Файл: Уровень образования населения, его обобщающие показатели.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 6
ВВЕДЕНИЕ
Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистического метода. Она дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними.
Важным направлением социальной статистики является изучение особенностей поведения отдельных групп: на что тратят время и деньги интеллектуалы и люди с низким культурным уровнем, каковы политические ориентации разных социальных групп, взаимоотношения между поколениями и т.д.
Социальная статистика не только изучает совокупности людей, но и может быть использована для раскрытия закономерностей поведения отдельного индивида. В этом случае в качестве объекта исследования выступает множество моментов, в которых зафиксированы параметры одной и той же личности. В задачах такого рода очевидна близость социальной статистики к прикладной психологии, социологии и т.д., для которых необходимы эмпирические исследования, статистические доказательства значимости или незначимости различий между группами.
Статистика включает определение источников данных для решения той или иной проблемы, сбор данных, их обработку, анализ и интерпретацию результатов.
Формулировка целей и задач социального исследования основывается на социологических теориях, результатах прошлых работ, опыте и интуиции разработчиков. Социальная статистика призвана выявлять социальные индикаторы тех или иных процессов, оценивать их устойчивость и изменчивость, их принадлежность к определенному времени, определенной стадии развития общества.
Социальная статистика основывается на данных государственной статистической отчетности и социальных обследований – квотных, статифицированных, многоступенчатых выборок.
Социальная статистика использует как количественные, так и неколичественные данные, которые либо можно упорядочивать (измененные на порядковой шкале), либо нельзя упорядочивать (измеренные на номинальной шкале). Еще одной особенностью социальной информации является то, что часто данные собираются в форме ответов на вопросы, к которым прилагается набор возможных вариантов ответов (меню). При пилотажных обследованиях, проводимых впервые, могут быть использованы открытые вопросы (без подсказов), но тогда при подготовке данных к обработке их нужно «закрыть», т.е. свести к определенным категориям ответов.
В настоящее время результаты социальной статистики доступны любому человеку. Знакомясь с ее данными, люди могут видеть, например, в какой стране, городе, области жизнь лучше, в какой сфере приложения труда выше заработная плата, в чем особенности образа жизни разных социальных групп и какова их роль в обществе.
Данные социальной статистики нужны ученым для анализа развития общества, своего рода социальной диагностики, выявления тех тенденций, усиление которых может угрожать жизнедеятельности людей.
Сведения социальной статистики необходимы органам государственного управления, призванным обеспечивать безопасность и комфортность жизни и деятельности людей; развивать и регулировать структуру рабочих мест, оплату труда и др.; разрабатывать социальные программы, направленные на социальную защиту определенных категорий населения.
Разработка и реализация социальных программ предполагают наличие современной, достоверной, научно обоснованной информации. Такую информацию способна предоставить государственная статистика, поскольку она располагает квалифицированными кадрами, разветвленной службой государственной статистики, методологией сбора, обработки и представления данных.
Основным источником об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учился или закончил.
Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов, как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке внесены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 года.
Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит сведения о численности, составе и движении обучающихся; профессиональной подготовке и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами.
С переходом к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, получает развитие обучение по программам зарубежных университетов. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен. Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований. При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организаций в России в 1880, 1911 и 1927 гг. переписей учебных заведений («школьных переписей»).
2. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В понятие «образованная личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание. Однако всегда оно основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления.
Одна из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования. Образовательных потенциал общества – накопленный поколениями объем и качества знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.
К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования. Образовательные программы осваиваются в нескольких формах: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), самообразование, эстернат* .
Измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписи. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи, создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их динамики.
Начиная с переписи 1920 г. уровень образования отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. Основными чертами этой сети учебных заведений служат, во-первых, обучение по единым программам; во-вторых, последовательная преемственность в обучении; в-третьих, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.
При проведении переписи фиксируются следующие уровни образования высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее и начальное. Другие формы и виды обучения в программах переписей обычно не учитывались. Впервые в программу переписи 1989 г. и микропереписи 1994 г. был внесен вопрос об окончании профессионально-технического училища. Не учитывается при проведении переписей окончание аспирантуры, адъюнктуры, докторантуры. Необходимо, чтобы часть будущих переписей позволили отразить введение многоуровневой системы высшего образования (бакалаврита и магистратуры). Практически ни в одной переписи не фиксировались профиль обучения, сочетания различных профилей при окончании нескольких учебных заведений.
Из истории статистики известно, с какой детальностью обсуждалось понятие «границы неграмотности». Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать? Результаты обсуждения этого вопроса вошли в программу переписи населения 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хоты бы по слогам; умеющие писать – те, кто может подписывать свою фамилию. «Неграмотный» - так записывался лишь не умеющий ни читать, ни писать. В программе микропереписи 1994 г. впервые вопрос об уровне образования задавался лицам в возрасте 6 лет и старше. Поэтому среди вариантов ответов были предусмотрены следующие: не имею никакого образования, но: а) умею читать и писать; б) умею только читать; в) не умею читать и писать. Сегодня необходима разработка критериев «компьютерной грамотности». Необходимы более обоснованные критерии для разграничения понятий начального, основного (неполного среднего) и полного среднего образования. До сих пор они отождествляются с числом оконченных классов.
В мировой практике актуальным становится изучение явления функциональной неграмотности среди взрослого населения. По определения ЮНЕСКО, функционально неграмотным следует считать лицо, в значительной мере утратившее навыки чтения и письма и не способное к восприятию короткого несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Выделяется понятие «пассивная неграмотность», когда взрослые и дети не любят читать. В настоящее время разрабатываются международные законодательные акты и программы движения за преодоление и предупреждение неграмотности в различных ее формах.
На основе данных переписи население распределяется по уровню образования, находятся обобщающие показатели его уровня. Эти показатели в общем виде характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования. На практике наиболее распространены следующие обобщающие показатели уровня образования:
- процент грамотных среди населения в возрасте от 9 до 49 лет;
- число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 человек в возрасте старше 15 лет;
- число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее. Среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 занятого населения;
- число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте старше 15 лет.*
Таблица 1: Динамика уровня образования населения России
Год, период |
Численность лиц с высшим, незаконченным высшим, средним специальным и средним (полным и неполным) образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше |
В том числе имеют образование |
||
высшее |
Незаконченное высшее среднее специальное и среднее неполное |
Неполное среднее |
||
1979 1989 1994 |
697 806 857 |
77 113 133 |
348 483 522 |
272 210 202 |
Среднегодовой темп прироста (снижения), % |
||||
1979-1989 1989-1994 1979-1994 |
+ 1,46 + 1,24 + 1,39 |
+ 3,91 + 3,31 + 3,71 |
+ 3,33 + 1,56 + 2,74 |
- 2,55 - 0,77 - 1,96 |
Как видно из таблицы, среднегодовые темпы прироста уровня образования как по всему населению, так и по каждой выделенной категории замедлились в 1989-1994 гг. по сравнению с 1979-1989 гг. Наиболее интенсивно выросла численность лиц с высшим образованием, сократилась численность населения с неполным средним образованием.
3. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. Образование представляет одну из ведущих отраслей экономики. В ней функционировало к середине 90-х гг. 68,4 тыс. российских государственных общеобразовательных школ, 7,5 тыс. профтехучилищ, 2.6 тыс. средних специальных и 569 высших учебных заведений, в которых одновременно обучалось более 26млн. человек и было занято 6 млн. работников.
Существуют два подхода к учету системы образования. Первый подход отраслевой, основан на учете юридических лиц (учебных заведений). Второй подход заключается в учете всего объема услуг в области образования, которые оказываются как юридическими, так и физическими лицами. Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведений, но и физических лиц. В практике статистического учета реализуется первый подход. Однако он ведет к недоучету части услуг в области образования, которые оказываются физическими лицами.