии творчества

Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социально приемлемой форме сексуальная фантазия.

А. Адлер считал творчество способом компенсации «комплекса неполноценности». Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.

Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия.

Психологи гуманистического направления (Г. Оллпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества — мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу, это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.


Цель творческой деятельности. Содержание основных концепций творческой деятельности. Как известно деятельность есть процесс, в результате которого человек создает конкретный продукт. Деятельность может быть репродуктивной и творческой. Репродуктивная деятельность - это процесс, который выполняется по детально разработанному алгоритму и в результате которого создается продукт, не имеющий новизны как для самого субъекта деятельности (субъективная новизна), ведь он уже ранее видел этот продукт, так и для других людей (объективная новизна). Другое дело творческая деятельность. Ни для одного вида творческой деятельности нет и не может быть создано детальных алгоритмов их выполнения, однако общие алгоритмы для многих видов творческой деятельности уже созданы, например для составления сочинений, комбинирования одежды, решения творческих задач по технике и других. В результате творческой деятельности создается продукт, имеющий либо субъективную, либо объективную новизну.

Как вы думаете, что является определяющим для личности в плане достижения жизненного успеха: деньги, положение родителей, связи, уровень образования, владение языками или что-то другое? Вот именно что-то другое. Определяющим является уровень владения личностью методами и технологиями творческой деятельности. Наличие у человека всех предыдущих условий позволяет стать великолепным исполнителем, что позволит занять определенную ступень в профессиональной карьере, но движение по лестнице жизненного успеха без владения творческой деятельностью невозможно. Точнее возможно до первой серьезной проблемы, которую человек не сможет решить. Дальнейшее зависит от того, каковы будут последствия. Если без трагедии, то карьера будет продолжаться еще некоторое время, если с трагедией, то тюрьма и конец карьере. Чтобы убедиться в этом, представьте себе врача, который лечил людей строго по рецептам, и вот у одного больного нестандартный случай, или инженера, который проектировал здания для стандартных грунтов, а проект заказан для очень мягкого грунта. И таких примеров можно привести множество. Поэтому творческая деятельность является главным интеллектуальным капиталом личности, именно она во многом определяет успех в жизни каждого человека, независимо от профессии. Кстати творческая деятельность - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, этому можно только научиться.

Также творчество зависит от состояния человека. Часто необходимо на некоторое время забыть, отвлечься от постоянного размышления на некоторую тему. Это возможно во время отдыха, сна, мечтаний. Весьма часто способствует творчеству интенсивное эмоциональное переживание. Существует взаимное подкрепление между творческим воображением и эмоциональным переживанием: чувство порождает ассоциативную связь, но и созданное воображением усиливает чувства.


Творчество в искусстве опирается на воображение, которое, в свою очередь, неразрывно связано с эмоциями и чувствами человека. Влияние эмоций на творчество не является исключительно преходящим. Действительно, психическая жизнь имеет эмоциональный субстрат, всегда присутствующий в более или менее активной форме, который окрашивает наши восприятия, решения, воспоминания о встреченных людях, жизненные ситуации и предметы, которые мы используем в деятельности.

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений.

Эмоции бывают разными по содержанию, отражая различные аспекты значения вызвавших их ситуаций. Выделяются десятки различных эмоций, причём количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных. Каждый вид эмоции сопровождается специфической физиологической реакцией, в связи с чем некоторые учёные в прошлом выдвигали теории о том, что эмоции являются следствием физиологических реакций (теория Уильяма Джеймса и Карла Ланге - "мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим"), что, однако, было опровергнуто экспериментально исследованиями В. Кеннона, Ч. Шеррингтона и Д. Хебба, продемонстрировавшими вторичность висцеральных проявлений по отношению к мозговому психическому состоянию.На связи конкретных видов эмоций с конкретными физиологическими реакциями построены и работы Пола Экмана.

Источники эмоций

Источники эмоций и чувств могут быть сгруппированы по различным классификационным критериям. По одной из классификаций (по А. Ягелло), к основным источникам эмоциональных переживаний относятся следующие: Контакт с другими людьми, Физиологические потребности. Познание окружающей среды. Познание себя самого. Воспоминания о прошлом. Планирование будущего.

Активаторами эмоций выступают:

1. Нейронные и нервно-мышечные активаторы:

а) естественно вырабатываемые гормоны и нейромедиаторы;

б) наркотические препараты;

в) экспрессивное поведение (мимика, пантомимика);

г) изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы.

2. Аффективные активаторы:

а) боль;

б) половое влечение;

в) усталость;

г) другая эмоция.


3. Когнитивные активаторы:

а) оценка;

б) атрибуция;

в) память;

г) антиципация.

Интерес и творчество

Творчество (творческая деятельность) - создание чего-то нового: новых, нестандартные решения в житейских ситуациях, создавать что-то новое: тексты, рисунки и пр. Синоним слова творчество - креативность (от англ. слова creative - творческий).

Антоним творчества - шаблонность: действие в заданных рамках, по принятым стандартам.

Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихсязнаний, известных способов действий. Потребность побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т.е отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Важнейшим механизмом творчества является интуиция — знание, условия получения которого не осознаются. Творческие люди любят вдохновение - правильно, вдохновение полезно, особенно когда можно его самому себе создавать.

Особенности творческого мышления

Творческое мышление созидающе, оно дает важно новое решение проблемных ситуаций, способствует возникновению новых открытий и идей.

Новая идея - это новый взгляд на взаимозависимости и взаимосвязи явлений. Часто новая идея образуется на основании нового «связывания» ранее знаемой информации. В частности, Л. Эйнштейн, не проводил экспериментов, он только с иной точки зрения осмысливал уже существующую информацию, по-иному анализировал ее и систематизировал.

Возникают новые идеи на основании конкретных предпосылок в общем развитии различной отрасли знаний. Однако, всегда нужен нестандартный, особый склад ума исследователя, его способность отойти от жизненно важных идей, интеллектуальная смелость. Классические, старые идеи всегда окружены аурой всеобщего признания и в следствии этого препятствуют образованию новых взглядов.

Творческий поиск неизменно связан с гибкостью и широтой мышления, со способностью личности к смелому освобождению от доминирующих идей. Креативные, творческие способности проявляют себя как в мышлении, так и в различных видах деятельности.Одно из значимых составляющих творческого мышления - воображение, образное мышление. В науке обширно применяют метод мысленного эксперимента. Соборы, ракеты и пирамиды существуют не благодаря строительной механике, термодинамике и геометрии, а потому, как вначале, в уме того, кто строил, они были явственно видимой картиной.


В ходе творческого мышления обстоятельный верный путь к открытию зачастую отыскивается после свершения самого открытия. У первого взлета мысли не должны существовать препятствия. Поначалу, свободное сознание должно охватить все возможное, без какого-то требования классифицировать и объяснять. Особо новое явление не может быть понято лишь посредством известных человеку обобщений и законов.В творчестве человек воплощает свою созидательную интуицию, осуществляет свободную игру собственных сил. Любой творческий акт, новое открытие являются новым познанием человеком окружающего мира. Творчество - это пульсирование человеческого сверхсознания над сознанием.

Творческая личность воспринимает требования окружающей среды только в той степени, в которой данные требования совпадают с ее позициями. Представления творческих людей об окружающем, обществе, жизни нестандартны, эти люди свободны от идеологических учений. Синтетичность интеллекта творческих личностей объясняется их стремлением к налаживанию связей меж разными явлениями. Одновременно с этим, их мышление дивергентно - стремление увидеть различные сплетение идентичных вещей. Эти люди сенситивны, чувствительны ко всему необычному.

Как правило, творчество имеет связь с мало осознанными, интуитивными процессами.

Интуиция - это способность напрямую, не обращаясь к развернутым суждениям, постигать истину, догадываясь о ней, извлекать ответы на сложнейшие вопросы. Интуиция - это своеобразный скачок разума, не обусловленный рамками аскетичного рассуждения. Ей свойственна внезапная догадка, инсайт, озарение, имеет связь со способностью личности к переносу знаний в иные возникшие ситуации, экстраполяции, с пластичностью ее интеллекта.

Обобщенные смысловые значения играют ведущую роль в интуиции, они относятся к задачам этого класса - это лежит в основании интуиции профессиональной. Механизм интуиции состоит в Одновременное объединение различных признаков явлений в общий совокупный ориентир.

Человеческий интеллект бескомпромиссно несходен с "интеллектом" машины. Процесс решения проблемы человеком являет собой цепь мотивационно-эмоциональных состояний, оперативная постановка ранее не предусмотренных, новых целей.

Зачастую, процесс развития творческого мышления личности осуществляется вопреки общепринятым утверждениям, наряду с этим исследователь переживает внезапное озарение, подготовленное всей его продолжительной научной деятельностью. В противовес от "думающей" машины, у человека наблюдается способность к саморефлексии - критическому анализу процесса мышления, его результатов. Наблюдается способность к порождению и безрассудных идей, впоследствии оказывающиеся гениальными открытиями эпохального значения.