Файл: Педагогический мониторинг. Образовательный мониторинг. Принципы образовательного мониторинга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 491

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• информация помогает лучше оценивать уровень профессиональной подготовки и определять наиболее эффективные пути профессионального самосовершенствования индивида;

• информация мотивирует индивида к повышению своего профессионального уровня и стимулирует личностное саморазвитие;

• информация способствует конструктивному диалогу между участниками образовательной деятельности;

• информация создает условия для рационального разрешения проблем, возникающих в моей профессиональной группе;

• благодаря получаемой информации улучшается взаимопонимание между участниками образовательной деятельности;

• информация носит не агрессивный характер и в достаточной степени доступна индивиду;

• информация способствует повышению культуры общения;

• информация помогает оценить качество реализации в образовательном процессе требований Государственного образовательного стандарта.

Таким образом, представленная методология педагогического мониторинга является теоретической основой разработки конкретных мониторинговых технологий. Уникальность каждой технологии будет определяться объектом и предметом педагогического мониторинга, формами, методами, приемами и средствами получения педагогической информации и субъектами, принимающими участие в педагогическом мониторинге.

Образовательный мониторинг.

Образовательный мониторинг - это такая система организации сбора, хранения, обработки, распространения информации о деятельности системы (подсистемы) образования, которая призвана обеспечивать не только непрерывное слежение за ее состоянием, но и прогнозирование ее развития. Образовательный мониторинг предполагает функционирование в течение определенного временного периода.

Образовательный мониторинг, как и любой сложный объект, должен формироваться с позиций системного подхода в единстве следующих аспектов:

социальной сущности;

педагогической принадлежности;

системно-деятельностного способа его рассмотрения.

Образовательный мониторинг - категория педагогическая и управленческая, поскольку он не копирует общие положения теории информации, а переводит их на язык педагогики, психологии и управления. Социальная сущность образовательного мониторинга определяется тем, что именно он служит главным средством контроля и учета передачи социального опыта (содержания образования) подрастающим поколениям.


Содержание образования передается учителями и усваивается учащимися в рамках деятельности обучения, и в этих же рамках функционирует образовательный мониторинг. Содержание образования, как педагогическая модель социального заказа, в разных школах разное, и это не отражается на построении образовательного мониторинга. Формирование образовательного мониторинга происходит в деятельности психологов, дидактов, методистов и других специалистов в области педагогики и психологии.

С помощью мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности образовательной системы её конечным цепям, которые фиксируются в планах и являются основой мониторинга.

Начало формы

То, что конечные цели всегда не соответствуют заданным, планируемым- ситуация обычная, но не всегда учитываемая. Задача в том, чтобы правильно оценить степень, направление и причины отклонения. Мониторинг подразумевает выявление и регулирование воздействий внешних факторов и внутренних факторов самой системы.

Выделим основные принципы образовательного мониторинга.

  • Целенаправленность — соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели.
  • Научность — мониторинг строится с опорой на новейшие достижения педагогической науки и передовой практики, современной теории управления.
  • Нормативность — опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы.
  • Целостность и непрерывность — рассматривать объекты мониторинга во взаимосвязи всех его компонентов.
  • Оптимальность — объекты мониторинга требуют применения адекватной технологии.
  • Эффективность и действенность — система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное состояние.
  • Компетентность — эксперты, проводящие мониторинг, должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции.
  • Дуальность — исследование объекта в аспекте диверсификации (увеличение многообразия) или конвергенции (сохранение разнообразия) с целью установить устойчивое развитие объекта изучения.

Заключение.

Итак, можно сказать, что в настоящее время мониторинг используется в педагогической науке и практике в двух аспектах. Во-первых, как педагогическая технология образовательного процесса, способствующая решению актуальных образовательных задач. Во-вторых, как средство получения информации в процессе проведения научных исследований или управленческого контроля.


Подводя итог значению вышеперечисленных принципов, следует подчеркнуть, что они составляют специфическую основу мониторингового анализа, костяк его концептуального аппарата. Выступая руководящей идеей, основным правилом исследовательской деятельности, эти принципы задают общую ориентацию исследования, позволяя не только собирать, обрабатывать и анализировать интересующую информацию, но и оценивать ее, корректировать дальнейшую работу, что и составляет в конечном итоге сущность педагогического мониторинга.

Владение методом педагогического мониторинга является одним из слагаемых овладения методологической педагогической культурой, а также формирования конструктивно-деятельностной позиции педагога-исследователя, значение которой возрастает при переходе от рецептивно-отражательного к конструктивно-деятельностному подходу в научной и образовательной деятельности на современном этапе развития педагогической науки и практики. Все это в свою очередь является непременным условием профессионального самоопределения каждого педагога. Условием того, что, став носителем такой культуры, и стоя на такой платформе, преподаватель сможет не только концептуально осмысливать свою деятельность, но и самостоятельно создавать технологии обучения, отвечающие современным целям подготовки будущего учителя.

Данный мониторинг самостоятельной работы может применяться практически во всех сферах жизни. Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что, используя компьютерные информационные технологии и соответствующее программное обеспечение, можно осуществлять более тесный и глубокий контроль выполнения самостоятельной работы не только на выходе, но и на всех текущих этапах работы. Это даст подробную и более полную информацию, позволяющую увеличить степень объективности оценивания ЗУНов.

Список литературы

  1. Бардовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицин.- СПб.- 2001.
  2. Горб В.Г. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. - 387 с.
  3. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. — № 5. — 33—37 с.
  4. Горб В.Г. Технологические аспекты педагогического мониторинга взаимоотношений субъектов образовательной деятельности в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 2. - 46-52 с.
  5. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Изд. "Образование-Культура 2003. – 344 с.
  6. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. — М.: Экономика.- 1999. —251 с.
  7. Моисеев Н.Н. Элементы теории оптимальных систем. — М.: Наука.-1974. —528 с.
  8. Новиков А.М. Методология образования. — М.: Эгвест.- 2002. —320 с.
  9. Шишов С.Е., В.А. Кальней "Школа: мониторинг качества образования в системе «учитель-ученик»". – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
  10. Якунин В.А. Педагогическая психология. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус».- 1998.
  11. Ясвин В.А. Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе. М., 2009